Дело №2-331/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 февраля 2024 г. г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи - Макоед Ю.И.
при секретаре – Шереужевой А.Х.,
при участии представителя истца ФИО2 – ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес>, третье лицо: Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, об определении вида разрешенного использования земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес>, в котором просит признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Севастополь, пгт. <адрес>, <адрес>, площадью 331 кв.м. с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)».
ФИО2 обратилась в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес> и просит признать за ней право на осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Севастополь, пгт. <адрес>, <адрес>, по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2023-№ № об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, а именно на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)» бесплатно.
Требования мотивированы тем, что истец на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Севастополь, пгт. <адрес>, <адрес>, площадью 331 кв. м с видом разрешенного использования «ведение огородничества (код 13.1)», запись о государственной регистрации права частной собственности № №-92/002/2023-3 от ДД.ММ.ГГГГ.
Истцом для осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Севастополь, пгт. <адрес>, <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2023-№ в орган регистрации представлено заявление от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2023-№ об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, а именно на «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)».
Уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2023-№/2 Истцу сообщено, что осуществление действий по государственному кадастровому учету приостанавливается до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах Андреевского, Качинского, Верхнесадовского, Терновского, Орлиновского внутригородских муниципальных образований» (далее - ПЗЗ), выше указанный земельный участок расположен в Зоне индивидуального жилищного строительства Ж-2.1/К/-/2. Предельный минимальный размер земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)» в указанной зоне составляет 400 кв. м.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № имеет площадь 331 кв. м.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования на «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)» приведет к нарушению соблюдения нормативов установленных ПЗЗ.
Рекомендовано изменить вид разрешенного использования с учетом нормативов, установленных ПЗЗ.
Истец полагает, что иным способом во внесудебном порядке восстановить нарушенные права не сможет.
С учетом уточнений, истец просит определить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Севастополь, пгт. <адрес>, <адрес> «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)» бесплатно.
Истец в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом уведомлённой о месте, дате и времени проведения судебного заседания.
Представитель истца ФИО2 - ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика возражений на исковое заявление суду не представил, представителя в судебное заседание не направил, будучи надлежащим образом, уведомлённым о месте, дате и времени проведения судебного заседания. К исковому заявлению также приложены доказательства направления ответчику копии искового заявления и приложенных к нему материалов.
Третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, возражений на исковое заявление суду не представили, представителей в судебное заседание не направили, будучи надлежащим образом уведомлёнными о месте, дате и времени проведения судебного заседания. К исковому заявлению также приложены доказательства направления третьему лицу копии искового заявления и приложенных к нему материалов.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон, их представителей, представителей третьего лица по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Суд установил, что ФИО2 на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Севастополь, пгт. <адрес>, <адрес>, площадью 331 кв. м с видом разрешенного использования «ведение огородничества (код 13.1)». Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем Управлением государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя осуществлена запись № №-92/002/2023-3.
Ранее данный участок находился у ФИО2 в аренде на основании решения Качинского поселкового совета о передаче в аренду на 5 лет земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, решения Качинского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ № о продлении договора аренды №-К-01 от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 49 лет.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя с заявлением о внесении изменений в государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на земельный участок с кадастровым номером № площадью 331 кв. м с видом разрешенного использования земельного участка вместо «ведение огородничества (код 13.1)» «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)».
Уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2023-№/2 Истцу сообщено, что осуществление действий по государственному кадастровому учету приостанавливается до ДД.ММ.ГГГГ, рекомендовано изменить вид разрешенного использования с учетом нормативов, установленных ПЗЗ.
Как свидетельствуют данные из ЕГРН, сведения о земельном участке с кадастровым № № внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют статус «ранее учтенный».
Согласно с заключением о соблюдении технических регламентов при размещении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства в целях изменения основного вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, п. <адрес>, ул. П. Осипенко, специалиста ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ООО «Проект», установлено, что изменение основного вида разрешенного использования с вида разрешенного использования «Ведение огородничества» (код 13.1) на «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) для земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, п. <адрес>, ул. П. Осипенко, соответствует установленным правилам землепользования и застройки <адрес>, а также требованиям технических регламентов Российской Федерации:
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ) в части обеспечения противопожарных разрывов до объектов капитального строительства, расположенных на смежных земельных участках;
«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ), а также требованиям градостроительных, строительных, санитарно-эпидемиологических и иных норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации, что удовлетворяет требованиям пункту 3 статьи 37 «Градостроительного Кодекса РФ» №190-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
Изменение основного вида разрешенного использования на «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) не повлечет нарушения требований технических регламентов, в том числе устанавливающих требования по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, и с соблюдением технических условий, прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, возможность причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.
Предметом обращения истца является изменение вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка.
Частью первой ст. 7 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень категорий земель.
Согласно ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законам.
Частями 1, 2, 4 статьи 37 ГрК РФ установлено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Пунктами 1, 2 статьи 1, статьей 2 Федерального конституционного закона №-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального конституционного закона «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в статью 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» внесены, в том числе, следующие изменения:
- часть 1.1 после слов «сделок с ним» дополнить словами «, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи)»;
- часть 1.2 признать утратившей силу.
В соответствии со статьей 2 данный документ вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - ДД.ММ.ГГГГ).
Действие положений частей 1.1 и 1.4 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в редакции настоящего Федерального конституционного закона) распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
В тоже время, частью 1.1 статьи 12.1 вышеуказанного Закона №-ФКЗ, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере. Таким образом, Правительство Севастополя, в соответствии с вышеуказанными положениями, не лишено возможности устанавливать особенности регулирования градостроительных отношении путем принятия своих подзаконных нормативных правовых актов.
Согласно абзацу 1 статьи 6 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>» (далее – Закон №-ЗС) разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
В соответствии со статьей 13 Закона №-ЗС до ДД.ММ.ГГГГ предоставление земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственной собственности, изменение (установление) разрешенного использования земельного участка осуществляется вне зависимости от наличия правил землепользования и застройки, документов территориального планирования, лесохозяйственных регламентов, документации по планировке территории. Правила землепользования и застройки могут быть разработаны до утверждения документов территориального планирования.
Процедура изменения видов разрешенного использования земельных участков и (или) объектов капитального строительства, расположенных на территории <адрес>, в соответствии с положениями статьи 13 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>» регулируется Временным порядком изменения вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории <адрес>, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП (далее Временный порядок, Порядок).
Частью 3 статьи 38 Закона <адрес> №-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «О правовых актах <адрес>» установлено, что правовые акты действуют неопределенное время, если иной срок не установлен в самом правовом акте. Действие отдельных положений правового акта, если это в нем оговаривается, может быть ограничено конкретным сроком или событием.
Генеральный план является документом, определяющим стратегию градостроительного развития муниципальных образований, в связи с чем он может не соответствовать фактическому использованию территории и допускать потенциальное изменение ее назначения.
Основой для подготовки правил землепользования и застройки является генеральный план, в связи с чем не отражение в правилах землепользования и застройки территориальной зоны с учетом перспектив градостроительного развития, установленных генеральным планом, противоречит нормам ГрК РФ.
Рассматриваемый объект является земельным участком, свободным от застройки, расположенный по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, п. <адрес>, ул. П. Осипенко. Собственником участка является ФИО2. Площадь участка составляет 331 кв.м.
В настоящее время участок эксплуатируется в соответствии с действующими требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе СП 42.13330.2016 «Планировка и застройки городских и сельских поселений», СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Органические распространения пожара на объектах защиты» и др. На участке отсутствуют объекты капитального строительства, предусмотрено новое строительство и фактическое благоустройство.
Органу регистрации было предоставлено заключение о соблюдении технических регламентов при размещении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства в целях изменения основного вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, п. <адрес>, ул. П. Осипенко, выполнено с учетом правил землепользования и застройки г. Севастополя, утвержденных постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах Андреевского, Качинского, Верхнесадовского, Терновского, Орлиновского внутригородских муниципальных образований».
При осуществлении градостроительной деятельности на территории <адрес> применяются технические регламенты (до их вступления в силу в установленном порядке - нормативные технические документы в части, не противоречащей Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - ГрК РФ)), постановлению Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования города федерального значения Севастополя», а также иные нормативные правовые акты <адрес>.
