Дело № 2-751/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кумертау 05 июня 2024 года
Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующей судьи Лыщенко Е.С.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой М.В.,
с участием помощника прокурора города Кумертау Ульянкиной И.С.,
представителя ответчика ГБУЗ РБ ГБ города Кумертау Терегуловой Я.Х., действующей на основании доверенности № Д-4 от <...>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора города Кумертау в интересах Михелевой Т.М. к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению Республики Башкортостан городская больница <...> о возложении обязанности бесперебойно обеспечивать лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями,
УСТАНОВИЛ:
и.о. прокурора <...> обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их тем, что прокуратурой <...> проведена проверка по обращению Михелевой Т.М. о необеспечении её необходимыми лекарственными препаратами «джакави» (МНН «руксолитиниб») и джадена (МНН «дефаразирокс»). В ходе проверки, установлено, что Михелева Т.М. <...> г.р. является инвали<...> группы и находится на диспансерном учете у врача терапевта-участкового с <...> с диагнозом D47.4 Остеомиелофиброз. Согласно заключениям врачебных комиссий ГБУЗ РБ ГБ <...> от <...> <...> и от <...> <...> Михелева Т.М. нуждается в препарате «деферазирокс» 500 мг. <...> по 2 таблетки в день («эксиджад» 500 мг. По 2 таблетки в день или «джадену» 180 мг. 3 таб. В день) – 12 упаковок, нуждается в препарате «джакави» («руксолитиниб») 15 мг. 2 раза в день <...> ежедневно в течение года – 12 упаковок. Потребность на 1 месяц – 1-2 упаковки, потребность на 2024 год – 12-13 упаковок. Михелевой Т.М. при обращении в ГБУЗ РБ ГБ <...> в 2023 году после вынесения заключений врачебными комиссиями рецепты на необходимые препараты терапевтом-участковым не выписывались, препаратами она не обеспечивалась. <...> лечащим врачом выписан рецепт на препарат «джакави» таблетки 15 мг <...>, однако до настоящего времени необходимым лекарственным препаратом Михелева Т.М. не обеспечена, в связи с отсутствием в пункте отпуска льготных лекарственных средств в аптечной сети ГУП «Башформация», рецепт поставлен на отсроченное обслуживание.
Просит суд признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения РБ, выраженное в не обеспечении Михелевой Т.М. лекарственными препаратами «джакави» таблетки 15 мг. <...> (МНН «руксолитиниб») и «деферазирокс» 500 мг. <...> по 2 таб. В день («эксиджад») по рецептам от <...>, бездействие ГБУЗ РБ ГБ <...>, выраженное в не выписывании рецептов на необходимые лекарственные препараты «джакави» (МНН «руксолитиниб») и «джадена» (МНН «деферазирокс»); обязать Министерство здравоохранения РБ бесперебойно обеспечивать Михелеву Т.М. лекарственными препаратами «джакави» (МНН «руксолитиниб») и «джадена» (МНН «деферазирокс»); до минования надобности, обязать ГБУЗ РБ ГБ <...> бесперебойно в соответствии с медицинскими показаниями выписывать рецепты на лекарственные препараты «джакави» (МНН «руксолитиниб») и «джадена» (МНН «деферазирокс»); до минования надобности.
В судебном заседании прокурор Ульянкина И.С. исковые требования с учетом их уточнения поддержала, просила их удовлетворить, привела доводы, изложенные в иске.
Истец Михелева Т.М. в суд не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела, ранее поясняла суду, что «джакави» ей нужно всего год пить, а «джадену» пожизненно. Больше года она отлежала в Уфе в отделении гематологии, в клинической больнице. В отделении гематологии ей рекомендовали «джадена» и «джакави». «джакави» надо пить в течение года, потом прекращать и все, не принимать. С <...> по <...> всего выдали 3 коробки, 9 коробок не додали. Если «джакави» выдадут, она должна их принимать в течение года беспрерывно. Когда она приходит к врачу, она выписывает рецепт, но «джакави» в наличии нет в аптеках. Потребность «джадены» 1 коробка в месяц, три таблетки в день, 12 упаковок в год.
Представитель ответчика ГБУЗ РБ Городская больница <...> Терегулова Я.Х. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований, предъявленных к больнице, по доводам, изложенным в письменном возражении на иск.
Привлеченная определением суда к участию в деле в качестве 3-го лица, врач-терапевт ГБУЗ РБ ГБ <...> Иркабаева Л.Х. пояснила в суде, что все рецепты на препараты она, как участковый врач-терапевт выписывает, однако лекарственных средств в аптеках не бывает, потребность в препаратах «джадена» и «джакави» определена в выписных эпикризах и заменять назначенные врачом-гематологом препараты она, как врач-терапевт, не имеет право.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, письменных отзывов, возражений на иск не представил.
Представители третьих лица Министерства финансов РБ, ГУП «Башформация», своих представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте его проведения.
Суд, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Статьей 6.1 Федерального закона Российской Федерации от <...> N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 ФЗ от <...> N 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 ФЗ от <...> N 178-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона от <...> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Статьей 29 Федерального закона от <...> N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 ФЗ от <...> N 323-ФЗ).
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 ФЗ от <...> N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Постановлением Правительства РФ от <...> N 403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или его инвалидности.
Согласно части 1 статьи 37 ФЗ от <...> N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 37 ФЗ от <...> N 323-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 37 ФЗ от <...> N 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Согласно пункта 4 части 2 статьи 73 Федерального закона N 323-ФЗ медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.Порядок назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядок оформления указанных бланков, их учета и хранения утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от <...> N 4н (действовал на момент возникновения спорных правоотношений).
Названный Порядок от <...> устанавливает правила назначения лекарственных препаратов для медицинского применения и оформления их назначения при оказании медицинской помощи в медицинских организациях.
В соответствии с пунктом 6 Порядка от <...> назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию.
При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанных в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от <...> N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", либо по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинской документации пациента и в журнале врачебной комиссии.
Аналогичный порядок действует и в настоящее время в соответствии с Приказом Минздрава России от <...> N 1094н.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <...> N 502н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, согласно пунктом 4.7 которого к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям.
Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по торговым наименованиям находится в компетенции врачебной комиссии медицинской организации.
В соответствии с п. 11 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждёнными Приказ Минздрава России от <...> N 1093н с изменениями, вступившими в силу с <...> отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли.
Из приведенных положений действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, включая детей – инвалидов, лекарственными препаратами бесплатно возложено в <...> здравоохранения <...>. Медицинское учреждение при наличии показаний обязано выписать рецепт в установленном порядке. Аптечная организация обязана выдать лекарственные препараты в день обращения гражданина в аптечную сеть за его получением. При этом с <...> действующим федеральным законодательством не предусмотрена возможность отсроченного обслуживания выданных рецептов.
Судом установлено, что истец Михелева Т.М. является инвали<...> группы и состоит на диспансерном учете у врача терапевта-участкового с <...> с диагнозом D47.4 Остеомиелофиброз.
На основании выписного эпикриза ГБУЗ РБ ГБ <...> <...> (отделение гематологии) от <...> Михелевой Т.М. учитывая зависимость от гемотрансфузий, рекомендуется хеллаторная терапия прием препарата «деферазирокс» («эксиджад» 500 мг по 2 таблетки в день или «джадену» 180мг по 3 таблетки в день) постоянно, под контролем уровня ферритина, сывороточного железа 1 раз в 3 месяца.
На основании выписного эпикриза ГБУЗ РБ ГБ <...> <...> (отделение гематологии) от <...> Михелевой Т.М. в связи с резистентностью к терапии гидромочевиной рекомендована терапия препаратом «руксолитиниб» («джакави») 15 мг 2 раза в день ежедневно в течение 2023-2024 годов.
Нуждаемость Михелевой Т.М. в указанных лекарственных средствах подтверждается также заключениями врачебной комиссии <...> от <...>, <...> от <...>, <...> от <...>, <...> от <...>, в которых также указана потребность пациентки в каждом из препаратов.
Представителем ответчика в поданном им письменном возражении по состоянию на <...> указано, что Михелевой Т.М. были выписаны рецепты <...> на «деферазирокс» (не обеспечена) и на «руксолитиниб» (снят с отсрочки, т.<...> упаковки выданы по рецепту от <...>, а также выписано 4 рецепта, из которых 2 на «деферазирокс» и 2 на «руксолитиниб» (по всем обеспечена <...>).
Из представленной ГУП «Башформация» информации за период с <...> по <...> Михелевой Т.М. отоварен <...> «деферазирокс» 1 упаковка, и <...> «деферазирокс» 2 упаковки, «руксолитиниб» 3 упаковки, иных отоваренных рецептов не имеется.
Таким образом, лекарственным препаратом «деферазирокс» по рецепту от <...> Михелева Т.М. действительно не обеспечена.
Таким образом, Михелева Т.М. не была обеспечена Минздравом РБ препаратами «джакави» (МНН «руксолитиниб») и «джадена» (МНН «деферазирокс»), в соответствии с потребностью – 12 упаковок в год (1 упаковка в месяц), каждого из лекарственных препаратов, в полном объеме. В то время, как препарат «джакави» (МНН «руксолитиниб») Михелева Т.М., согласно выписному эпикризу, должна принимать в течение года непрерывно. В случае перерыва в приеме указанного препарата, годовое лечение должно начинаться заново.
В соответствие с пунктами 3,4 Постановления Правительства РФ от <...> <...> «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением. При этом Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденными указанным постановлением, инвалидам все без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении представляются бесплатно.
Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
С <...> Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием разграничения полномочий» органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющего право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами питания для детей - инвалидов, (ст. 4.1 ).
Таким образом, обеспечение больного, проживающего в <...>, бесплатным лекарственным препаратом, необходимым по медицинским показаниям, действующим законодательством возложена на субъект федерации -Республику Башкортостан в лице его компетентного исполнительного органа -Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.
В соответствии с пп. 4 п. 4.1 «Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан», утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от <...> <...>, в полномочия Минздрава РБ входит организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
В соответствие со ст.ст. 4.1, 6.1, 6.2 Федерального закона от <...> № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.
Министерство здравоохранения РБ является уполномоченным органом, который обеспечивает необходимыми лекарственными препаратами льготную категорию граждан и должно обеспечить Михелеву Т.М. необходимыми лекарственными препаратами, поскольку ее жизнь находится под угрозой.
Учитывая неизлечимость заболевания, возможное улучшение и ухудшение здоровья истца, суд приходит к выводу, что обеспечение Михелевой Т.М. требуемыми лекарственными препаратами должно исходить из ее жизненных показаний. При этом, отсутствие недостаточного финансирования на приобретение лекарственных препаратов не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Нарушение ее прав подлежит устранению путем возложения на Министерство здравоохранения РБ обязанности бесперебойно обеспечивать истца в соответствии с назначениями врачей лекарственными средствами «джакави» (МНН «руксолитиниб») и «джадена» (МНН «деферазирокс») до минования надобности.
Поскольку рецепты на лекарственные препараты ГБУЗ РБ ГБ <...> выписываются, что ранее подтвердила в судебном заседании Михелева Т.М., доказательств того, что больницей не были приняты меры для ее обеспечения лекарственными препаратами по выписанным рецептам, и по бесперебойному обслуживанию в будущем, суду не представлено, соответственно не имеется оснований для признания бездействия ГБУЗ РБ ГБ <...> незаконным и возложении на нее обязанностей по устранению допущенных нарушений.
После вступления в законную силу, решение суда о понуждении к обеспечению Михелевой Т.М. лекарственными препаратами будет проводиться в бесспорном порядке, в связи с чем, суд полагает, что для защиты прав и интересов Михелевой Т.М. по данному делу достаточным будет принятие судом решения о возложении обязанности обеспечения ее необходимыми лекарственными препаратами.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора <...> Республики Башкортостан - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, не обеспечившего Михелеву Т.М., <...> года рождения, необходимым по жизненным показаниям лекарственным средством «джадена» (МНН «деферазирокс») по рецепту от <...>.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно обеспечивать Михелеву Т.М., <...> года рождения, лекарственными средствами «джакави» (МНН «руксолитиниб») и «джадена» (МНН «деферазирокс»), в соответствии с потребностью 1 упаковка в месяц, каждого из лекарственных средств, в соответствии с медицинскими показаниями, до минования надобности.
В удовлетворении остальных требований, предъявленных к Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, - отказать.
В удовлетворении требований, предъявленных к Государственному бюджетному учреждению Республики Башкортостан городская больница <...>, - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующая подпись
<...>
<...>
<...>
<...>