УИД 71RS0016-01-2024-002268-15
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01.07.2024 г. Новомосковск Тульской области
Новомосковский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Лазутиной Е.Р.,
при секретаре Ухаровой М.А.,
с участием истца помощника Новомосковского городского прокурора Грачковой И.С.,
представителя ответчика Казаковой С.В. в порядке ст. 50 ГПК РФ по ордеру адвоката Захаровой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1683/2024 по иску Новомосковского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Казаковой Светлане Валерьевне об обязании пройти профилактический медицинский осмотр,
установил:
Новомосковский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Казаковой С.В. об обязании пройти профилактический медицинский осмотр.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой г. Новомосковска проверкой соблюдения законодательства об охране здоровья граждан, а также законодательства, направленного на предупреждение распространения туберкулеза установлено, что в нарушение ст. 29, ст. 10 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 2, 4 ст. 8 Федерального закона от 18.06.2001 №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ», приказа от 21.03.2017 №124н Минздрава России, Казакова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, освободившаяся из мест лишения свободы ФКУ ИК-7 УФСИН России по Липецкой области по отбытию наказания 03.07.2020, в настоящее время зарегистрированная по адресу: <адрес> обязана проходить профилактические медицинские осмотры в целях выявления туберкулеза два раза в год в течение первых двух лет после освобождения из мест лишения свободы. Однако в добровольном порядке, указанные обязанности не выполняет. Согласно информации из ГУЗ «Новомосковская городская клиническая больница» Казакова С.В. в период с 03.07.2020 по настоящее время профилактический осмотр (флюорографическое исследование) в целях выявления туберкулеза в ГУЗ «НГКБ» не проходила с момента освобождения из мест лишения свободы.
Просит суд обязать Казакову С.В. пройти профилактический медицинский осмотр (флюорографическое исследование).
Помощник Новомосковского городского прокурора Грачкова И.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, по основаниям, указанным в иске, просила их удовлетворить.
Ответчик Казакова С.В. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом, заявлений, ходатайств не представила.
Представитель ответчика Казаковой С.В. в порядке ст. 50 ГПК РФ по ордеру адвокат Захарова Т.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица ГУЗ «НГКБ» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, и пояснил, что по данным региональной информационной системы здравоохранения Тульской области, Казакова С.В. проживающая по адресу: <адрес> в период с 01.01.2020 по настоящее время флюорографическое исследование в ГУЗ «НГКБ» не проходила.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон в порядке заочного производства.
Изучив доводы, изложенные в иске, выслушав помощника Новомосковского городского прокурора Грачкову И.С., представителя ответчика в порядке ст. 50 адвоката Захарову Т.С., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ст. 17, 18 Конституции РФ в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов.
Статьями 41, 42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья.
В силу положений ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ст. 8 данного Федерального закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п.п. 2, 6 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» охрана здоровья граждан – это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственноц власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психологического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Основными принципами охраны здоровья являются приоритетом охраны здоровья детей, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
Пункт 3 ст. 12 указанного Федерального закона установлено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними.
Правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в РФ в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены федеральным законом от 18.06.2001 №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ».
Согласно ч. 4 ст. 8 данного Федерального закона в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с вышеназванными нормами, приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2017 №124н утверждены порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, которые устанавливают правила проведения профилактических осмотров граждан (взрослых и детей) в целях выявления туберкулеза в медицинских организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, независимо от организационного-правовой формы. В соответствии с п. 2 данного порядка профилактические осмотры граждан проводятся в медицинских организациях по месту жительства, работы, службы, учебы, по месту отбывания наказания в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей.
Согласно п/п «г» п. 8 названного порядка профилактические осмотры представляют собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза, с применением следующих методов обследования в зависимости от возраста, в частности для взрослых – флюорография легких или рентгенография органов грудной клетки (легких).
Сроки проведения профилактических осмотров в отношении отдельных групп граждан определены приложением к данному порядку (п. 9 порядка).
Согласно приложению к Порядку и срокам проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, - в течение первых 2 лет после освобождения, профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза подлежат 2 раза в год.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц, а также не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В силу ч. 3 ст. 39 данного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательными для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» установлено, что в целях раннего выявления туберкулеза у взрослого населения прохождению профилактических медицинских осмотров подлежат граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, организация профилактических осмотров для выявления больных туберкулезом и контроль за их проведением осуществляются органами исполнительной сласти субъектов РФ в области охраны здоровья граждан (п. 799), профилактические медицинские осмотры проводятся в массовом, групповом (по эпидемическим показаниям) и индивидуальном порядке в медицинских организациях по месту жительства, работы, службы, учебы, или содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях (п. 800), по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год, в том числе, лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений в течение первых 2 лет после освобождения (п. 809).
Как следует из материалов дела Казакова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения находилась в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Липецкой области, освободилась по отбытию срока наказания 03.07.2020.
По данным ГУЗ «НГКБ» Казакова С.В. проживающая по адресу: <адрес>, в период с 01.01.2020 по настоящее время флюорографическое исследование в ГУЗ «НГКБ» не проходила.
Изложенное свидетельствует о том, что имеет место нарушение законодательства о здравоохранении, выразившееся в не прохождении обязательных профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза, ответчик не исполнил возложенную на него законом обязанность по прохождению профилактического медицинского осмотра в целях выявления туберкулеза.
Из представленных материалов следует, что прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что ответчик, освободившийся из мест лишения свободы, профилактические медицинские осмотры в целях выявления туберкулеза с установленной периодичность и в установленные сроки не прошел, чем подвергает опасности жизнь и здоровье других граждан, что затрагивает их права, свободы и законные интересы.
Уклонение ответчика от прохождения флюорографического обследования влечет за собой угрозу как для его жизни и здоровья, так и для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, и, в первую очередь, детей, контактировавших с ней, поскольку препятствует ранней диагностике заболевания, его своевременному лечению, способствует развитию активной и заразной формы туберкулеза.
Требование прокурора связано с возложением на ответчика обязанности по совершению действий, направленных на прохождение профилактического медицинского осмотра на предмет определения наличия либо отсутствия признаков заболевания туберкулезом.
При таких обстоятельствах имеются основания для возложения на ответчика в судебной порядке обязанности пройти медицинский осмотр, поскольку имеют место особые обстоятельства, связанные с угрозой наступления тяжких последствий ввиду причинения ущерба как здоровью ответчика, так и здоровью неопределенного круга лиц, соответственно, иск подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются в ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
В силу ст. 333.36 НК РФ истец от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем, по правилам ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 235, 237 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Новомосковского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Казаковой Светлане Валерьевне об обязании пройти профилактический медицинский осмотр, удовлетворить.
Обязать Казакову Светлану Валерьевну, <данные изъяты> в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения пройти в медицинской организации профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза после освобождения из места лишения свободы.
Взыскать с Казаковой Светланы Валерьевны в доход бюджета муниципального образования город Новомосковск государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.
Ответчик вправе подать в Новомосковский районный суд Тульской области заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня получения его копии. Заявление об отмене заочного решения должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки в судебное заседание и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на решение суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Тульский областной суд в апелляционном порядке путем подачи жалобы в Новомосковский районный суд Тульской в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение в окончательной форме изготовлено 01.07.2024.
Председательствующий