Заключение подготовлено с учетом особенностей технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», с целью осуществления градостроительной деятельности, в том числе, в условиях стесненной городской застройки.
Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, в том числе проектирования (включая изыскания) и строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов, в соответствии со статье 37 ГрК РФ.
Согласно установленным правилам землепользования и застройки г. Севастополя, правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяется градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны г. Севастополя.
Для территориальной зоны Ж-2.1.1 применение вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1) возможно только при наличии утвержденной документации по планировке территории улично-дорожной сети (проезды, улицы) в отношении всей территории садоводческого некоммерческого товарищества.
В соответствии с СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» устанавливаются требования к застройке территорий малоэтажного жилищного строительства как части, так и самостоятельной планировочной структуры городских, сельских и других поселений, разрабатываемой в соответствии с действующими нормами и утвержденными генеральными планами поселений.
Градостроительные характеристики территорий малоэтажного жилищного строительства (величина, этажность застройки, размеры приквартирного участка и др.) должны определяться местом размещения территории в планировочной и функциональной структуре городских, сельских и других поселений, типы которых определены статьей 5 ГрК РФ.
Согласно пунктам 6.2.1,6.2.3 СП 30-102-99 малоэтажное строительство размещается в виде отдельных жилых образований в структуре городов - от больших до крупнейших, а также в жилых образованиях малых, средних и больших городов, пригородных и сельских поселений, что определяет различия в организации обслуживания их населения.
Земельный участок свободен от застройки, проектируемый к изменению вида использование на «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)».
Планируется использование земельного участка в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации, а также действующими Градостроительными регламентами.
Изменение основного вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 37 ГрК РФ.
Предельными параметрами, установленным в соответствии со статьей 38 ГрК РФ и законодательством <адрес> для зоны индивидуального жилищного строительства (тип 1) - Ж-2.1/К/-/2, предусматривается основной вид разрешенного использования земельного участка или объекта капитального строительства - «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)».
Предельными параметрами для вида разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)» в данной территориальной зоне являются: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков - <адрес> земельного участка - 400 кв.м., максимальная площадь земельного участка - 1000 кв.м., минимальный размер земельного участка по ширине вдоль красной линии улицы, дороги, проезда -10 м.
Минимальные отступы в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений: от красной линии улицы -5 м., от красной линии проезда - 3 м., от границы земельного участка - 3 м; предельная высота зданий, строений, сооружений, максимальная этажность - 12. Подземная этажность - 3. Максимальный процент застройки в границах земельного участка - 40 % относительно общей площади земельного участка.
Указанные предельные параметры применяются в части, не противоречащей национальным стандартам и сводам правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Таким образом, согласно части 1 статьи 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются основными и включают в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, п. <адрес>, ул. П. Осипенко имеет небольшое отклонение от предельно допустимых параметров, установленных для земельных участков, расположенных в данной территориальной зоне с видом разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)», а именно:
- площадь земельного участка составляет 331 кв. м. Согласно правилам землепользования и застройки, показатель минимальной площади земельного участка составляет 400 кв. м.;
- размер земельного участка по ширине вдоль красной линии улицы, дороги, проезда составляет 8 м. Согласно правилам землепользования и застройки, минимальный показатель данного размера составляет 10 м.
Исходя из того, что земельный участок был сформирован до принятия Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», устанавливающего особенности регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории <адрес>, указанные отклонения не являются препятствием для изменения вида разрешенного использования рассматриваемого земельного участка с «Ведение огородничества» (код 13.1) на «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)».
Решения Качинского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке не обжаловались, не отменены.
Согласно статьи 12 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» До ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах внутригородских муниципальных образований: Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и <адрес>» требования градостроительных регламентов в части предельных минимальных размеров земельных участков не применяются при образовании земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, а также при образовании земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, право собственности на которые возникло до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в случае, если образование таких земельных участков невозможно с соблюдением установленных градостроительным регламентом предельных минимальных размеров.
