Дело № 2-893/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сальск 05.08.2019
Сальский городской суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Масловой Н.Г.,
Сальского городского прокурора,
Представителей сторон,
при секретаре Димитровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «УК «ЖЭК», третьим лицам Администрации Сальского городского поселения, Сальскому филиалу Регионального оператора ООО «ЭкоЦентр» об обязании оборудовать место накопления твердых коммунальных отходов для жильцов многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
Сальский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО «УК «ЖЭК», третьим лицам Администрации Сальского городского поселения, Сальскому филиалу Регионального оператора ООО «ЭкоЦентр» об обязании оборудовать место накопления твердых коммунальных отходов для жильцов многоквартирного дома, указывая следующее.
Сальской городской прокуратурой в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ», проведена проверка соблюдения ООО «УК»ЖЭК» законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и об отходах производства и потребления при управлении многоквартирным домом по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что ООО УК «ЖЭК» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, договора управления многоквартирным домом № 55 от 01.10.2014 и лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № 314 от 11.06.2015.
В нарушение ч.ч. 1-4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 2.1.3, 2.1.4, 2.2.2, 2.2.3, ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утв. Главным государственным санитарным врачом СССР, зам. Министра здравоохранения СССР 05.08.1988 г. №4690-88, пунктов 8.2.4, 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», пунктов 1.8, 3.7.1, 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, пунктов 7.2.5, 7.3.2 Раздела 7 Правил благоустройства и санитарного содержания Сальского городского поселения, утвержденных решением Собрания депутатов Сальского городского поселения от 31.10.2017 № 92, управляющей компанией не оборудовано место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов для жильцов многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
По результатам проведенной проверки, 25.01.2019 директору ООО «УК «ЖЭК» заместителем Сальского городского прокурора внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, которое было отклонено.
Ссылаясь на вышеуказанные нормы законодательства, на то, что Несоблюдение ООО УК «ЖЭК» установленных законом требований действующего законодательства в области обращения с отходами при эксплуатации жилищного фонда нарушает права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, Сальский городской прокурор просит обязать ООО «УК «ЖЭК» оборудовать на территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> место (контейнерную площадку) для сбора, накопления и временного хранения бытовых отходов и мусора.
В судебном заседании Сальский городской прокурор требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика по доверенности Беленко В.С. в ходе судебного разбирательства возражала против иска, поддержала письменный отзыв. Основной довод – несоответствие расстояния, требуемого по СанПиН, предполагаемого места размещения контейнеров от жилого дома и рядом расположенных частных домов. Указывает, что 25.02.2019 сотрудниками ООО «УК «ЖЭК» в рамках рассмотрения представления прокурора было проведено обследование придомовой территории многоквартирного дома по адресу: <адрес>, и выяснено, что места для размещения контейнерных площадок, удовлетворяющих требованием СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утв. Главным государственным санитарным врачом СССР, зам.Министра здравоохранения СССР 05.08.1988 г. № 4690-88 не обнаружено, так как расстояние от внешней стены многоквартирного дома до границы земельного участка на одной части придомовой территории составляет 13 метров, на другой расположено место бытового назначения, уличные сушилки для белья, а так же место отдыха, и расстояние от внешней стены здания до перечисленных мест составляет 10 метров. Кромке того, полагала, что данная обязанность по организации мест контейнерных площадок должна быть возложена на регионального оператора (т. 1, л.д. 44-46). В иске просила отказать.
Третье лицо, Администрация Сальского городского поселения, в настоящее судебное заседание не явилось, ранее был представлен письменный отзыв, с исковыми требованиями прокурора согласилось, указывая, что управление многоквартирным домом по <адрес> в <адрес> осуществляется ООО «УК «ЖЭК», обязанность по организации мест для сбора и хранения твердых коммунальных отходов лежит на управляющей организации (т. 1 л.д. 53-56).
Представитель Сальского филиала Регионального оператора ООО «ЭкоЦентр» по доверенности Львова Л.Б. с исковыми требованиями согласилась, указывая, что бремя содержания контейнерных площадок и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в МКД, как и организации этих мест, несут сами собственники (т. 1 л.д. 59-61).
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Аналогичная норма закреплена в ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с ч.ч. 1-4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений статей 39 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 11, 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, составной частью которого является сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
В случае управления многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из смысла названных положений закона приобретение статуса управляющей организации возлагает на ответчика обязанность обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества указанных многоквартирных домов.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан (пункт 10 Правил N 491).
