УИД-05RS0№-24 5-203/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
<адрес> 19 марта 2024 года
Судья Кировского районного суда <адрес> РД Нестуров М.Р., с участием старшего инспектора ОВМ УМВД России по <адрес> ФИО4, правонарушителя ФИО2,
рассмотрев материал об административном правонарушении в отношении ФИО2 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки и гражданки Республики Азербайджан, владеющей русским языком, проживающей по адресу: РД, <адрес>, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Согласно представленным материалам, ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 10 мин., в ходе проводимых ОПМ «Нелегальный мигрант» 1 этап по проверке соблюдения миграционного законодательства в ОВМ УМВД России по <адрес>, установлен факт нарушения ФИО2 режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право пребывать (проживать) в РФ свыше установленного законом срока, а также в уклонении от выезда из страны по истечении определенного срока, чем иностранным гражданином нарушены требования статей 2 и 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статьи 25.10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». ФИО2 на территории РФ находится с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, срок истек ДД.ММ.ГГГГ, в период законного нахождения в стране каких-либо разрешительных документов дающих право на законное пребывание (проживание) в РФ, не оформляла, по вопросу легализации своего пребывания в РФ не обращалась, и в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время находится в РФ незаконно (нелегально).
В судебном заседании ФИО2 вину по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, признала полностью и раскаялась в содеянном, просила назначить ей административное наказание, не связанное с принудительным выдворением за пределы РФ, поскольку у нее имеется малолетний ребенок, который поступает в школу <адрес>, посещает детский сад, ее отец является гражданином РФ, она обязуется оплатить штраф и привести в соответствие миграционные документы.
Старший инспектор ОВМ УМВД России по <адрес> ФИО4 в суде подтвердил обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении в отношении ФИО2, просил назначить ей административное наказание в пределах ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав мнение участвующих лиц, прихожу к следующему.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в РФ регулируется ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ).
Согласно статье 2 названного Закона законно находящимся в РФ иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.
В соответствии с п.п.1 и 2 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных данным ФЗ.
Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных названным ФЗ, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с указанным ФЗ.
Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Федеральным законом или международным договором РФ.
В соответствии со статьей 25.10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из РФ по истечении срока пребывания (проживания) в РФ, являются незаконно находящимися на территории РФ и несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ФИО2, нарушила установленный режим пребывания (проживания), выразившемся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, а также в уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания.
Вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ ФИО2 подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, распечаткой сведений о её въезде на территорию РФ, а также объяснениями самой ФИО2, данными в суде, в которых она признала, что находилась на территории РФ без соответствующих миграционных документов.
Каких-либо документов, подтверждающих право нахождения на территории РФ в суд ФИО2, не представлено.
Таким образом, совершенное ФИО2 деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Санкция ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно ч. 2 ст.1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ.
В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Вместе с тем, суд учитывает те обстоятельства, при которых ФИО2 допустила правонарушение, т.е. нарушила режим пребывания в РФ, а именно, как пояснила суду на её иждивении находится малолетний ребенок, который посещает детское образовательное учреждение <адрес>, собирается поступить в школу, её близкий родственник – отец ФИО5О. является гражданином РФ и проживает в <адрес>.
В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ въезд в РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы РФ, о депортации либо передаче РФ иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы РФ, депортации либо передачи РФ иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права ФИО2, на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда РФ могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П Конституционный Суд РФ также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции РФ идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 15-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П и др.).
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено. ФИО2 вину признала, в содеянном раскаивается.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение ФИО2 административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ противоречит требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда РФ правовую позицию и установленных по делу обстоятельств, суд находит возможным, назначить ФИО2 административное наказание в виде административного штрафа, без административного выдворения за пределы РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 23.1, 29.9-29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФИО2 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданку Республики Азербайджан, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей, без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Административный штраф перечислить на следующие реквизиты: р/с 40№, ГРКЦ ГУ Банка России по РД, получатель: УФК РД (УМВД России по <адрес>) ИНН 0541019263, КПП 057201001, БИК 048209001, код ОКТМО 82701000, КБК 18№, УИН: 18№.
Постановление вручить сторонам.
Постановление может быть обжаловано в апелляционную коллегию по административным дела Верховного Суда Республики Дагестан в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья М.Р. Нестуров