Пунктом 1.1.3 подраздела 1 постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП установлено, что перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для зон индивидуального жилищного строительства (тип 1) Ж-2.1/Б, Ж-2.1/Г, Ж-2.1/И, Ж-2.1/Н, Ж-2.1/Л и предельные параметры, установленные в соответствии со статьей 38 Градостроительного кодекса и законодательством <адрес> для зон Ж-2.1/Б, Ж-2.1/Г, Ж-2.1/И, Ж-2.1/Н, Ж-2.1/Л и подзон A l, Е1, установленных в пределах территориальной зоны Ж-2.1/Л, представлены в таблицах 6 и 6’.
Указанные предельные параметры применяются в части, не противоречащей национальным стандартам и сводам правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Отсутствие ограничений по тем или иным конкретным параметрам не влечет за собой отсутствия необходимости соблюдать указанные национальные стандарты и своды правил.
Дальнейшее функциональное использование рассматриваемого земельного участка с видом разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)» не противоречит территориальному зонированию, установленному Правилами землепользования и застройки <адрес>.
На земельном участке планируется новое строительство - жилой дом.
Рассматриваемый земельный участок граничит с двух сторон с двумя земельными участками с видом разрешенного использования «Ведение огородничества» (код 13.1) и двумя земельными участками с видом разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)». В границах смежных земельных участков расположены здания (сооружения).
Минимальное расстояние от границ земельного участка до строений, расположенных на смежных земельных участках - 3 м.
Максимальное расстояние от границ земельного участка до строений, расположенных на смежных земельных участках -11м.
Таким образом, расстояние до домов на соседнем участке удовлетворяют действующие нормативные требования. Расстояние от зданий указано с учётом свеса кровли. Все вышеперечисленные условия препятствуют распространению пожара при его возникновении, а также устраняют риск возгорания конструкций при возникновении очага пожара в соседнем здании. Существующее расстояние между зданиями обеспечивает беспрепятственный доступ при тушении пожара со всех сторон.
Кроме того, согласно СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» при сложившихся условиях застройки, планируемое строительство удовлетворяет нормативным требованиям противопожарной безопасности.
Изменение основного вида разрешенного использования с вида разрешенного использования «Ведение огородничества» (код 13.1) на «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) для земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, п. <адрес>, ул. П. Осипенко, соответствует установленным правилам землепользования и застройки <адрес>, а также требованиям технических регламентов Российской Федерации:
- «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ) в части обеспечения противопожарных разрывов до объектов капитального строительства, расположенных на смежных земельных участках;
- «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ), а также требованиям градостроительных, строительных, санитарно-эпидемиологических и иных норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации, что удовлетворяет требованиям пункту 3 статьи 37 «Градостроительного Кодекса РФ» №190-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
Изменение основного вида разрешенного использования на «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) не повлечет нарушения требований технических регламентов, в том числе устанавливающих требования по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, и с соблюдением технических условий, прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, возможность причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.
Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
С учетом изложенного и положений статьи 209 ГК РФ собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
Согласно пунктам 3, 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации№ при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки принятия соответствующего решения об изменении вида разрешенного использования главой местной администрации не требовалось.
Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Установлено, что выбранный заявителем вид разрешенного использования соответствует одному из видов разрешенного использования, установленных для территориальной зоны, в которой расположен принадлежащий обществу земельный участок.
Систематическое толкование положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пунктов 1, 2 части 1 статьи 34, статьи 35 ГрК РФ свидетельствует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Правообладатель земельного участка вправе выбирать вид разрешенного использования любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием, и, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
В соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах Андреевского, Качинского, Верхнесадовского, Терновского, Орлиновского внутригородских муниципальных образований», земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г. Севастополь г, пгт. <адрес>, <адрес> индивидуального жилищного строительства Ж-2.1/К/-/2.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства суд приходит к выводу, что для защиты прав и законных интересов необходимо определить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Севастополь, пгт. <адрес>, <адрес> «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)» бесплатно.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 - удовлетворить.
Определить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Севастополь, пгт. <адрес>, <адрес> «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)» бесплатно.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Севастополь, пгт. <адрес>, <адрес>, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)» бесплатно.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательном виде ДД.ММ.ГГГГ.
Судья/подпись
Копия верна:
Судья: Ю.И. Макоед