50RS0027-01-2023-003010-43
Гр.дело №2-248/23г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 января 2024 года г.Можайск
Можайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Беловой Е.В., при секретаре Морозовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белкина Владимира Николаевича к администрации Можайского городского округа Московской области, Министерство культуры РФ, СНТ «Ельня» о признании права собственности на земельный участок, -
у с т а н о в и л:
истец обратился в суд с иском к администрации Можайского городского округа Московской области, Министерство культуры РФ, СНТ «Ельня», указывая, что является членом СНТ «Ельня», на общим собрании 20.05.2023 года за истцом был закреплен земельный участок №123 площадью 728 кв.м., при этом Постановлением администрации Можайского городского округа МО от 15.08.2023 года №1514-П «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 728 кв.м., расположенного <адрес>» была утверждена схема расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории, земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер №, однако решением администрации от 20.09.2023 года в предоставлении земельного участка в собственность было отказано, было рекомендовано обратиться за арендой земельного участка. Истец, исчерпав внесудебные возможности получения участка в собственность, был вынужден обратиться в суд за признанием права собственности на спорный земельный участок.
Представитель истца Яковлева Т.Г. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала.
Представитель ответчика Берестянский Ю.А. возражал против удовлетворения иска, представив в суд письменный отзыв по иску.
Министерство культуры РФ, СНТ «Ельня» в суд своих представителей не направили, будучи надлежащим образом извещенными о дате заседания, при этом Министерство культуры РФ направило в суд письменную позицию по делу, где отразило, что режимом содержания территории охранной зоны государственного Бородинского военно-исторического заповедника, установленного решением Мособлсовета от 27.05.1992 года №6/11 не установлен запрет либо ограничение в обороте земельных участков в составе зоны охраны объектов культурно-исторического наследия, распоряжение такими участками не должно нарушать их целевое использование, решение оставлено органом на усмотрение суда.
Суд, заслушав стороны по делу, исследовав представленные доказательства в совокупности, полагает, что требования истца подлежат удовлетворению.
Решение исполнительного комитета Можайского городского совета народных депутатов №582/13 от 25.06.1991 года утвержден устав садоводческого товарищества «Ельня», находящегося на землях совхоза «Красный балтиец! Можайского района Московской области.
21.03.1995 года Постановлением главы администрации Можайского района МО «Об утверждении отведенных в натуре границ земельного участка Министерству печати информации РФ под расширение территории садоводческого товарищества «Ельня» №704, были утверждены отведенные в натуре границы земельного участка площадью 1 гад министерству печати информации РФ под расширение территории садоводческого товарищества «Ельня» из земель АО «Красный балтиец».
Судом установлено, что 20.05.2023 года на общем собрании СНТ «Ельня» было принято решение о включении Белкина Е.В. в члены товарищества и закреплении за ним земельного участка №123, что подтверждается выпиской из протокола общего собрания.
15.08.2023 года, рассмотрев заявление Белкина В.Н. администрация Можайского городского округа МО своим постановлением №3514-П утвердила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 728 кв.м., спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет ему присвоен кадастровый номер №, границы местоположения земельного участка в ЕГРН установлены, межевые работы проводил Белкин В.Н., что подтверждается соответствующим договором, межевым планом участка.
Между тем, 20.09.2023 года администрация Можайского городского округа МО отказала Белкину В.Н. в приеме документов, направленных им для получение государственной услуги «Предоставление земельных участков государственная собственность на которые не разграничена в собственность бесплатно», указав в своем решении № Р001-3168476000-76756920, что заявителем выбрана не верная услуга, необходимо испрашивать данный земельный участок в аренду, а не в собственность, поскольку он ограничен в обороте, так как расположен в зоне охраны объектов культурного наследия – Бородинский военно-исторический музей заповедник, а также в зоне охраняемого военного объекта на территории 2000м. от внешнего ограждения площадки №1 ВЧ 52025; в запретной зоне военного объекта на расстоянии 3000м. от внешнего ограждения той же ВЧ, что отразил в своем заключении Комитет по архитектуре МО(СО-РГИМ-11874031051 от 26.07.2023 года, при этом Минимущества МО также согласовало отказ( №149-О от 14.08.2023 года), но только не приеме документов, а отказ в предоставлении услуги.
В силу пункта 6 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Между тем, администрации Можайского городского округа Московской области фактически уклонилась от приема документов истца о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков государственная собственность на которые не разграничена в собственность бесплатно», тогда как основания к отказу в приеме документов пересилены в ст.39.16 ЗК РФ, полномочий по выбору вида испрашиваемой услуги за истца органа муниципальной власти не имеется.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Перечень ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков установлен пунктом 5 указанной статьи, в соответствии с подпунктом 5 которого ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 этой же статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Кодексом, федеральными законами.
Из анализа приведенных выше норм следует, что при определении ограничения оборотоспособности земельных участков необходимо учитывать категорию земель, вид разрешенного использования, фактическое использование земельного участка в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности, т.е. к ограниченным в обороте отнесены те земельные участки, которые предоставлены для обеспечения обороны и безопасности.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются, в том числе в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. В указанных целях в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 104 ЗК РФ).
К числу зон с особыми условиями использования территорий отнесены зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов (пункт 5 статьи 105 ЗК РФ).
Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014 года N 405 (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения, под запретной зоной понимается территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен. В границах запретной зоны запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; под военными объектами - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.
Запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков (пункт 4 Положения).
В материалах дела отсутствуют доказательства нахождения рядом с испрашиваемым земельным участком каких-либо объектов, предназначенных для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований.
Министерство культуры РФ не подтвердило запрет на оборот испрашиваемого земельного участка, фактически спорный земельный участок исторически находится на территории СНТ «Ельня», что подтверждается планом застройки территории СНТ «Ельня»(генплан), участок не крайний, стоит на кадастровом учете, план-схема расположения согласована администрацией Можайского городского округа МО, соответствующих ограничений оборотоспособности в КГРН не имеется, в связи с изложенным суд находит действия администрации Можайского городского округа неправомерными, а требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12-14, 194-199 ГПК РФ, -
р е ш и л:
иск Белкина Владимира Николаевича удовлетворить.
Признать за Белкиным Владимиром Николаевичем, право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 728 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Можайский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Решение вынесено в окончательной форме 17 января 2024 года.
СУДЬЯ Е.В. Белова
КОПИЯ ВЕРНА.
РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ.