Дело № 2-6487/2022
УИД 23RS0040-01-2022-006487-58
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 13 октября 2022 г.
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Глущенко В.Н.,
при секретаре Василенко Н.Н.,
с участием:
представителя истца – старшего помощника прокурора Центрального административного округа г. Краснодара Краснодарского края ФИО4,
представителя ответчика - министерства здравоохранения Краснодарского края - ФИО5, действующего на основании доверенности № 13 от 10.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Горячий Ключ в интересах Малютиной Т. Г. к министерству здравоохранения Краснодарского края о возложении обязанности обеспечить льготными лекарственными препаратами,
установил:
Прокурор города Горячий Ключ, действуя в интересах Малютиной Т.Г., обратился в суд с иском к министерству здравоохранения Краснодарского края о возложении обязанности обеспечить льготными лекарственными препаратами.
В обоснование иска указано, что Малютина Т. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете ГБУЗ «Городская больница города Горячий Ключ» министерства здравоохранения Краснодарского края в связи с имеющимися заболеваниями: сахарный диабет 2 типа, диабетическая дистальная симметричная сенсорно-моторная полинейропатия конечностей, гипертоническая болезнь. Состоит на диспансерном учете врача-терапевта, врача-эндокринолога имеет право на обеспечение лекарственными препаратами по рецепту врача бесплатно в рамках регионального бюджета. В период времени с 16.02.2022 по 17.05.2022 врачом-терапевтом городской поликлиники ГБУЗ «Городская больница города Горячий Ключ» Малютиной Т.Г. выписаны рецепты на лекарственные препараты: серия 03-22-04 № 1253899 от 16.02.2022 - «Дапаглифлозин» 10 мг. № 30-1 упаковка; № 1262935 от 17.05.2022 - «Эмпаглифлозидс» 25 мг. № 30 - 1 упаковка; № 1262936 от 17.05.2022 - «Метформин» 1000 мг. № 60 - 1 упаковка. № 1262935 от 17.05.2022 - «Эмпаглифлозидс» 25 мг. № 30 - 1 упаковка; № 1262936 от 17.05.2022 - «Метформин» 1000 мг. № 60 - 1 упаковка. В связи с отсутствием необходимых Малютиной Т.Г. лекарственных препаратов в филиале № 31 вышеуказанные рецепты поставлены на отсроченное обеспечение. Указанные обстоятельства явились поводом для обращения в суд.
На основании изложенного, истец просит обязать министерство здравоохранения Краснодарского края обеспечить Малютину Т. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами «Дапаглифлозин», «Эмпаглифлозидс», «Метформин», в соответствии с медицинскими показаниями в необходимом количестве. Обратить решение суда по обеспечению Малютиной Т.Г. «Дапаглифлозин», «Эмпаглифлозидс», «Метформин», к немедленному исполнению.
В судебном заседании старший помощник прокурора Центрального округа г. Краснодара ФИО4 настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика министерства здравоохранения Краснодарского края в судебном заседании против исковых требований возражала.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, в направленном в суд заявлении просил в иске отказать.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и, дав оценку собранным по делу доказательствам, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Также в соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В соответствии со ст.ст. 7, 41 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняется здоровье людей; каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно Правилу 2 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20.12.1993, государствам следует обеспечить доступ инвалидам к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут им потребоваться для поддержания или повышения уровня их жизнедеятельности.
Социальная защита инвалидов согласно ст. 4 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) охрана здоровья в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи согласно ч. 2 ст. 19 Закона № 323-ФЗ.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ч. 3 ст. 80 Закона № 323-ФЗ).
В силу п. 3 ч. 1 ст. 16 Закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень.
При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Согласно Положению о министерстве здравоохранения Краснодарского края, утвержденному Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 № 742 (далее - Положение), Министерство является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и координацию деятельности в области охраны здоровья населения в Краснодарском крае.
В соответствии с указанным Положением к полномочиям Министерства относится, в том числе, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиям; организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной законодательством Российской Федерации, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями.
Установлено, что Малютина Т. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете ГБУЗ «Городская больница города Горячий Ключ» министерства здравоохранения Краснодарского края в связи с имеющимися заболеваниями: сахарный диабет 2 типа, диабетическая дистальная симметричная сенсорно-моторная полинейропатия конечностей, гипертоническая болезнь. Состоит на диспансерном учете врача-терапевта, врача-эндокринолога имеет право на обеспечение лекарственными препаратами по рецепту врача бесплатно в рамках регионального бюджета.
