УИД 21RS0024-01-2022-002423-53
№ 2-3066/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2022 года г.Чебоксары
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Николаева М.Н., при секретаре судебного заседания Петровой Н.Н., с участием представителя истца – Баранова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова А.А. к администрации г.Чебоксары о признании права собственности на гаражный бокс,
установил:
Петров А.А. с учетом последующего уточнения обратился в суд с иском к администрации г. Чебоксары о признании права собственности на гаражный бокс №№ общей площадью № кв.м, находящийся в нежилом одноэтажном здании, в границах земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>
Исковые требования мотивированы тем, что истец является членом ГСК <адрес> открыто пользуется и владеет гаражным боксом №, несет бремя его содержания, задолженности по паевым, членским и дополнительным взносам не имеет, однако не может зарегистрировать за собой право собственности на гаражный бокс ввиду отсутствия у ответчика разрешения на ввод в эксплуатацию. Постановлением Чебоксарской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № индивидуальному частному предприятию «№» предоставлен в аренду земельный участок под строительство гаражей для индивидуального автотранспорта с автосервисом, расположенный по ул. Калинина между Чебоксарской лентоткацкой фабрикой и хлебозаво<адрес>. Постановлением главы администрации г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № в указанное выше постановление внесены изменения, в результате чего ГСК «№ из земель населенных пунктов предоставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью № кв.м. по <адрес>, для эксплуатации гаражей для индивидуального автотранспорта с автосервисом в аренду сроком до ДД.ММ.ГГГГ. 16 мая 2022 года истец обратился в администрацию г. Чебоксары с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию гаражного бокса № ГСК «№ Согласно ответу администрации г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ необходимо предоставить документы, предусмотренные ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ. В связи с отсутствием сведений о вводе в эксплуатацию гаражных боксов в ГСК «№» по <адрес>, истец обратился в суд с данным иском.
Истец Петров А.А. в судебное заседание не явился, реализовал право на участие через представителя.
Представитель истца Баранов И.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, вновь привел их суду.
Ответчик администрация г. Чебоксары представителей для участия в судебном заседании не направили, извещены надлежащим образом.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ГСК «№», Управление Росреестра по Чувашской Республике явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили, извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Действующее законодательство предусматривает разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей.
В силу п.5 ч.3 ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство (ч.2 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений).
Согласно п.16 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В соответствии с п.1 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, содержащимся в п.59, 11 Постановления Пленума ВС РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Из материалов дела следует, что постановлением Чебоксарской городской администрации Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ ИЧП «№» разрешено проектирование гаражей для индивидуального автотранспорта и административного здания с автомагазином на земельном участке площадью № кв.м, расположенном по <адрес> лентоткацкой фабрикой и хлебозаво<адрес>.
Постановлением Чебоксарской городской администрации Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ ИЧП «№» предоставлен в аренду земельный участок площадью № кв.м, расположенный по <адрес> лентоткацкой фабрикой и хлебозаво<адрес> для строительства гаражей для индивидуального автотранспорта с автосервисом.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г.Чебоксары и ИЧП «№» на основании постановления Чебоксарской городской администрации Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ заключен договор №-к на аренду земельного участка 15319 кв.м для строительства гаражей для индивидуального автотранспорта с автосервисом, расположенный в <адрес>, между Чебоксарской лентоткацкой фабрикой и хлебозаво<адрес>.
Постановлением главы администрации г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ в постановление Чебоксарской городской администрации Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, в частности, п.1 изложен в следующей редакции: «Предоставить гаражно-строительному кооперативу (ГСК) №» (<адрес>) из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером № площадью № по <адрес>, для эксплуатации гаражей для индивидуального автотранспорта с автосервисом в аренду сроком до ДД.ММ.ГГГГ, и заключить с ним договор аренды земельного участка».
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией города Чебоксары (арендодателем) и ГСК №» (арендатором) заключен договор аренды земельного участка №, согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельные участки, относящиеся к землям населенных пунктов с кадастровым номером № общей площадью № кв.м для эксплуатации гаражей для индивидуального автотранспорта с автосервисом, расположенные в <адрес>, и предоставленные согласно постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, на срок до ДД.ММ.ГГГГ. При этом п.9.2 указанного договора установлено, что договор с истекшим сроком аренды считается заключенным на неопределенный срок и действующим со всеми остальными его условиями.
Согласно выписке из ЕГРН от 17 марта 2021 года земельным участком с кадастровым номером № и разрешенным использованием: для эксплуатации гаражей для индивидуального автотранспорта с автосервисом, владеет на праве аренды ГСК №
30 августа 2002 года между Петровым А.А. (заказчик) и ООО «№ заключен договор на долевое участие в строительстве капитального гаража для индивидуального автотранспорта №, согласно которому заказчик исполнитель принимает на себя обязательства по строительству капитального гаража на объекте ООО «№» по <адрес>.
Согласно справке ООО «№ от 06 мая 2022 года Петров А.А. является членом ГСК «№ и ему принадлежит капитальный гараж №, расположенный по адресу: <адрес>. Задолженность по оплате членских, паевых и дополнительных взносов не имеется.
Из справки ООО «№» от 30 августа 2002 года следует, что Петров А.А. долгов по строительству и расчету за капитальный гараж не имеется.
В ЕГРН сведения о гаражном боксе №, находящемся в ГСК <адрес>» <адрес>, отсутствуют, что подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 20 мая 2022 года.
Согласно плану-схеме общая площадь гаражного бокса №, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, в ГСК «№», составляет № кв.м.
16 мая 2022 года истец обратился в администрацию г.Чебоксары с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию капитального гаражного бокса №, расположенного на территории ГСК «№», в чем ему было отказано, ввиду чего Петров А.А. со ссылкой на ст.222 ГК РФ обратился в суд.
В соответствии с ч.1 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка.
Учитывая, что истец Петров А.А. является членом гаражно-строительного кооператива, выплатившим полностью паевой взнос, гаражный бокс расположен на земельном участке, специально отведенном для этих целей уполномоченным лицом - органом местного самоуправления, суд приходит к выводу о том, что данный объект создан истцом для себя за свой счет в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, единственным препятствием для регистрации права собственности на спорный гараж в установленном законом порядке является отсутствие акта ввода спорного объекта в эксплуатацию, получение которого в свою очередь в настоящее время не представляется возможным в связи с ликвидацией, как юридического лица, общества, которому выдавалось разрешение на его строительство.
Согласно ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п.1).
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (п.2).
Как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2007 года №595-О-П, законодатель закрепил в п.1 ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в п.2 той же статьи последствия, т.е. санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
Исходя из содержания п.1 ст.222 ГК РФ, определяющего понятие самовольной постройки, одним из признаков такой постройки может являться, в том числе отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2020) изложена правовая позиция, согласно которой иск о признании права собственности на самовольную постройку может быть удовлетворен при наличии условий, указанных в пункте 3 статьи 222 ГК РФ, в отсутствие со стороны истца очевидных признаков явного и намеренно недобросовестного поведения.
Как следует из п.3 ст.222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилам землепользования и застройки или обязательным требованиям к параметрам постройки, содержащимся в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как разъяснено в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу п. 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
В пункте 26 приведенного выше Постановления Пленума также разъяснено, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд также должен установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно заключению специалиста ООО «Чуваштехкадастр» № от ДД.ММ.ГГГГ построенный гаражный бокс №, расположенный в нежилом одноэтажном здании, находящемся в границах земельного участка с кадастровым номером № ГСК «№» по адресу: <адрес>, соответствует строительно-техническим, санитарным и противопожарным нормам и правилам, не влияет на целостность соседних гаражных боксов, не угрожает жизни и здоровью граждан, не угрожает обрушением.
На основании изложенного, учитывая, что гаражный бокс № общей площадью № кв.м, расположенный в ГСК «№ является объектом завершенного строительства, возведенным на земельном участке, предоставленном ИЧП «№», а в последующем ГСК «№», членом которого является истец, для строительства и эксплуатации гаражей в установленном законом порядке, единственным препятствием для регистрации права является отсутствие необходимого разрешения (в данном случае - не получен акт ввода в эксплуатацию), по техническому состоянию конструкций гаражный бокс пригоден для дальнейшей эксплуатации, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд считает возможным признать за истцом право собственности на данный гаражный бокс.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
признать за Петровым А.А. право собственности на гаражный бокс №, общей площадью № кв.м., находящийся в нежилом одноэтажном здании, в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, в ГСК «№
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья М.Н. Николаев
Мотивированное решение изготовлено 06 декабря 2022 года