УИД: 92RS0004-01-2022-000855-65
Дело № 2-1122/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2022 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего судьи Кузнецова В.В.
при помощнике судьи Голубенко И.О.
с участием старшего помощника прокурора Нахимовского района г. Севастополя Скворцовой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нахимовского района города Севастополя в защиту прав и законных интересов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нахимовского района города Севастополя в защиту прав и законных интересов ФИО12 ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратился с иском в суд к Департаменту капитального строительства города Севастополя и просит признать за ФИО11 ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 право пользования жилым помещением - квартирой № в <адрес> на условиях договора социального найма.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Нахимовского района города Севастополя проведена проверка по обращению ФИО1, ФИО2 о защите жилищных прав. Установлено, что ФИО11 О.В. с ДД.ММ.ГГГГ года проживает в квартире № дома № 2 по ул. Оборонная в городе Севастополе, где зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствуют данные паспорта, а также выписка из поквартирной карточки, предоставленная ГУПС «ЕИРЦ». С указанного времени фактически исполняет все обязанности нанимателя, вытекающие из договора социального найма. По указанному адресу зарегистрированы и проживают члены семьи - дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В соответствии с приложениями № № и № подпрограмме 4 Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Севастополя, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, <адрес> в связи с физическим износом признан аварийным. Согласно позиции Департамента капитального строительства города Севастополя реализация указанной программы направлена на переселение граждан из помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу многоквартирных домах, занимаемых гражданами на законных основаниях. У жильцов 43 жилых помещений, расположенных в аварийных домах, в том числе у ФИО13 и членов ее семьи, отсутствуют надлежащие документы, подтверждающие их право проживания. С учетом изложенного, переселению ФИО14 и членов ее семьи из аварийного жилищного фонда препятствует отсутствие документов, являющихся основанием для вселения и проживания в <адрес>. ФИО15 и члены ее семьи самостоятельно несут бремя расходов по содержанию имущества и оплате коммунальных услуг, пользуется указанным жилым помещением как единственным постоянным местом жительства. Оплата ФИО16 и членами его семьи жилищно-коммунальных услуг свидетельствует о фактическом заключении Департаментом капитального строительства города Севастополя с ними договора социального найма.
Старший помощник прокурора Нахимовского района г. Севастополя ФИО7 в судебном заседании заявленные требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске, просила их удовлетворить.
Истцы в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещались заказной судебной корреспонденцией. Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истцов в порядке ст. 167 ГПК РФ
Представитель ответчика Департамента капитального строительства города Севастополя в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с пунктом 6 указанной статьи жилищные права и обязанности возникают: вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В силу статьи 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО17 зарегистрирована и проживает с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, с указанного времени фактически исполняет обязанности вытекающие из договора социального найма.
Из письменных объяснений истца ФИО18 следует, что <адрес> предоставлялась отцу истца ФИО8 в ДД.ММ.ГГГГ году как работнику государственного предприятия <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО8 и <данные изъяты> заключен договор найма жилого помещения <адрес> расположенной по адресу: <адрес> – бессрочно.
По указанному адресу зарегистрированы и проживают члены семьи ФИО11 О.В. – дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии с приложениями № № и 2 к подпрограмме 4 Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес>, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, <адрес> в связи с физическим износом признан аварийным.
Согласно позиции Департамента капитального строительства города Севастополя, реализация указанной программы направлена на переселение граждан из помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу многоквартирных домах, занимаемых гражданами на законных основаниях.
У жильцов 43 жилых помещений, расположенных в аварийных домах, в том числе ФИО19 и членов ее семьи, отсутствуют надлежащие документы, подтверждающие их право проживания.
В силу ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со статьей 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
Согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Положениями ст. 69 ЖК РФ предусмотрено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
Истец добросовестно и открыто пользуется квартирой, соблюдает общественный порядок, своевременно оплачивает коммунальные услуги, регулярное внесение оплаты за содержание и ремонт жилья подтверждается квитанциями. Длительное проживание истца в указанной выше квартире и фактическое исполнение им обязанностей нанимателей свидетельствует о фактическом заключении с ним договора социального найма жилого помещения.
Анализ собранных по данному делу доказательств по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, позволяют суду прийти к выводу, что вселение истца в спорное жилое помещение не явилось самовольным (регистрация в жилом помещении, проживание длительное время), отсутствие ордера или надлежаще оформленного решения администрации не может служить основанием к отказу в иске.
Из доказательств, представленных истцом следует, что жилое помещение было предоставлено в установленном порядке, жилое помещение изначально выдавалось отцу истца ФИО8, ответчиком не представлено доказательств обратного, при том, что бремя доказывания незаконности вселения в жилое помещение в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лежит в данном случае на ответчике.
Каких-либо требований к истцу о признании не приобретшими право пользования спорным жилым помещением либо утратившими такое право не предъявлялось, ответчиком не заявлялось требований о выселении истцов, не оспаривалось правомерность их вселения.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права, в данной ситуации – путем признания права пользования жилым помещением.
Таким образом, поскольку закон не предусматривает последствий утраты документов на жилье в виде лишения прав пользования занимаемым жилым помещением лиц, его получивших, и членов их семьи, отсутствие у истца документов на занятие жилой площади (при фактическом вселении в квартиру, регистрации в ней по месту жительства, проживания и исполнении обязанностей нанимателя) не может служить препятствием к реализации его права пользования жилым помещением на условия договора социального найма.
Изложенное свидетельствует о наличии правовых оснований для удовлетворения искового требования о признании за ФИО11 ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 право пользования жилым помещением - квартирой № в <адрес> на условиях договора социального найма.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Заявленные исковые требования прокурора Нахимовского района города Севастополя – удовлетворить в полном объеме.
Признать за ФИО11 ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 право пользования жилым помещением - квартирой № в <адрес> на условиях договора социального найма.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.В. Кузнецов
Решение в окончательной форме изготовлено 27 апреля 2022 года