Дело № 2-100/2022
УИД 21RS0014-01-2022-000056-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2022 года п. Урмары
Урмарский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Калининой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Кузьминой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Большечакинского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Большечакинского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на следующие объекты бесхозяйного недвижимого имущества: газопровод-ввод к котельной МУК «Большечакинский КДЦ», расположенный по адресу: (адрес изъят), кадастровый номер объекта №; газопровод-ввод к котельной Большечакинского ФАП, расположенный по адресу: (адрес изъят), протяженностью 116 м, кадастровый номер объекта №; газопровод-ввод к котельной ФАП д. Новое Шептахово, расположенный по адресу: (адрес изъят), протяженностью 12 м, кадастровый номер объекта №.
Заявление мотивировано тем, что указанные объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории Большечакинского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики приняты на учет Управлением Федеральной Регистрационной службы по Чувашской Республике в качестве бесхозяйных. Вышеуказанные объекты недвижимого имущества состоят на учете в качестве бесхозяйной недвижимой вещи более трех месяцев, что подтверждается выпиской из ЕГРН о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от (дата) Обращений о признании права собственности на данные объекты до настоящего времени не поступало.
Ссылаясь на ст. 225 ГК РФ заявитель просил признать за Большечакинским сельским поселением Урмарского района Чувашской Республики право муниципальной собственности на указанные выше объекты недвижимого имущества.
Определением суда от 25.02.2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация Урмарского района ЧР, Министерство экономического развития и имущественных отношений ЧР, МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий-Эл, Чувашской Республике и Пензенской области.
Представитель заявителя - глава администрации Большечакинского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики НВА просила рассмотреть дело без ее участия, о чем представила суду заявление. В заявлении указала так же, что заявленные требования поддерживает и просит их удовлетворить.
Заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ЧР, администрация Урмарского района ЧР, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своих представителей не направили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, возражений на заявление не представили, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителей заинтересованных лиц.
Заинтересованное лицо – Министерство экономического развития и имущественных отношений ЧР, просило рассмотреть дело без участия его представителя, о чем указало в отзыве на иск. В отзыве на иск Министерство экономического развития и имущественных отношений ЧР одновременно проинформировало суд, что объекты недвижимого имущества о признании права собственности на которые претендует заявитель в реестре государственного имущества Чувашской Республики не числятся.
Заинтересованное лицо - МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий-Эл, Чувашской Республике и Пензенской области просило рассмотреть дело без участия их представителя, о чем представило суду заявлении. В заявлении МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий-Эл, Чувашской Республике и Пензенской области одновременно проинформировало суд, что объекты недвижимого имущества о признании права собственности на которые претендует заявитель в реестре федерального имущества не числятся, ввиду чего разрешение настоящего заявления оставляют на усмотрение суда.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно пункту 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В пункте 1 статьи 225 ГК РФ указано, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения).
Исходя из содержания статьи 225 ГК РФ бесхозяйность недвижимого имущества предполагает отсутствие или неизвестность его собственника, а также условием рассмотрения заявления о признании имущества бесхозяйным является отсутствие спора о праве. Именно эти факты входят в предмет доказывания по данной категории дел и подлежат установлению в судебном заседании.
Таким образом, для признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в особом порядке необходима совокупность обязательных условий, перечисленных выше.
Порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, определен в главе 33 ГПК РФ.
На основании ч. 2 статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В то же время согласно ч. 3 статьи 263 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
По смыслу изложенных правовых норм принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, а также последующее признание за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке на основании статьи 225 ГК РФ возможно только в случае отсутствия правопритязаний иных лиц на такое имущество. При этом отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
В судебном заседании установлено, что объекты бесхозяйного недвижимого имущества: газопровод-ввод к котельной МУК «Большечакинский КДЦ», расположенный по адресу: (адрес изъят) протяженностью 7 м, кадастровый номер объекта №; газопровод-ввод к котельной Большечакинского ФАП, расположенный по адресу: (адрес изъят), протяженностью 116 м, кадастровый номер объекта №; газопровод-ввод к котельной ФАП д. Новое Шептхово, расположенный по адресу: (адрес изъят), протяженностью 12 м, кадастровый номер объекта № являются линейными объектами недвижимости и в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества приняты на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике 26.04.2021 г., о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимость внесены записи о принятии на учет. Данное обстоятельство подтверждается Уведомлениями о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от 26.04.2021 г. и Выписками из ЕГРН от 24.03.2022 г.
Таким образом, с момента постановки этих сооружений на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости и до момента возбуждения дела о признании права муниципальной собственности на эти объекты истекло более трех месяцев.
Из письма Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области от 14.03.2022 г. №13-ИВ/3373 следует, что сведения об объектах недвижимости, на которые просит признать право муниципальной собственности как на бесхозяйный объект заявитель администрация Большечакинского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики, по состоянию на 14.03.2022 г. в реестре федерального имущества отсутствуют.
В Реестре государственного имущества Чувашской Республики данные объекты также не значатся (письмо Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от 17.03.2022 г. № 19/19-05-3988).
В реестре муниципальной собственности Урмарского района Чувашской Республики данные объекты также не значатся (письмо Главы администрации Урмарского района ЧР от 16.03.2022 г. № 02/01-07-963).
Анализируя обстоятельства дела и исследованные доказательства, суд признает, что собственники линейных объектов недвижимости: газопровод-ввод к котельной МУК «Большечакинский КДЦ», расположенный по адресу: (адрес изъят), протяженностью 7 м, кадастровый номер объекта №; газопровод-ввод к котельной Большечакинского ФАП, расположенный по адресу: (адрес изъят), протяженностью 116 м, кадастровый номер объекта №; газопровод-ввод к котельной ФАП д. Новое Шептхово, расположенный по адресу: (адрес изъят), протяженностью 12 м, кадастровый номер объекта № не известны.
На протяжении более трех месяцев с момента постановки в установленном законом порядке вышеуказанных линейных объектов недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйных, какие-либо лица о своих правах на эти объекты не заявили. Следовательно, вышеуказанные линейные объекты недвижимого имущества, являются бесхозяйными.
Согласно части 2 статьи 293 ГПК РФ, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Принимая решение, суд учитывает также нижеследующее.
Согласно пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
При таком положении, учитывая, что оборотоспособность объектов нежилого фонда законом не запрещена и не ограничена, а поэтому их нахождение в муниципальной собственности Большечакинского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики - не противоречит требованиям действующего законодательства, а приобретение права муниципальной собственности на данные сооружения имеет своей целью решение вопросов местного значения поселения, суд находит, что заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать право муниципальной собственности муниципального образования Большечакинское сельское поселение Урмарского района Чувашской Республики на:
- газопровод-ввод к котельной МУК «Большечакинский КДЦ», расположенный по адресу: (адрес изъят), протяженностью 7 м, кадастровый номер объекта №;
- газопровод-ввод к котельной Большечакинского ФАП, расположенный по адресу: (адрес изъят), протяженностью 116 м, кадастровый номер объекта №;
- газопровод-ввод к котельной ФАП д. Новое Шептхово, расположенный по адресу: (адрес изъят), протяженностью 12 м, кадастровый номер объекта №.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия через Урмарский районный суд Чувашской Республики.
Судья Калинина Л.А.