Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-20/2024 от 22.03.2024

Дело № 12-20/2024

УИД 39RS0009-01-2024-000331-13

РЕШЕНИЕ

22 августа 2024 года          гор. Гвардейск

Судья Гвардейского районного суда Калининградской области Гусева Е.Н., при секретаре Кремер О.А.,

рассмотрев жалобу директора МУП МО «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области» «Радуга» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального Управления Росприроднадзора от 11.03.2024 года № ,

у с т а н о в и л :

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу № должностное лицо – директор муниципального унитарного предприятия муниципального образования «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области» «Радуга» (далее - МУП «Радуга») Руткаускас В.И. привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 4, 9 и 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Директор МУП «Радуга» Руткаускас В.И., не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление государственного инспектора Северо-Западного межрегионального Управления Росприроднадзора № от 11.03.2024 о привлечении его по ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить, указав, что административная ответственность не может быть возложена на него как директора Муниципального унитарного предприятия муниципального образования «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области» «РАДУГА», поскольку указанные в обжалуемом постановлении деяния не входили в его должностные полномочия. В соответствии с приказами предприятия ответственность была возложена на иных лиц, в связи с чем, директор не может быть привлечен к административной ответственности, а производство по делу об административном правонарушении в отношении директора подлежит прекращению.

Кроме того, считает, что нарушений, указанных в постановлении нарушении, а именно: ч. 1 ст. 51 Федерального закона от Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; пункты 6 «Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1657 вменяется МУП «Радуга» им допущено не было, в связи с чем в его действиях отсутствует событие административного правонарушения.

В судебном заседании представитель директора МУП «Радуга» - Канатьева М.В., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Суд, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, дав им оценку, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ – каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2022 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

В соответствии с ч.1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии с п. 6 «Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1657 ввод в эксплуатацию объектов обработки, обезвреживания, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов должен осуществляться при условии проведения в полном объеме мероприятий по охране окружающей среды, предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства. Эксплуатация объектов должна осуществляться в соответствии с проектной документацией таких объектов и заключением государственной экологической экспертизы в случаях, если получение такого заключения предусмотрено требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон об отходах) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В целях реализации указанных положений Федерального закона об отходах приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года N 1028 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок).

Порядок предусматривает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (пункт 1).

Организация учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов включает в себя учет образующихся отходов, в том числе в местах (на площадках) накопления, на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц (пункт 6 Порядка).

Статьей 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1). При осуществлении такой деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (пункт 2).

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений (далее - единые требования), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 N 1657.

Согласно пункту 6 Единых требований ввод в эксплуатацию объектов обработки, обезвреживания, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов должен осуществляться при условии проведения в полном объеме мероприятий по охране окружающей среды, предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства. Эксплуатация объектов должна осуществляться в соответствии с проектной документацией таких объектов и заключением государственной экологической экспертизы в случаях, если получение такого заключения предусмотрено требованиями законодательства Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела установлено, что МУП «Радуга» на основании лицензии осуществляет деятельность размещению отходов, по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности по адресу: Калининградская область, Гвардейский район, 1700 м на восток от пос. Ельняки Гвардейского района.

Северо-Западным межрегиональным управлением Росприроднадзора (далее — Управление) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном надзоре в Российской Федерации» от 31.07.2020 №248-ФЗ, на основании Решения от 11.05.2023 в период с 18.05.2023 по 14.06.2023 проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица МУП «Радуга», на территории полигона ТБО в поселке Ельняки Гвардейского района Калининградской области, объект П.

В ходе проверки деятельности МУП «Радуга» установлено нарушение ч. 1 ст. 51 Федерального закона от Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ч. 1 ст. 10 и ч. 1 ст. 19, ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; пункты 6, 27, 32 «Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1657; п. 266 СанПин 2.1.3684-2, а именно:

-     промежуточная изоляция отходов грунтом не проводится, верх и боковая грань рабочей карты грунтом не изолированы;

-    изоляция откосов террикона не производится, на поверхности видны ТКО;

-    водоотводная канава и земляная насыть (дамба обвалования) отсутствует практически по всему периметру полигона;

