Дело № 2а-351/2021
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 30 марта 2021 г.
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Земцовой О.Б.,
при секретаре.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-351/2021 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска к Ковеленову А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска обратилась в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Ковеленову А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Требования мотивированы тем, что Ковеленову А.В. принадлежит:
- гаражный бокс по адресу: <адрес>
- квартира по адресу: <адрес>
- жилой дом по адресу: <адрес>,
- квартира по адресу: <адрес>
- квартира по адресу: <адрес>
- земельный участок по адресу: <адрес>, в связи с чем, он должен был оплатить налог на имущество и земельный налог.
Налоговое уведомление направлялось в адрес административного ответчика в личный кабинет, но в сроки, указанные в уведомлении, налог не оплачен. За несвоевременную уплату налога в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени. Ответчику было направлено требование об уплате налога и пени, но до настоящего времени задолженность не оплачена.
В связи с чем, административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество за 2018 год – 7607 руб., пени – 14 руб. 98 коп., задолженность по земельному налогу за 2018 год – 780 руб., пени – 54 руб. 60 коп.
Представитель административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик Ковеленов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы административного дела, суд пришел к следующему.
Административные дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Обязательными платежами признаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ.
Судом установлено, что Ковеленов А.В. состоял на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска, ИНН <данные изъяты>
Административному ответчику принадлежат:
- гаражный бокс по адресу: <адрес>
- квартира по адресу: <адрес>
- жилой дом по адресу: <адрес>,
- квартира по адресу: <адрес>
- квартира по адресу: <адрес>
- земельный участок по адресу: <адрес>
Право собственности на перечисленные объекты недвижимости также подтверждается выписками из Управления Росреестра по Ульяновской области.
В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление.
Учитывая, что оплаты не поступило, в адрес административного ответчика было направлены требования:
- от 25 июня 2019 г. № (сроком исполнения до 27 августа 2019 г.) об уплате задолженности по пени в размере 505 руб. 60 коп.;
- от 24 декабря 2019 г. № (сроком исполнения до 27 января 2020 г.) об уплате задолженности по налогу в размере 8 387 руб., по пени в размере 18 руб. 48 коп.
До настоящего времени задолженность по оплате налогов и сборов не исполнена административным ответчиком.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Как следует из статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
По правилам п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. ст. 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (ч.1). Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ч.2).
Налоговые ставки земельного налога на территории муниципального образования «Город Ульяновск» определятся в соответствии Решением Ульяновской Городской Думы от 13 июля 2005 г. N 135 «О земельном налоге на территории муниципального образования «Город Ульяновск».
В соответствии со ст. 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи. Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Из содержания ст. 397 НК РФ следует, что земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В силу п.1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п.2, 3 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п.3 ст. 75 НК РФ).
Согласно прежней редакции п.3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (п. 4 ст. 75 НК РФ).
Исходя из неоднократно высказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в том числе в Постановлениях от 17 декабря 1996 года № 20-П, 15 июля 1999 года № 11-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства.
Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налогов и иных сборов.
Таким образом, обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены.
В соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства административным ответчиком, требования не были исполнены.
Налоговый орган 10 апреля 2020 г. обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу к мировому судье судебного участка №1 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска.
15 апреля 2020 г. судебный приказ был вынесен (дело № 2а-917/20).
26 ноября 2020 от должника поступили возражения.
01 декабря 2020 г. судебный приказ отменен.
С данным иском налоговый орган обратился в суд 11 января 2021 г.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 г. №20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговые органы исполнили обязанность обратиться за выдачей судебного приказа и, в случае его отмены, у них имелось право в течение шести месяцев после отмены судебного приказа предъявить административный иск.
Вопрос соблюдения налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа, установленного в пункте 2 статьи 48 НК РФ проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, о чем разъяснено в 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 №62, согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, является препятствием для выдачи судебного приказ. Предусмотренные законом сроки для обращения в суд административным истцом по настоящему делу соблюдены.
С учетом изложенного, налоговым органом не пропущен срок давности при обращении в суд с данным иском.
Административный ответчик доказательств уплаты суммы задолженности по пеням не представил.
Вместе с тем, решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 24 марта 2021 г. по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Ульяновской области к Ковеленову А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций постановлено: взыскать с Ковеленова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Ульяновской области задолженность по транспортному налогу за 2018 год – 16580 руб., пени – 74 руб. 33 коп., по налогу на имущество за 2018 год – 3958 руб. пени – 17 руб. 75 коп. Указанным решением взыскан налог на имущество за 2018 год: за гаражный бокс по адресу: <адрес>, бокс 122 в размере 330 руб., за квартиру по адресу: <адрес> в размере 3 628 руб. и пени в размере 17 руб. 75 коп.
Определением суда от 30 марта 2021 г. административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска к Ковеленову А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций оставлены без рассмотрения в части взыскания налога за имущество: за 2018 год: за гаражный бокс по адресу: <адрес> бокс 122 в размере 330 руб., за квартиру по адресу: <адрес> в размере 3 628 руб.
Таким образом, административные исковые требования Инспекции в части взыскания налога на имущество и пени за 2018 год на указанные объекты не подлежат удовлетворению.
При этом, согласно сведений, представленных административным истцом, пени в размере 14 руб. 98 коп. начислены за следующее имущество: <адрес> за квартиру по адресу: <адрес>, а также размер пени по налогу на земельный участок составил 16 руб. 37 коп. в связи с частичной оплатой.
В остальной части учитывая, что требования налогового органа до настоящего времени административным ответчиком не исполнены, исковые требования административного истца о взыскании с ответчика пеней и налога на имущество и земельного налога являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению, а именно, подлежит взысканию задолженность по налогу на имущество за 2018 год – 3649 руб.(7607 руб. – 330 руб. – 3 628 руб.), пени в размере 14 руб. 98 коп., а также земельный налог в размере 780 руб., пени в размере 16 руб. 37 коп.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика Ковеленова А.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска удовлетворить частично.
Взыскать с Ковеленова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска задолженность по налогу на имущество за 2018 год в размере 3 649 рублей пени в размере 14 рублей 98 копеек, задолженность по земельному налогу в размере 780 рублей, пени в размере 16 рублей 37 копеек.
Взыскать с Ковеленова А.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Б. Земцова