Как указывает истец, в период времени с 16.02.2022 по 17.05.2022 врачом-терапевтом городской поликлиники ГБУЗ «Городская больница города Горячий Ключ» Малютиной Т.Г. выписаны рецепты на лекарственные препараты: серия 03-22-04 № 1253899 от 16.02.2022 - «Дапаглифлозин» 10 мг. № 30-1 упаковка; № 1262935 от 17.05.2022 - «Эмпаглифлозидс» 25 мг. № 30 - 1 упаковка; № 1262936 от 17.05.2022 - «Метформин» 1000 мг. № 60 - 1 упаковка, № 1262935 от 17.05.2022 - «Эмпаглифлозидс» 25 мг. № 30 - 1 упаковка; № 1262936 от 17.05.2022 - «Метформин» 1000 мг. № 60 - 1 упаковка. В связи с отсутствием необходимых Малютиной Т.Г. лекарственных препаратов в филиале «Аптека № 31» государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Кубаньфармация» в г. Горячий Ключ вышеуказанные рецепты поставлены на отсроченное обеспечение.
По состоянию на 30.06.2022, вопреки установленным требованиям закона, Малютина Т.Г. не обеспечена необходимыми лекарственными препаратами.
В силу положений ст. ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
В состав предоставляемого данным гражданам набора социальных услуг включаются социальные услуги в виде обеспечения в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Из системного толкования действующего законодательства в сфере бесплатного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан следует, что бесплатное предоставление по рецептам врача лекарственных средств инвалидам является государственной гарантией Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите.
Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.
Необеспечение необходимым по жизненным показаниям лекарственным препаратом инвалида является недопустимым, не отвечает основным принципам в сфере охраны здоровья граждан. Обеспечение инвалидов необходимыми лекарственными препаратами должно осуществляться непрерывно и не ставиться в зависимость от финансирования, должно исходить из фактической потребности в лекарственных препаратах, прерывание медикаментозного лечения недопустимо и ставит в опасность жизнь и здоровье лиц, нуждающихся в приеме жизненно необходимых лекарственных препаратов.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона № 323-ФЗ организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан.
Из указанного следует, что организация закупок лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения отдельных групп населения, как за счет субвенций из федерального бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, т.е. отнесено к компетенции Министерства здравоохранения Краснодарского края.
Исходя из вышеуказанных нормативных актов, следует, что обязанность по обеспечению инвалидов бесплатно медицинскими изделиями для паллиативной помощи на основании решения врачебной комиссии возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к которому относится министерство здравоохранения Краснодарского края.
На территории муниципального образования город Горячий Ключ деятельность по обеспечению граждан, имеющих право на льготное обеспечение медикаментами, осуществляет филиал «Аптека № 31» государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Кубаньфармация» в г. Горячий Ключ.
Как следует из расписки, составленной Малютиной Т.Г. 05.08.2022, подлинность которой не оспаривалась в судебном заседании, она обеспечена лекарственными препаратами за счет средств ГБУЗ «Городская больница г. Горячий Ключ» МЗ КК по рецептам с 03-22-04 №1268002, 1253899, 1262935 (вместо этих рецептов выписан рецепт 1270815, лекарства получены в полном объеме, претензий к ЛПУ не имеет).
Также обеспечение Малютиной Т.Г. лекарственными препаратами согласно выписанным рецептам подтверждается отчетом об обслуживании рецептов пациента с 01.01.2022 по 16.08.2022, из которого следует, что получены препараты по рецептам от 03-22-04: 1250528, 1250529, 1253898, 1253899, 1256790, 1262935, 126936, 1268002, 1268003, 1270815.
В связи с изложенным, заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с п. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права, законных оснований для защиты еще не нарушенных прав на получение лекарственных препаратов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований прокурора города Горячий Ключ в интересах Малютиной Т. Г. к министерству здравоохранения Краснодарского края о возложении обязанности обеспечить льготными лекарственными препаратами отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара.
Судья Первомайского
районного суда г. Краснодара В.Н. Глущенко
мотивированное решение изготовлено 20.10.2022