В судебном заседании установлено, что ООО УК «ЖЭК» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, на основании договора управления многоквартирным домом № 21/21/16 от 01.10.2016 и лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № 314 от 11.06.2015 (т. 1 л.д. 33-39).
На основании подп. "д" п. 11, подп. "а" п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе и путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов устанавливаются в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988, а также СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.06.2010 N 64.
На основании п. 2.1.3, 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Пунктом 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В соответствии с пунктами 3.7.1., 3.7.4. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Истец, обращаясь в суд, указывает, что в ходе проверки установлено, что управляющей компанией не оборудовано место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов для жильцов многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 44, п. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома относится принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен МКД, в том числе введение ограничений пользование им, а так же размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД.
ООО «УК «ЖЭК» в возражениях ссылается, и материалами дела повреждается, то обстоятельство, что 11.02.2019 собственниками многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес> было проведено общее собрание, и в повестку дня поставлены вопросы о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и утверждении стоимости работ на содержание и оборудования мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. По итогам голосования согласно протоколу общего собрания № 1 от 11.02.2019 собственники многоквартирного дома проголосовали против размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, по тем основаниям, что участка на придомовой территории МКД, удовлетворяющей требованиям пп. 2.1.4, 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 не выявлено (л.д. т. 1 л.д. 15-17).
Ответчик ссылается на то, что 25.02.2019 в рамках рассмотрения представления прокурора (т. 1 л.д. 7-11), ими были произведены замеры и установлено, что расстояние от внешней стены МКД до границы земельного участка на одной части придомовой территории 13 метров, на другой расположено место бытового назначения – сушилки для белья, место отдыха, а расстояние от внешней стены здания до перечисленных мест составляет 10 метров (т. 1 л.д. 13).
Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
Аналогичные требования для размещения контейнеров для сбора твердых бытовых отходов предусмотрены п.п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра на территории Сальского городского поселения, которые утверждены Постановлением Главы Администрации Сальского городского поселения от 03.12.2018 № 880 (т. 1 л.д. 119-128).
В соответствии с абзацем 3 п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Пункт 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра на территории Сальского городского поселения предусматривает, что в условиях сложившейся плотной застройки, при которой расстояние от контейнерной площадки до жилых строений составляет менее 20м, комиссия уполномочена принять решение об утверждении места размещения данной контейнерной площадки (т. 1 л.д. 124).
Таким образом, как нормативно правовой акт РФ, так и нормативно правовой акт органа местного самоуправления в исключительных случаях допускают отступления от правил размещения контейнеров для сбора твердых бытовых отходов. В частности, такие изменения возможны в районах сложившейся застройки, где не возможно соблюсти установленные разрывы от мест временного хранения отходов, при этом, такие отступления возможны при соблюдении определенной процедуры.
В частности абз. 3 п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарных правил содержания территорий населенных мест" предписывает создать комиссию с участием заинтересованных лиц и санитарного врача, по результатам работы которой, составляется акт, утверждаемый в последующем администрацией района, а Правила благоустройства Сальского городского поселения предусматривают принятие данного решения постоянно действующей межведомственной комиссией, состав которой утверждается постановлением Администрации Сальского городского поселения (т. 1 л.д. 108-109, 110-112, 113-116, 117-118, 121-122).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается.
Сальским городским прокурором в судебном заседании представлен Акт обследования предполагаемого места размещения контейнерной площадки для сбора, накопления и временного хранения бытовых отходов и мусора на земельном участке по адресу: ул. Свободы, 21, г. Сальск, согласно которому уполномоченным органом - комиссией в соответствии с требованиями нормативного правового акта органа местного самоуправления, определено место расположения контейнерной площадки, с учетом того, что сложившаяся застройка, в районе ул. Свободы 21 г. Сальска не позволяет соблюсти установленные разрывы от мест временного хранения отходов до жилых домов (т. 2 л.д. 3-5).
С учетом вышеуказанных ном права, установленных фактических обстоятельств, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «УК «ЖЭК», третьим лицам Администрации Сальского городского поселения, Сальскому филиалу Регионального оператора ООО «ЭкоЦентр» об обязании оборудовать место накопления твердых коммунальных отходов для жильцов многоквартирного дома.
Обязать ООО «УК «ЖЭК» оборудовать на территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, место (контейнерную площадку) для сбора, накопления и временного хранения твердых коммунальных отходов.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Г.Маслова
В окончательной форме решение изготовлено 10.08.2019