дело №2-3870/2023
УИД: 91RS0002-01-2023-006171-75
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 сентября 2023 года город Симферополь
Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Цыкуренко А.С.
при секретаре Дресвянниковой Е.М.,
с участием представителя истца – Хиндиканина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Администрации города Симферополя Республики Крым, третье лицо – МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,-
у с т а н о в и л :
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО3 обратились в суд к Администрации города Симферополя Республики Крым о признании за ФИО1, ФИО2, ФИО4 и ФИО3 права собственности в порядке приватизации на жилое помещение – <адрес>, жилой площадью 36,5 кв.м., общей площадью – 68,3 кв.м, в равных долях, то есть по 1/4 доли за каждым.
Исковое заявление мотивировано тем, что ФИО1 27 октября 2016 года заключил Договор социального найма жилого помещения № 2910 с Администрацией города Симферополя Республики Крым. Дополнительным соглашением «О внесении изменений в договор социального найма жилого помещения от 27.10.2016 года № 2910» от 07.04.2023 года внесены изменения. Согласно вышеуказанного Дополнительного соглашения Истцу предоставляется в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение находящееся в муниципальной собственности, состоящее из трех комнат жилой площадью 36,5 кв.м.. общей площадью 68,3 кв.м, по адресу: <адрес>. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: ФИО2 – жена ФИО4 – дочь, ФИО3 - сын. Истцы зарегистрированы и постоянно проживают в указанном жилом помещении, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, исполняют иные обязанности, предусмотренные законодательством. Жилое помещение внесено в Реестр Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым 07 марта 2023 № 10400/40/05-15. В соответствии с п. 9.1. Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда), муниципального образования», утвержденного постановлением администрации города Симферополя от 27.03.2017 № 767 (с изменениями и дополнениями). Истцами были собраны все необходимые документы и подано заявление для приватизации жилого помещения из жилищного муниципального фонда. Однако МКУ Департаментом развития муниципальной собственности администрации города Симферополя был предоставлен ответ, что на вышеуказанное помещение право муниципальной собственности не зарегистрировано, в связи с чем, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.
В процессе рассмотрения дела судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя РК.
В судебном заседании представитель истцов поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили.
Представитель ответчика Администрации города Симферополя Республики Крым направил письменные возражения в которых просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Руководствуясь статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон по делу.
Изучив доводы иска, исследовав материалы рассматриваемого гражданского дела, материалы инвентаризационного дела № 6818 и, оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливается, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, результат чего суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
В силу ст. ст. 1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года, с последующими изменениями, приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации, на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном фонде.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Как указано в статье 11 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 (ред. от 20.12.2017) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Приватизация жилого фонда осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а также на основании действующего административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Заключение договоров бесплатной передачи в собственность граждан жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности» утвержденного постановлением администрации города Симферополя от 27.03.2017 № 767.
Так согласно п. 9.1 данного регламента установлен перечень документов, обязательных к предоставлению заявителем для получения муниципальной услуги: заявление на приватизацию занимаемого жилого помещения муниципального жилищного фонда, подписанное всеми членами семьи нанимателя, зарегистрированными в приватизируемом жилом помещении, за несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, заявление подписывают родители (усыновители), опекуны; заявления от совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, не желающих принимать участие в приватизации жилого помещения, о согласии на передачу его в собственность других членов семьи; документ, удостоверяющий личность заявителя и всех членов семьи (представителя заявителя); документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, уполномоченного на подачу документов и получение результата оказания муниципальной услуги (в случае обращения представителя заявителя); документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением; справка из управляющей организации, осуществляющей деятельность по управлению муниципальным жилищным фондом, - выписка из финансового лицевого счета жилого помещения (квартиры) о состоянии расчетов по коммунальным начислениям, в случае нахождения многоквартирного дома на непосредственном управлении, предоставляется выписка из финансового лицевого счета из организации, с которой заключен договор на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома; разрешение органов опеки и попечительства на приватизацию муниципального жилого помещения (в случае приватизации жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет); согласие родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства на приватизацию муниципального жилого помещения (в случае приватизации жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 лет до 18 лет) осуществляется с предварительного разрешения органов опеки и попечительства; справки о подтверждении неиспользованного права на приватизацию жилых помещений, выдаваемые по месту регистрации на территории Российской Федерации с 4 июля 1991 года, а на территории Республики Крым - с 21 марта 2014 года; согласие заявителей на обработку персональных данных.
Подписи граждан на заявлениях и копиях данных документов удостоверяются специалистом Департамента или в нотариальном порядке.
Между Администрацией города Симферополя Республики Крым и ФИО1 был заключен договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в бессрочное владение и пользование передается жилое помещение - <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, корп. А.
Согласно ответу ОАСР УВМ МВД по Республике Крым от 05.09.2023 года № 48/34736, по имеющимся сведениям автоматизированной системы УВМ МВД по <адрес>:
- ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>;
- ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.. уроженка <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>
- ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.. уроженец <адрес> Крым, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>
- ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.. уроженка <адрес> АР Крым, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>
С целью реализации права на приватизацию жилых помещений, истец обратился с заявлением МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя.
Исходя из ответа МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя от 19.07.2023 №9840/40/05/05-06 Департаментом подавалось заявление о государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием городской округ Симферополь Республики Крым на вышеуказанный объект и на данный момент объект недвижимости включён в перечень на закупку технической документации для регистрации права муниципальной собственности.
Зарегистрировать право собственности на жилое помещение истцам не представляется возможным ввиду отсутствия зарегистрированного права муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Исходя из ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, применимы нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Данная норма устанавливает, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, а так же отсутствие государственной регистрации права собственности муниципального образования на жилое помещение не препятствуют осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Согласно ответу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 13.09.2023 года № 78807/18, в ЕГРН содержаться сведения о жилом помещении с кадастровым номером: №, расположенное по адресу: Крым<адрес> площадью: 36.4 кв.м., право собственности на помещение не зарегистрировано.
В ходе судебного разбирательства спора о вещных правах на №, жилой площадью 36,5 кв.м., общей площадью – 68,3 кв.м., не заявлено, правопритязания на указанный объект не установлены.
В силу ст.15 и ст.16 Жилищного Кодекса РФ объектом жилищных прав является жилое помещение, которым может быть жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Из материалов дела усматривается, что ранее истцы участия в приватизации на территории Российской Федерации не принимали.
Администрацией города Симферополя доказательств обратного суду не представлено.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Принимая во внимание представленные и исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на бесплатную приватизацию <адрес> жилой площадью 36,5 кв.м., общей площадью – 68,3 кв.м, что является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.2, 5, 11, 55, 67, 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л :
исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Администрации города Симферополя Республики Крым, третье лицо – МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – удовлетворить.
Признать за ФИО1, ФИО2, ФИО4 и ФИО3 права собственности на жилое помещение – <адрес>, жилой площадью 36,5 кв.м., общей площадью – 68,3 кв.м, в равных долях, то есть по 1/4 доли за каждым в порядке Закона Российской Федерации № 1541-1 от 04 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29.09.2023 года.
Судья А.С. Цыкуренко