-    не осуществляются меры по защите подземных вод от поступления в них загрязняющих веществ, входящих в состав размещаемых отходов и, (или) веществ, образующихся в массе отходов в процессе их нахождения в объекте размещения твердых коммунальных отходов за счет физико-химических и биологических процессов, в том числе при взаимодействии с атмосферным воздухом и атмосферными осадками;

-    осуществляет прием и размещение отходов на объекте размещения отходов , после заполнения объекта размещения твердых коммунальных отходов до проектной вместимости, установленной проектной документацией на реконструкцию этого объекта, т.е. подлежащем выводу из эксплуатации;

-    осуществляет прием и размещение отходов, не включенных перечень, установленный Проектной документацией «Полигон ТБО пос. Ельняки Гвардейского района Калининградской области», разработанной ООО «ТехноТерра» в 2006 году (Пояснительная записка , лист 25, стр. 29, Приложение В);

-    не ведется учет образующегося отхода - фильтрат. Специалистами ФГБУ «ЛАТИ» по Северо-Западному федеральному округу» - ЛАТИ по Калининградской области произведен 18.05.2023 отбор проб жидкой фракции из емкости для фильтрата): Проба N? 1 с координатами: точка N? 1 - 54,61028°N 021,15813*Е (протоколы отбора проб от 18.05.2023 N? 00274, 00275);

-    не составлен паспорт отхода I-IV класса опасности на образующийся отход – фильтрат.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дел об административном правонарушении N? по частями 4, 9 и 10 статьи 8.2 КоАП РФ, № АД-194/12/2024 по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, № АД-193/12/2024 по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора МУП «Радуга».

В соответствии с трудовым договором от 25.03.2019 руководителем (директором) МУП «Радуга» является Руткаускас Виталий Иосифович. В соответствии с п. 2.1 трудового договора от 25.03.2019 руководитель (директор) является единоличным исполнительным органом предприятия.

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО15 от 11.03.2024 о назначении административного наказания по делу № должностное лицо – директор МУП «Радуга» Руткаускас В.И. привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 4, 9 и 10 статьи 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа по ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ в размере 30 000 рублей.

Обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются следующими материалами дела: протоколами об административном правонарушении № , № , № , составленными в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, из которых следует, что представитель должностного лица протоколы получила, в объяснении выразила не согласие с ними; Актом внеплановой проверки в период с 18.05.2023 по 14.06.2023; актами отбора Проб и экспертным заключением от 29.05.2023 .

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в числе иных обстоятельств: виновность лица в совершении административного правонарушения (ч. 3); обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (ч. 6); иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (ч. 7).

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 указанного Кодекса).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации статья 26.11 КоАП РФ не предполагает возможность произвольной оценки судьей, органом, должностным лицом. рассматривающими дело об административном правонарушении, представленных доказательств; их оценка должна быть основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, по результатам которого выносится мотивированное решение (определения от 27.01.2011 N 28-О-О, от 25.01.2012 N 71-О-О. от 24.09.2012 N 1544-О, от 22.11.2012 N 2118-О и др.).

В силу пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Из обжалуемого постановления следует, что должностному лицу – директору МУП «Радуга» Раткаускасу В.И. вменяются нарушения, выразившиеся в том, что:

-    МУП «Радуга» осуществляет эксплуатацию объекта размещения отходов с отклонением от проектной документации «Полигон ТБО пос. Ельняки Гвардейского района Калининградской области», разработанной ООО «ТехноТерра» в 2006 году (Пояснительная записка , лист 12, стр. 16), а именно промежуточная изоляция отходов грунтом не проводится. Верх и боковая грань рабочей карты грунтом не изолированы, что отражено в протоколе осмотра от 18.05.2023 № б/н, фототаблица к протоколу осмотра от 18.05.2023 б/н.

-    МУП «Радуга» осуществляет эксплуатацию объекта размещения отходов с отклонением от проектной документации «Полигон ТБО пос. Ельняки Гвардейского района Калининградской области», разработанной ООО «ТехноТерра» в 2006 году (Технологические решения , лист 4, стр. 8), а именно не изолирует откосы террикона, на поверхности видны ТКО, что отражено в протоколе осмотра от 18.05.2023 № б/н, фототаблица к протоколу осмотра от 18.05.2023 б/н)

Однако, Приказом от 15.12.2021 года директора Муниципального унитарного предприятия муниципального образования «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области» ответственность за: производственно-техническую деятельность предприятия; техническую политику, направление технического развития предприятия; разработку производственно-технической части работ в сфере обращения с отходами; координацию и контроль деятельности полигона; обеспечение технической и технологической подготовки производства; контроль соблюдения технологии производства работ; организацию природоохранной деятельности, выполнение требований природоохранного законодательства, обеспечение экологической безопасности и проведение производственного экологического контроля на предприятии; эффективное исполнение поручаемой ему работы; соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины; сохранность находящихся у него на хранении имущества, документов и материалов возложена на главного инженера ФИО3. Контроль за исполнением приказа возложен на главного бухгалтера ФИО4.

-    МУП «Радуга» осуществляет эксплуатацию объекта размещения отходов с отклонением от проектной документации «Полигон ТБО пос. Ельняки Гвардейского района Калининградской области», разработанной ООО «Техно Терра» в 2006 году (Технологические решения , лист 14, стр. 18), а именно водоотводная канава не устроена, земляная насышь (дамба обвалования) вокруг всего тела полигона, за исключением небольшого участка (около 100 метров) периметра полигона не обустроена, что подтверждается протоколом осмотра от 18.05.2023 N? б/н, фототаблица к протоколу осмотра от 18.05.2023 б/н).

-    МУП «Радуга» не осуществляет меры по защите подземных вод от поступления в них загрязняющих веществ, входящих в состав размещаемых отходов, и (или) веществ, образующихся в массе отходов в процессе их нахождения в объекте размещения твердых коммунальных отходов за счет физико-химических и биологических процессов, в том числе при взаимодействии с атмосферным воздухом и атмосферными осадками - концентрация загрязняющих веществ: ионы аммония, нитрат-ион, свинец в пробах, отобранных из скважины N? 2, а также: ионы аммония, хлорид-ион в пробах, отобранных из скважины N? 1 превышают установленные ПДК. Кроме того, концентрация загрязняющих веществ БПКполн, железо, свинец в пробах, отобранных из скважины N? 2 (расположена ниже по потоку грунтовых вод) превышают концентрации этих загрязняющих веществ в пробах, отобранных из скважины N? 1 (расположена выше по потоку грунтовых вод). В соответствии с Проектной документацией, а также фактическим осмотром территории полигона (протокол осмотра от 18.05.2023 б/н), установлено наличие 2 контрольных скважин, выше и ниже полигона по потоку грунтовых вод. Специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО» - «ЦЛАТИ по Калининградской области» (протокол отбора проб от 18.05.2023 N? ) отобраны 2 (две) пробы подземных вод в следующих точках: Т.1 Подземная вода, контрольная скважина N?1, коорд.54.60962°N 021.15881°Е и Т.2 Подземная вода, контрольная скважина N?2, коорд.54.61117°N 021.15904°Е. Проведенной проверкой установлено увеличение концентрации веществ в подземных водах скважин полигона, выше и ниже по потоку грунтовых вод, и подтверждено Экспертным заключением от 09.06.2023 N? .

-    МУП «Радуга» осуществляет прием и размещение отходов на объекте размещения отходов после заполнения объекта размещения твердых коммунальных отходов до проектной вместимости, установленной проектной документацией на реконструкцию этого объекта, т.е. подлежащем выводу из эксплуатации.

В соответствии с Проектной документацией фактическая вместимость полигона с учетом уплотнения - 279863 м, фактическая вместимость полигона по ТБО - 303186 т. по состоянию на 01.01.2023 на полигоне размещено не менее 734190,018 тонн отходов. При этом, характеристика, представленная ранее, по результатам инвентаризации, проведенной в 2016 году (ОРО включен в ГРОРО приказом Росприроднадзора от 31.10.2017 N? 518), содержала информацию о вместимости ОРО в размере 1515930 м (303186 т). При достижении проектных отметок тело полигона подлежит закрытию и изоляции. Однако МУП МО "Радуга" продолжало осуществлять прием и размещение отходов, не включенных в перечень отходов, планируемых к размещению на полигоне на объекте размещения отходов, подлежащем выводу из эксплуатации (приложение 2 (состав образующихся видов отходов, подлежащих учету МУП «Радуга») к журналу учета в области обращения с отходами за 2022).

-    МУП «Радуга» осуществляет прием и размещение отходов, не включенных перечень, установленный Проектной документацией «Полигон ТБО пос. Ельняки Гвардейского района Калининградской области», разработанной ООО «ТехноТерра» в 2006 году (Пояснительная записка , лист 25, стр. 29, Приложение В). Проектной документацией установлен перечень отходов, планируемый к размещению на полигоне. По результатам рассмотрения отчетности МУП «Радуга» за 2021 и 2022 (Формы 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении оТХОдоВ производства»), отчетов по результатам осуществления производственного экологического контроля), а также предоставленных журналов учета за отходами за 2021, 2022 года, установлено, что МУ «Радуга» осуществляет прием и размещение отходов, не включенных в указанный перечень.

-    МУП «Радуга» не ведется учет образующегося отхода - фильтрат. Специалистами ФГБУ «ЛАТИ» по Северо-Западному федеральному округу» - ЛАТИ по Калининградской области произведен 18.05.2023 отбор проб жидкой фракции из емкости для фильтрата): Проба N? 1 с координатами: точка N? 1 - 54,61028°N 021,15813*Е (протоколы отбора проб от 18.05.2023 N? 00274, 00275). Экспертным заключением от 29.05.2023 N? установлено следующее. В соответствии с пунктами 15, 17 раздела VI «Критериев отнесения отходов к классу опасности для окружающей природной среды», утвержденными приказом МПР России от 04.12.2014г. N? 536, отобранная Проба фильтрата N? 1 по степени негативного воздействия на окружающую среду относится к IV классу опасности. Таким образом, у МУП «Радуга» в процессе деятельности образуется отход. «фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный» (код ФККО 7 39 101 12 39 4). В Разделе 4 отчетов об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - отчет ПЭК) на объекте НВОС «полигон ТБО в поселке Ельняки Гвардейского района Калининградской области», объект П, за 2021, за 2022, а также в приложении 2 (состав образующихся видов отходов, подлежащих учету МУП «Радуга») к журналу учета в области обращения с отходами за 2022, утвержденному директором МУП «Радуга» 15.01.2023, отсутствуют сведения об образовавшемся у МУП «Радуга» в процессе деятельности отходе «фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный» (код ФККО 73910112394).

-    МУП «Радуга» не составлен паспорт отхода I-IV класса опасности на образующийся отход - фильтрат. Специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ» по Северо-Западному федеральному округу» - ЛАТИ по Калининградской области произведен 18.05.2023 отбор проб жидкой фракции из емкости для фильтрата: Проба N? 1 с координатами: точка N? 1 - 54,61028°N 021,15813°E (протоколы отбора проб от 18.05.2023 N? 00274, 00275). Экспертным заключением от 29.05.2023 N? 11-39-23-ЭА установлено следующее. В соответствии с пунктами 15, 17 раздела VI «Критериев отнесения отходов к классу опасности для окружающей природной среды», утвержденными приказом МР России от 04.12.2014г. N? 536, отобранная Проба фильтрата N? 1 по степени негативного воздействия на окружающую среду относится к IV классу опасности. Таким образом, у МУП «Радуга» в процессе деятельности образуется отход: «фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный» (КОД ФККО 7 39 101 12 39 4).

Вместе с тем, приказом от 27 июля 2021 года директора Муниципального унитарного предприятия муниципального образования «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области» «РАДУГА» обязанности по ведению учета образующихся отходов, подготовки отчетов об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте НВОС «полигон ТБО в поселке Ельняки Гвардейского района Калининградской области», ведения журнала учета обращения с отходами, составлению паспортов отхода I-IV класса опасности на образующиеся отходы, обязанности по контролю и организации всех мероприятий по эксплуатации полигона ТБО в поселке Ельняки Гвардейского района Калининградской области» в соответствии с требованиями проектной документации «Полигон ТБО пос. Ельняки Гвардейского района Калининградской области», разработанной ООО «ТехноТерра» в 2006 году, в с учетом объемов проектной вместимости, согласно установленному проектной документацией перечню отходов, обязанности по контролю и организации всех мероприятий по защите подземных вод от поступления в них загрязняющих веществ, входящих в состав размещаемых отходов и (или) веществ, образующихся в массе отходов в процессе их нахождения на полигоне твердых коммунальных отходов за счет физико-химических и биологических процессов, в том числе при взаимодействии с атмосферным воздухом и атмосферными осадками возложены на начальника полигона ФИО5. Контроль за исполнение приказа возложен на главного инженера ФИО3.

Оценивая доводы жалобы суд учитывает:

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме под должностным лицом в названном Кодексе следует понимать, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

В силу части 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи.

Для признания в действиях должностного лица наличия состава административного правонарушения необходимо установить его виновное неисполнение, либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, в результате которых произошло событие административного правонарушения.

Таким образом, в случае невыполнения юридическим лицом как хозяйствующим субъектом возложенной на него законодательством обязанности административная ответственность может быть возложена на конкретное должностное лицо, в непосредственные должностные обязанности которого входит выполнение соответствующих организационных или хозяйственных действий от имени и в интересах юридического лица. В таком случае по делу подлежит обязательному выяснению объем обязанностей, которыми наделено должностное лицо, в отношении которого возбуждено дело, факт ненадлежащего выполнения данных обязанностей, а также наличие вины в данных действиях (бездействии).

Таким образом, для установления в действиях (бездействии) должностного лица состава вмененного ему административного правонарушения требуется установить, было ли совершенное правонарушение связано с неисполнением или ненадлежащим исполнением должностным лицом своих служебных обязанностей.

Принимая во внимание представленные МУП «Радуга» приказы и должностные инструкции о возложении обязанностей по исполнению действующего законодательства в области охраны окружающей среды, экологического контроля, а также проведения работ и осуществление деятельности МУП «Радуга» на полигоне в соответствии с требованиями проектной документации на начальника полигона ФИО5, главного инженера полигона ФИО3 и помощника руководителя ФИО10, деятельности которых не была дана оценка должностным лицом при возбуждении административного дела в отношении Руткаускаса В.И., суд приходит к выводу о невозможности сделать однозначный вывод о виновности директора МУП «Радуга» Руткаускаса В.И. в совершении вмененных ему административных правонарушений.

В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В этой связи выводы должностного лица о виновности директора МУП «Радуга» безосновательны и нарушают требования статей 1.6, статей 24.1 и 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Такими образом, вина директора МУП «Радуга» Руткаускаса В.И., как должностного лица административным органом по настоящему делу не доказана, в связи с чем имеются неустранимые сомнения в ее виновности в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 4, 9, 10 статьи 8.2 КоАП РФ, что, в силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, является основанием для отмены постановления должностного лица административного органа, и прекращения производства по делу ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Из представленных административных материалов следует, что обстоятельства вмененных Руткаускасу В.И. правонарушений, которые имели место 27.03.2023, 18.05.2023, 08.06.2023 и 14.06.2023, года.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

С учетом изложенного постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО16 от 11.03.2024 о назначении административного наказания по делу № о привлечении должностного лица – директора МУП «Радуга» Руткаускаса Виталия Иосифовича к административной ответственности по частям 4, 9, 10 ст. 8.2 КоАП РФ, подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

р е ш и л :

Жалобу директора МУП МО «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области» «Радуга» удовлетворить.

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО17 от 11.03.2024 года о назначении административного наказания по делу № о привлечении директора МУП МО «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области» «Радуга» к административной ответственности по ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ отменить.

Прекратить производство по данному делу на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение суда может быть обжаловано в Калининградский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья: подпись

    Копия верна:

Судья                                Е.Н. Гусева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

12-20/2024

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Руткаускас Виталий Иосифович
Другие
Анисимов Виталий Александрович
Суд
Гвардейский районный суд Калининградской области
Судья
Гусева Е.Н.
Статьи

ст.8.2 ч.4 КоАП РФ

Дело на странице суда
gvardeysky--kln.sudrf.ru
22.03.2024Материалы переданы в производство судье
15.05.2024Судебное заседание
16.07.2024Судебное заседание
13.08.2024Судебное заседание
22.08.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее