УИД:59RS-2023-004795-47
Дело № 2-4422/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 28 ноября 2023 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,
при секретаре судебного заседания Меновщиковой Ю.О.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Ленинского района г. Перми Маслак А.Е.,
представителя ответчика администрации г. Перми Белавкина Д.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Ленинского района г. Перми к администрации г. Перми, АЗА, БЕБ, ГХМ, ЛОВ, ЧАЯ, ЧГН, СВВ, МАР, ГАА, ДГМ о возложении обязанности,
установил:
И.о. прокурора Ленинского района г. Перми обратился с иском к администрации г.Перми, АЗА, БЕБ, ГХМ, ЛОВ, ЧАЯ, ЧГН, СВВ, МАР, ГАА, ДГМ с требованиями о возложении солидарно на ответчиков обязанности в течении 1 суток после вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по ограничению доступа к зданию, расположенному по адресу: <Адрес>, исключающие свободный и беспрепятственный доступ к нему неопределенного круга лиц; обязанности в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по приведению здания, расположенного по адресу <Адрес>, в нормативное состояние, исключающее в процессе строительства и эксплуатации возникновение угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, а в случае невозможности проведения указанных мероприятий осуществить снос здания, расположенного по адресу: <Адрес>.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Ленинского района г. Перми проведена проверка на основании размещенной публикации в средствах массовой информации (www.perm.kp.ru) «Пермячку придавила часть плиты дома по <Адрес>», в ходе которой установлено, что на земельном участке по адресу: <Адрес>, с кадастровым номером №, расположено двухэтажное жилое здание из кирпича 1917 года постройки, в полуразрушенном ненормативном состоянии, общей площадью 77,4 кв.м, кадастровый №. Собственниками данного жилого здания с кадастровым номером: №, согласно данным Единого государственного реестра недвижимости, являются ответчики. ДД.ММ.ГГГГ в 15:07 в Единую дежурно-диспетчерскую службу г. Перми из центра обработки вызовов поступила информация о том, что по адресу <Адрес> обрушилась часть дома, пострадала женщина 1979 года рождения, диагноз - ушиб руки, от госпитализации отказалась. Согласно информации администрации Ленинского района г. Перми ранее ДД.ММ.ГГГГ из ФГБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Пермском крае» поступило письмо об аварийном состоянии жилого дома, расположенного по адресу <Адрес> установлены собственники данного жилого дома. Собственникам, у которых был установлен адрес проживания, направлены письма с требованием о приведении дома в нормативное состояние с приглашением для участия в КЧС Ленинского района г. Перми ДД.ММ.ГГГГ. На указанное заседание никто из приглашенных собственников дома не явился. По результатам проведенного КЧС администрацией Ленинского района г. Перми собственникам указанного частного жилого дома направлены уведомления о результатах проведенного КЧС района и принятых на данном заседании решениях, в том числе о необходимости немедленного принятия собственниками мер по приведению частного дома в нормативное состояние. Указанное требование администрации Ленинского района г. Перми собственниками проигнорировано. По причине отсутствия ограждения территории в указанное здание проникают посторонние лица, в том числе ведущие асоциальный образ жизни. Кроме того, непосредственно вблизи здания расположено ФГБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Пермском крае», торговый центр, являющиеся местами массового скопления людей, в связи с чем отсутствие ограждения и ненормативное состояние жилого здания ставит под угрозу жизнь и здоровье проходящих мимо него граждан, создает условия для возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, связанных с совершением правонарушений и действий террористического характера. Также установлено, что вышеуказанный объект принадлежит ответчикам на праве общей долевой собственности, на объекте отсутствуют окна, двери, часть стены, имеется свободный доступ граждан, в том числе детей, имеется большой риск обрушения здания, что не обеспечивает безопасность на указанном объекте, создает реальную опасность жизни и здоровью граждан, а также создает условия для возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, связанных с совершением правонарушений и действий террористического характера, какие - либо предупреждающие таблички на здании отсутствуют, ограждение территории отсутствует. Ответчики, как собственниками здания, мер к содержанию своего имущества не предпринимают, Правила благоустройства территории города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, не соблюдают.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - администрации г. Перми в судебном заседании исковые требования признал, указал на готовность администрации г. Перми осуществить мероприятия по сносу.
Ответчики ГХМ, ЧАЯ в судебное заседание не явились, о времени месте рассмотрения дела извещены.
Ответчики ДГМ, ГАА, ЛОВ, АЗА, БЕБ, ЧГН, СВВ, МАР о времени и месте рассмотрения дела извещались в порядке, предусмотренном законом.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заедание, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению, в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 4 и пункта 6 части 1 статьи 3 Закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва.
Согласно требованиям статьи 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Перми Пермская Решение Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277 утверждены Правила благоустройства территории города Перми.
В силу пункта 3.1 Правила благоустройства территории города Перми, собственник или иной владелец земельного участка, расположенного на территории города Перми, обязан, если иное не установлено законодательством или договором, за свой счет обеспечить надлежащее содержание территории, объектов и элементов благоустройства, принимать меры по приведению объектов и элементов благоустройства в соответствие с требованиями Правил. При этом в силу пункта 3.2 Правила благоустройства территории города Перми, содержание территории общего пользования осуществляется путем проведения работ по уборке территории от мусора, работ по санитарному состоянию территории.
В соответствии с пунктом 11.1 Правила благоустройства территории города Перми, владельцы зданий, строений, сооружений, а также организации, обеспечивающие содержание зданий, строений, сооружений, в установленном порядке должны обеспечивать содержание фасада зданий, строений, сооружений в исправном состоянии, надлежащую эксплуатацию зданий, строений, сооружений, проведение текущего и капитального ремонта.
Согласно частям 1, 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из анализа данной нормы следует, что бремя содержания имущества выражается не только в необходимости несения расходов, связанных с владением имуществом, но и обязанность собственника совершать в отношении такого имущества те или иные действия. В частности, несение бремени содержания имущества может предусматривать необходимость совершения действий по соблюдению прав и законных интересов других граждан, требований пожарной безопасности, санитарно - гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в средствах массовой информации (www.perm.kp.ru) размещена публикация «Пермячку придавила часть плиты дома по <Адрес>» (л.д. 1-8).
По факту размещения в средствах массовой информации указанных выше сведений, прокуратурой Ленинского района г. Перми проведена проверка, в ходе которой установлено, что на земельном участке по адресу: <Адрес>, с кадастровым номером 59:01:4410549:26, расположено двухэтажное жилое здание из кирпича 1917 года постройки, в полуразрушенном ненормативном состоянии, общей площадью 77,4 кв.м, кадастровый №.
Муниципальному образованию город Пермь (1/400 доля в праве), АЗА (1/24 доля в праве), БЕБ (2/9 доли в праве), ГХМ (19/400 доли в праве), ЛОВ (1/9 доля в праве), ЧАЯ (1/6 доля в праве), ЧГН (1/6 доля в праве), СВВ (1/80 доля в праве), МАР (1/80 доля в праве), ГАА (1/20 доля в праве), ДГМ (7/54 доля в праве) на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение - жилой дом со служебными постройками, общей площадью 77,4 кв.м, расположенное по адресу: <Адрес> (л.д. 69-76).
Согласно сведениям, содержащимся в копии технического паспорта, жилой дом по адресу: <Адрес> - 1917 года постройки, бревенчатый, двухэтажный (л.д. 20-25).
Сведения о переходе прав на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410549:26 отсутствуют (л.д. 26).
ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Пермском крае» обратилось в адрес главы администрации г. Перми с просьбой, ввиду аварийного состояния задания по адресу: <Адрес>, оказать помощь в решении сложившейся аварийной ситуации, угрожающей безопасности гражданам г. Перми и работникам ФБУ «Пермский ЦСМ» (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ по вопросу угрозы безопасности жизни и здоровья неограниченному кругу лиц, при возникновении неконтролируемого обрушения конструкций дома, расположенного по адресу: <Адрес>, состоялось заседание комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Ленинского района г. Перми, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ осуществлен выезд для проверки информации, сведения указанные в письме ФБУ «Пермский ЦСМ», в значительной степени подтвердились (л.д. 11 оборот - 13).
ДД.ММ.ГГГГ собственникам указанного частного жилого дома направлены уведомления о результатах проведенного КЧС района и принятых на данном заседании решениях, в том числе о необходимости немедленного принятия собственниками мер по приведению частного дома в нормативное состояние (л.д. 13 оборот-15).
ДД.ММ.ГГГГ по вопросу аварийной ситуации, возникшей в результате обрушения части стены частного дома по адресу: <Адрес> состоялось заседание комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Ленинского района г. Перми, из которого усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в 15:07 в Единую дежурно-диспетчерскую службу г. Перми из центра обработки вызовов поступила информация о том, что по адресу <Адрес> обрушилась часть дома, пострадала женщина 1979 года рождения, диагноз - ушиб руки, от госпитализации отказалась (л.д. 16 оборот -19).
Заключением городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № выявлены основания для признания помещения, расположенного по адресу: <Адрес>, пом. 3 непригодным для проживания.
Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение признано непригодным для проживания.
Из письма управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что работа городской межведомственной комиссии была организована на основании заявления ЧГН, собственника жилого помещения №. Собственники других жилых помещений в городскую комиссию не обращались.
Согласно письму управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ аварийным и подлежащим сносу жилой <Адрес> не признавался.
ДД.ММ.ГГГГ помощник прокурора Ленинского района г. Перми осуществил выезд по адресу: <Адрес>, с целью установления наличия/отсутствия ограждений и оценки состояния здания, о чем составлен акт. Осмотром установлено, что у здания отсутствует часть стены, имеются разрушения крыши, а также отсутствуют окна. Со стороны <Адрес> указанный дом огражден бетонными блоками, на которых установлен забор из профнастила. С торца здания ограждения отсутствуют, имеется возможность доступа в дом.
Таким образом, на основании исследованных судом доказательств установлено, что здание, расположенное по адресу: <Адрес> находится в аварийном состоянии. Как следует из акта выездного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, и приложенной к нему фототаблицы, у здания частично отсутствуют стены, разрушена крыша, отсутствуют окна, то есть здание находится в разрушенном состоянии, доступ для посторонних лиц к нему не ограничен.
Существование объекта в том виде, в котором оно находится на сегодняшний день, представляет собой опасность для людей, ставя под угрозу их жизнь и здоровье, в частности подростков и детей. Наличие угрозы, которая исходит для неопределенного круга лиц ввиду свободного доступа в заброшенное здание, нарушает и общие положения об антитеррористической защищенности (статья 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
С учетом вышеприведенного правового регулирования, оценив фактические обстоятельства дела, принимая во внимание, что здание по адресу <Адрес> грозит обрушением, нахождение вблизи здания небезопасно, суд приходит к выводу, что наличие свободного и беспрепятственного доступа в <Адрес>, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, создает условия для возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с совершением правонарушений и действий террористического характера, и, как следствие, причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан и юридических лиц, что является недопустимым.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования и.о. прокурора <Адрес>, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о возложении на ответчиков – собственником здания, обязанности: провести мероприятия по ограничению доступа к зданию, расположенному по адресу: <Адрес>, исключающих свободный и беспрепятственный доступ к нему неопределенного круга лиц; привести здание, расположенное по адресу: <Адрес> нормативное состояние, а в случае невозможности проведения указанных мероприятий, осуществить снос здания, расположенного по адресу: <Адрес>, подлежат удовлетворению.
Во избежание неблагоприятных последствий для собственников, установлением для них заведомо невыполнимых сроков, принимая во внимание требования об организации мероприятий, связанных с ограничением доступа, приведением в нормативное состояние здания, в том числе сноса, принятия мер администрацией Ленинского района г. Перми для ограждения здания со стороны <Адрес>, суд находит возможным увеличить срок для проведения мероприятий по ограничению доступа до трех суток, для проведения мероприятий по приведению здания в нормативное состояние или осуществит его снос – до трех месяцев.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
возложить солидарно на администрацию г. Перми (ИНН 5902290635, ОГРН 1025900532460), АЗА (<данные изъяты>), БЕБ (<данные изъяты>), ГХМ (<данные изъяты>), ЛОВ <данные изъяты> ЧАЯ (<данные изъяты>), ЧГН (<данные изъяты>), СВВ (<данные изъяты>), МАР (<данные изъяты>), ГАА (<данные изъяты>), ДГМ (<данные изъяты>) обязанность в течение трех суток после вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по ограничению доступа к зданию, расположенному по адресу: <Адрес>, исключающие свободный и беспрепятственный доступ к нему неопределенного круга лиц.
Возложить солидарно на администрацию г. Перми (ИНН 5902290635, ОГРН 1025900532460), АЗА (<данные изъяты>), БЕБ (<данные изъяты>, ГХМ (<данные изъяты>), ЛОВ (<данные изъяты>), ЧАЯ (<данные изъяты>, ЧГН (<данные изъяты>), СВВ (<данные изъяты> МАР (<данные изъяты>), ГАА (<данные изъяты>), ДГМ (<данные изъяты>) в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по приведению здания, расположенного по адресу: <Адрес> нормативное состояние, исключающее в процессе строительства и эксплуатации возникновение угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, а в случае невозможности проведения указанных мероприятий, осуществить снос здания, расположенного по адресу: <Адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
(мотивированное решение изготовлено 05.12.2023)
Председательствующий - подпись - И.Б. Чикулаева
Копия верна
Судья И.Б. Чикулаева