25RS0002-01-2020-001356-20
Дело № 12-102/20
РЕШЕНИЕ
02.09.2020 г. г. Владивосток
Судья Первомайского районного суда Долженко Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу АО «Восточная верфь» на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 15-259/2019 от 15.01.2020 г. АО «Восточная верфь» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 руб.
АО «Восточная верфь» обратилось в суд с жалобой на названное постановление, указывая, что АО «Восточная верфь» признает совершенное правонарушение, приняло меры к его устранению, территория предприятия очищена от отходов производства и потребления, принимаются меры для дальнейшего недопущения подобного правонарушения. Учитывая изложенное, а также тяжелое финансовое положение АО «Восточная верфь», просит применить положения ст. 4.1 КоАП РФ и снизить размер штрафа до 50 000 руб.
Законный представитель АО «Восточная верфь» и защитник в судебное заседание не явились, законный представитель юридического лица о дате и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил; судебное извещение, направленное защитнику общества заказной корреспонденцией возвращено в суд за истечением срока хранения.
Неявка законного представителя в силу требований ст. ст.25.1, 25.4 КоАП РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Представитель Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора о дате и времени рассмотрения жалобы извещен, в судебное заседание по жалобе не явился, направил заявление, в котором просил жалобу рассмотреть в свое отсутствие.
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему:
Факт привлечения АО «Восточная верфь» к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, жалоба подана АО «Восточная верфь» с соблюдением срока, установленного ст. 30.3 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Часть 2 ст. 39 указанного закона устанавливает, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления установлены «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами», утвержденными Главным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г. (СанПин 2.1.7.1322-03).
Из материалов дела следует, что в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении АО «Восточная верфь» в соответствии с приказом Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от 02.10.2019 г. № 564 было установлено следующее.
АО «Восточная верфь» располагается в черте г. Владивостока и размещено на смежных земельных участках.
Основными видами деятельности предприятия являются строительство кораблей, судов и плавучих конструкций; ремонт и техническое обслуживание судов и лодок.
Основными производствами на предприятии являются заготовительное, сварочное, сборно-сварочное, корпусосборочное, окрасочное, деревообрабатывающее, металлообрабатывающее.
16.10.2019 г. в ходе проведения обследования территории АО «Восточная верфь» с участием эксперта ФГБУ «ТОтехмордирекция» установлено, что места временного накопления отходов не оборудованы в соответствии с требованиями законодательства. Накопление отходов производства и потребления (металлолом, тара от лакокрасочных материалов) осуществляется в открытых емкостях с нарушением целостности. Поверхность накапливаемых отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков.
Факт совершения административного правонарушения и виновность АО «Восточная верфь» установлены и подтверждены материалами дела и не оспариваются в своей жалобе АО «Восточная верфь».
Согласно требованиям ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оценив представленные доказательства, руководствуясь вышеуказанными нормами права, судья приходит к выводу о доказанности факта совершения АО «Восточная верфь» вмененного административного правонарушения.
Административное наказание должностным лицом правомерно определено АО «Восточная верфь» в пределах санкции ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ и соответствует предусмотренным ч. 1 ст.3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений лицом, привлеченным к административной ответственности.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Для снижения размера штрафа необходимы исключительные обстоятельства, в том числе финансовые трудности, наличие которых может привести юридическое лицо к банкротству.
Вместе с тем таких обстоятельств, при рассмотрении жалобы, не установлено, доказательств этому в жалобе также не приведено, документы, подтверждающие тяжелое финансовое положение общества (бухгалтерский баланс и т.д.) не предоставлены. Приложенные к жалобе - отчет банка по картотеке (должным образом не заверенный), распечатка с сайта УФССП России по ПК подтверждением тяжелого финансового положения юридического лица не являются.
Такое обстоятельство, как добровольное устранение правонарушения, не освобождает юридическое лицо от административной ответственности за совершенное правонарушение.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о том, что назначенный юридическому лицу размер наказания сопоставим с характером административного правонарушения и степенью вины нарушителя, не является инструментом подавления экономической самостоятельности и инициативы и не влечет ограничений конституционных прав и свобод общества, свободы предпринимательства и права собственности.
Иные доводы жалобы не опровергают правильность состоявшегося постановления, поскольку они направлены на переоценку обстоятельств, правильно установленных должностным лицом в соответствии с правилами ст.26.1 КоАП РФ, и не могут быть расценены иначе, как избранный способ защиты с целью уклонения от ответственности за совершенное административное правонарушение.
Процессуальных нарушений при рассмотрении дела допущено не было, срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Таким образом, судья не находит оснований для отмены принятого по делу постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 15-259/2019 от 15.01.2020 г. оставить без изменения, жалобу АО «Восточная верфь» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном нормами КоАП РФ.
Судья :