Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-22/2022 (2-321/2021;) ~ М-341/2021 от 01.12.2021

11RS0007-01-2022-000557-93

Дело № 2-22/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вуктыл Республика Коми 15 июля 2022 года

Вуктыльский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Сергеевой Е.Е.,

при секретаре Моренченко В.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании с применением аудиозаписи гражданское дело по исковому заявлению Кузьминой Т. А. к администрации городского округа «Вуктыл», Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Кедр» о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

в Вуктыльский городской суд Республики Коми 30 ноября 2022 года с исковым заявлением к администрации городского округа «Вуктыл» о взыскании компенсации морального вреда в сумме 50000 рублей обратилась Кузьмина Т.А.

В обоснование исковых требований Кузьмина Т.А. указала, что с 2013 года в селе Подчерье городского округа «Вуктыл», где она проживает в муниципальном жилом помещении, отсутствует общественная баня, в связи с чем, на протяжении более 9 лет, истец вынуждена мыться в квартире, нагревая воду, рискуя простудиться в зимнее время года, либо ездить в г. Вуктыл к знакомым, у которых в квартире есть горячее водоснабжение, что затруднительно с учетом возраста истца.

По поводу отсутствия в селе общественной бани Кузьмина Т.А. неоднократно обращалась в администрацию города, однако, указанный вопрос не решен до настоящего времени. Вместе с тем, орган местного самоуправления в письменных ответах на обращения Кузьминой Т.А. не отрицал необходимости оказания в селе услуг общественной бани.

Принимая во внимание вышеизложенное, Кузьмина Т.А. просила суд взыскать с ответчика в лице администрации городского округа «Вуктыл» компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей, поскольку вышеуказанными действиями ей, как человеку, страдающему многими хроническими заболеваниями, имеющему инвалидность, необходимостью мыться в квартире, где температура воздуха не всегда соответствует норме, причинены моральные и физические страдания.

В судебном заседании 23 декабря 2021 истец Кузьмина Т.А. в полном объеме поддержала заявленные исковые требования, представив дополнительные письменные пояснения к исковому заявлению, указав, что ранее при прохождении флюорографии у нее имел место хронический бронхит, который выражался в сильном кашле, от которого было проблематично избавиться в условиях отсутствия бани. Однако, после предоставления ФИО истцу возможности проживания в своей квартире в г. Вуктыле с централизованным горячим водоснабжением, состояние здоровья Кузьминой Т.А. улучшилось. Данное обстоятельство истец напрямую связывает с возможностью принятия горячего душа и ванны в квартире ФИО (л.д. 46; 164-165).

Представитель ответчика в лице администрации городского округа «Вуктыл» с исковыми требованиями не согласился, представив суду подробный письменный отзыв, указав о том, что действующее законодательство не устанавливает обязанности органов местного самоуправления в части обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения услугами бани. Кроме того, по мнению ответчика, органом местного самоуправления не производились какие-либо действия либо бездействие, которые причинили бы Кузьминой Т.А. моральный вред (л.д. 22-23).

По определению суда от 20 января 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Местная общественная организация территориальное общественное самоуправление «Возрождение», указавшая об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований (л.д. 157-158; 166).

Кроме того, на основании определения суда от 10 февраля 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, указавшее в письменном отзыве о том, что поскольку полномочия по созданию условий для обеспечения жителей услугами бытового обслуживания возложены на органы местного самоуправления, соответственно надлежащим ответчиком по настоящему делу является администрация городского округа «Вуктыл» (л.д. 169-170; 172-173).

В настоящее судебное заседание стороны, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения гражданского дела, не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Исследовав материалы настоящего гражданского дела, принимая во внимание позицию сторон, а также показания свидетелей ФИО, ФИО, ФИО, оценив собранные по делу доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года № 14-ст, а также собирательной классификационной группировки видов экономической деятельности «Бытовые услуги» к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10 мая 2016 года № 1471 следует, что услуги бань и душевых отнесены к бытовым услугам.

Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16 мая 1989 года № 78 приняты Строительные нормы и правила СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 820 утверждена и введена в действие с 20 мая 2011 года актуализированная редакция настоящего документа с шифром СП 42.13330.2011.

Приложением «Ж» СП 42.13330.2011 для городских поселений установлено наличие бани из расчета 5 помывочных мест на 1 тысячу жителей. В поселениях, обеспеченных благоустроенным жилым фондом, нормы расчета вместимости бань и банно-оздоровительных комплексов на 1 тыс. чел. допускается уменьшать до 3 мест. В Приложении «Ж» Свода правил 42.133330.2011, предусматривающее количество помывочных мест на 1 тысячу жителей, указано о том, что данное положение носит рекомендательный характер (документ утратил силу полностью с 1 августа 2020 года в связи с изданием приказа Министерства строительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года № 1034/пр, утвердившего новый Свод правил СП 42.13330.2016, и признанием утратившим силу постановления Правительства Российской федерации от 26 декабря 2014 года № 1521).

Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Исходя из ст. 1 вышеназванного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

При этом под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

По смыслу положений ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья представляет собой систему различных мер, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых в том числе органами местного самоуправления в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья каждого человека.

Одним из способов профилактики возникновения и (или) распространения заболеваний является проведение санитарно-технических, санитарно-гигиенических мероприятий, в том числе посредством создания для населения условий для соблюдения правил личной гигиены.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 апреля 2014 года № 420-ст введен в действие ГОСТ 32670-2014 «Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия».

В соответствие с п. 3.1 указанного ГОСТа услуги бань и душевых представляют собой результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя (посетителя), а также деятельности исполнителя, направленной на удовлетворение гигиенических (обработка, очистка кожи) и оздоровительных (обеспечение хорошего самочувствия, лечебно-профилактические цели) потребностей потребителя.

Соблюдение или несоблюдение личной и общественной гигиены, в том числе помывка человека в бане, душевые процедуры, являются одним из факторов среды обитания, который оказывает или может оказывать воздействие на человека и (или) на состояние его здоровья.

В соответствии с п. 15 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Судом установлено, что Кузьмина Т.А. проживает и зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 8).

Жилое помещение Кузьминой Т.А. не оборудовано ванной комнатой с соответствующим техническим оборудованием (ванна и др.).

Как следует из ответа администрации городского округа «Вуктыл» от 21 декабря 2021 года на запрос суда общественная баня на территории села Подчерье прекратила свою деятельность по оказанию услуг бытового обслуживания населения с июня 2013 года в связи с неисправностью оборудования (резервного котла, резервного насоса) и системы водоотведения, а также неисправностью конструктивных элементов (л.д. 56; 77-89).

Истец Кузьмина Т.А. неоднократно, а именно: 19 сентября 2013 года, 31 августа 2015 года, 26 октября 2015 года, 17 февраля 2016 года, 26 июля 2016 года, 4 октября 2018 года, 1 ноября 2018 года, 25 августа 2020 года письменно обращалась в администрацию городского округа «Вуктыл» по вопросу отсутствия общественной бани в селе Подчерье, а также по поводу нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации бани (л.д. 10-11; 12; 14; 27; 28; 36; 39; 40; 41; 42; 43; 44).

Также материалы дела содержат объективные данные об обращениях Кузьминой Т.А. по рассматриваемому вопросу в прокуратуру города Вуктыла 19 апреля 2013 года и 17 мая 2013 года, прокуратуру Республики Коми 17 сентября 2013 года, 19 сентября 2014 года, к Главе Республики Коми, а также Государственную жилищную инспекцию по городу Вуктылу 19 января 2021 года (л.д. 13; 30-32; 34; 35; 37-38).

Как следует из информации, представленной Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Коми «Вуктыльская центральная районная больница» по состоянию на июнь 2013 года, а также на 28 марта 2016 года и 10 декабря 2020 года Кузьмина Т.А. имела ряд хронических заболеваний (л.д. 26; 72; 127).

Согласно решению Вуктыльского городского суда Республики Коми от 5 марта 2022 года удовлетворены исковые требования прокурора г. Вуктыла Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Вуктыл» об обязании создания на территории села Подчерье условий для бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани и душевых.

На администрацию городского округа «Вуктыл» возложена обязанность создания на территории села Подчерье условий для бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани и душевых в срок до 31 декабря 2022 года (л.д. 180-181).

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что администрацией городского округа «Вуктыл» с 2013 года не принимались меры по организации на территории сельского поселения работы бани.

Отсутствие общественной бани свидетельствует о том, что администрацией города не принимаются меры к организации бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани, что влечет нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучие, права на благоприятные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности.

Неисполнение органом местного самоуправления предусмотренной законом обязанности по созданию условий для обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения, безусловно, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, среди которых и истец Кузьмина Т.А., в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны жизни и здоровья, права на благоприятные и безопасные условия проживания.

Таким образом, материалами дела объективно установлено, что обязанность организации услуг бани в селе Подчерье городского округа «Вуктыл» возложена именно на администрацию городского округа «Вуктыл». Следовательно, именно на данного ответчика суд полагает необходимым возложить обязанность компенсации морального вреда истцу в связи с отсутствием услуг бани на протяжении длительного периода времени.

При этом суд учитывает, что хотя материалами гражданского дела и не установлена прямая причинно-следственная связь между наличием у Кузьминой Т.А. ряда хронических простудных и вирусных заболеваний и отсутствием услуг бани в селе, невозможность регулярного соблюдения необходимых санитарных процедур безусловно негативным образом повлияло на качество жизни истца, причинив физический дискомфорт, а значит и моральный вред.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что действиями ответчика в лице администрации городского округа «Вуктыл» нарушены права истца на благоприятные условия проживания, в пользу истца Кузьминой Т.А. подлежит взысканию компенсация морального вреда, размер которой с учетом принципа разумности, справедливости, а также конкретных обстоятельств дела (длительность нарушения прав истца на протяжении нескольких лет, возраст истца и наличие инвалидности) суд определяет в сумме 5 000 (пять тысяч) рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░» - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5000 (░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 20 ░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-22/2022 (2-321/2021;) ~ М-341/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кузьмина Татьяна Александровна
Ответчики
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми
администрация городского округа «Вуктыл»
Другие
Местная общественная организация территориальное общественное самоуправление «Возрождение»
Суд
Вуктыльский городской суд Республики Коми
Судья
Сергеева Евгения Евгеньевна
Дело на сайте суда
vuktyl--komi.sudrf.ru
01.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.12.2021Передача материалов судье
06.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2021Судебное заседание
20.01.2022Судебное заседание
10.02.2022Судебное заседание
10.03.2022Судебное заседание
18.04.2022Производство по делу возобновлено
18.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2022Судебное заседание
15.07.2022Судебное заседание
20.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2022Дело оформлено
09.09.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее