Судебный акт #1 (Решение) по делу № 71-233/2023 от 20.04.2023

Судья Файзрахманова Л.А.

Дело № 71-233/2023

УИД 59RS0044-01-2022-003427-75

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 03 мая 2023г.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «ОВМ Универсал» Ивуть Елены Вальдемаровны на постановление судьи Верещагинского районного суда Пермского края от 04апреля2023г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «ОВМ Универсал»,

установил:

постановлением судьи Верещагинского районного суда Пермского края от 04 апреля 2023 г. общество с ограниченной ответственностью «ОВМ Универсал» (далее – ООО «ОВМ Универсал», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в краевой суд, законный представитель ООО «ОВМ Универсал» Ивуть Е.В. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на допущенные процессуальные нарушения при рассмотрении дела и отсутствие доказательств трудовых отношений между ООО «ОВМ Универсал» и иностранным гражданином Э. Ф.

В судебном заседании в краевом суде законный представитель ООО «ОВМ Универсал» Ивуть Е.В., извещенная надлежащим образом, участие не принимала. От защитника ООО «ОВМ Универсал» Кочергина К.Д. поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ООО «ОВМ Универсал».

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дополнительные документы, судья краевого суда приходит к следующему.

Частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

Как усматривается из постановления судьи и материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило то обстоятельство, что 28 февраля 2023 г. в МО МВД России «Верещагинский» в отделении по вопросам миграции, по адресу: **** 42 установлено, что с 25 января 2023 г. юридическое лицо ООО «ОВМ Универсал» привлекло к трудовой деятельности гражданина *** Э., дата года рождения, который осуществлял трудовую деятельность на строящемся объекте школы ** ****, где выполнял работу подсобного рабочего. ООО «ОВМ Универсал», являясь заказчиком работ (услуг) по отношению к гражданину *** Э. (работник) в срок с 26 января 2023 г. по 30 января 2023 г. не направило в адрес отделения по вопросам миграции МО МВД России «Верещагинский» уведомление о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнению работ (оказание услуг) с иностранным гражданином, чем нарушило часть 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

С таким постановлением судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Статья 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1,3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Частью 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Согласно части 4.1 данной статьи протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трех дней со дня его составления.

Из анализа приведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.

Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.

Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 15 марта 2023 г. в отсутствие законного представителя юридического лица и защитника.

Как следует из материалов дела, уведомление № 13/3823 от 28 февраля 2023 г. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении направлено ООО «ОВМ Универсал» заказным письмом с уведомлением по месту регистрации юридического лица по адресу: ****1 (л.д.42-44).

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в целях соблюдения установленных статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденных приказом АО «Почта России» от 21 июня 2022 г. № 230-п, в части касающейся почтового отправления разряда «Судебное».

Указанные разъяснения применимы и к случаям извещения указанного лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 г. № 234, почтовые отправления разряда «Судебное» и разряда «Административное» при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней. При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда «Судебное» и разряда «Административное» день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются. Срок хранения почтовых отправлений (почтовых переводов) исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления (почтового перевода) в объект почтовой связи места назначения.

Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с официального сайта АО «Почта России» с почтовым идентификатором **, поступившая по юридическому адресу ООО «ОВМ Универсал» корреспонденция после неудачной попытки вручения 09 марта 2023 г., была возвращена отправителю за истечением срока хранения 16 марта 2023 г.

При этом протокол об административном правонарушении в отношении общества был составлен 15 марта 2023 г., то есть до истечения срока хранения почтовой корреспонденции и в отсутствии сведений о надлежащем уведомлении юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Иными способами общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не уведомлялось, о проведении проверки и о выявленном нарушении юридическое лицо также не извещалось.

Таким образом, на дату составления протокола об административном правонарушении у должностного лица административного органа отсутствовали сведения о надлежащем уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, о проведении процессуальных действий. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, его законного представителя или его защитника с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На момент рассмотрения дела в суде административный орган также не предоставил доказательств надлежащего извещения общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Доводы ведущего специалиста-эксперта отделения по вопросам миграции МО МВД России «Верещагинский» Б. относительно иного исчисления срока хранения почтовых отправлений, изложенные в письме ** от 02 мая 2023 г., не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании приведенных выше положений.

Судьей районного суда соблюдение положений Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений от 21 июня 2022 г. № 230-п проверено не было, в связи с чем выводы постановления судьи районного суда о надлежащем извещении юридического лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении являются необоснованными.

Несоблюдение процессуальных требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и порядка привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, влечет нарушение права этого лица на защиту.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.

Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалобы невозможно.

Указанное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого по делу постановления.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление судьи Верещагинского районного суда Пермского края от 04 апреля 2023, вынесенное в отношении ООО «ОВМ Универсал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене; производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

решил:

постановление судьи Верещагинского районного суда Пермского края от 04 апреля 2023 г. состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ОВМ Универсал», отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Судья - (подпись)

71-233/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ООО "ОВМ Универсал"
Другие
Ивуть Елена Вальдемаровна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Синицына Татьяна Анатольевна
Статьи

ст.18.15 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--perm.sudrf.ru
20.04.2023Материалы переданы в производство судье
03.05.2023Судебное заседание
03.05.2023Вступило в законную силу
04.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее