дело № 2-969/2024
25RS0007-01-2019-004892-92
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 мая 2024 года г. Артем Приморского края
Артемовский городской суд Приморского края в составе:
судьи Гладских Д.Ю.,
при секретаре Лёвиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску публичного акционерного общества Страховая компания «Росгосстрах» к Метасёвой (Лукиной) Анастасии Сергеевне о возмещении ущерба в порядке регресса,
установил:
ПАО СК «Росгосстрах» обратилось в суд с названым иском, указав, что указав о дорожно-транспортном происшествии <дата>, в результате которого причинены механические повреждения транспортному средству <данные изъяты> ДТП произошло по вине водителя Лукиной А.С., управлявшего транспортным средством <данные изъяты> который нарушил требования Правил дорожного движения. На момент дорожно-транспортного происшествия гражданская ответственность водителя (виновника) была застрахована по договору ОСАГО в ПАО СК «Росгосстрах». Потерпевшее лицо обратилось к своему страховщику по договору ОСАГО в порядке прямого возмещения убытков, который урегулировал убыток и выплатил потерпевшему страховое возмещение в размере 100 000 рублей.
В связи с неисполнением обязанности по уведомлению страховщика о страховом случае в течение 5 рабочих дней с момента ДТП, ПАО СК «Росгосстрах» просило взыскать с Лукиной А.С. в порядке регресса 100 000 руб. и расходы на оплату государственной пошлины в размере 3 200 руб.
Представитель ПАО СК «Росгосстрах» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, в деле имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
В судебное заседание ответчик Метасёва (Лукина) А.С. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела дважды извещалась по известному месту жительства, заказная корреспонденция возвращена в адрес суда за истечением срока хранения.
При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, и подтверждается материалами дела, <дата> в районе <адрес> в <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомашин <данные изъяты>. ДТП произошло по вине водителя транспортного средства <данные изъяты> – Лукиной А.С., которая в нарушение п. 10.1 Правил дорожного движения, при повороте налево совершила столкновение с припаркованным автомобилем <данные изъяты>
На момент дорожно-транспортного происшествия гражданская ответственность водителя при управлении транспортным средством <данные изъяты>, была застрахована по договору ОСАГО серия ККК <номер> в ПАО СК «Росгосстрах».
Собственнику транспортного средства <данные изъяты> АО «АльфаСтрахование» по указанному страховому случаю произвело выплату страхового возмещения в размере 100 000 рублей, что подтверждено платежным поручением <номер> от <дата>.
Также материалами дела установлено возмещение страховой выплаты истцом <дата> платежным поручением <номер> в пользу АО «АльфаСтрахование» в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
Согласно подпункту «ж» пункта 1 статьи 14 Федерального закона от <дата> N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», действовавшего в период спорных правоотношений, к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если, указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.
На основании пункта 2 статьи 11.1 Федерального закона от <дата> №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции извещение о дорожно-транспортном происшествии, заполненное в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, если иное не установлено настоящим пунктом, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.
Как установлено из материалов дела, ответчиком Лукиной А.С. извещение о дорожно-транспортном происшествии в страховую компанию не направлено.
Вместе с тем, Федеральным законом N 88-ФЗ от <дата> "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 40-ФЗ от <дата> "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" признан утратившим силу.
С исковыми требованиями истец обратился в суд <дата>, т.е. после того, как названный подпункт утратил свою силу.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 1059-О подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО о праве регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред, призван обеспечить баланс интересов страховщика и страхователя.
Конституционным Судом Российской Федерации также указано, что обязанность по представлению документов о ДТП сопряжена с обязанностью застрахованных лиц по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО, представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования, а также для обеспечения этих целей не приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП.
С учетом приведенного толкования, представление страховщику уведомления о совершенном ДТП обеспечивает совершение последним действий, связанных с осмотром и (или) независимой технической экспертизой поврежденных транспортных средств, осуществляемых с целью обеспечения баланса интересов (пункт 3 статьи 11.1 Закона об ОСАГО). Уклонение страхователя от совершения указанных действий также является самостоятельным основанием для перехода к страховщику права требования потерпевшего к лицу, причинившему вред (положения подпункта "з" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО).
При этом действия страховщика по проведению осмотра поврежденного транспортного средства в равной степени обеспечивают баланс интересов сторон, позволяя подтвердить факт наступления страхового случая, установить размер причиненного ущерба. Таким образом, нарушение срока представления транспортного средства может быть нивелировано фактическими обстоятельствами последствий допущенного нарушения, когда страховщик не лишен возможности осуществить указанные действия, произвести выплату страхового возмещения или выдать направление на ремонт.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ <дата>, не направление страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность причинителя вреда, экземпляра извещения о дорожно-транспортном происшествии, документы о котором оформлены без участия сотрудников полиции, не является безусловным основанием для удовлетворения регрессных требований на основании подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 Федерального закона от <дата> N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Суд полагает, что страховщик, имея один из двух бланков извещения о ДТП, представленный потерпевшей стороной, не доказал нарушение его интересов со стороны виновника ДТП Лукиной А.С. непредставлением своего бланка извещения о ДТП, поскольку данных документов оказалось достаточно для принятия решения о возмещении страховой выплаты, произведенной страховщиком потерпевшему.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования публичного акционерного общества Страховая компания «Росгосстрах» к Метасёвой (Лукиной) Анастасии Сергеевне о возмещении ущерба в порядке регресса оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Артемовский городской суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья Д.Ю. Гладских