Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-18/2023 (2-562/2022;) ~ М-627/2022 от 24.11.2022

Дело № 2-18/2023 (2-562/2022)

(УИД 55RS0011-01-2022-000775-83)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Горьковское Омской области                  07 марта 2023 года

Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Блохина О.В., при секретаре судебного заседания Гущанской Н.И., с участием истцов по основным требованиям Челноковой О.В., Иноземцевой А.В., истца по встречным требованиям Белоглазовой Т.И., представителя истцов Стебунова А.А., представителя военного комиссариата Горьковского и Нижнеомского районов Омской области Трошихина С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Челноковой Ольги Владимировны, Иноземцевой (Самохваловой) Алены Васильевны к Самохвалову Андрею Дмитриевичу, АО «СОГАЗ», Военному комиссариату Горьковского и Нижнеомского района Омской области, ФКУ «Военный комиссариат Омской области», Восковой части № 32515 о признании утратившим права на получение единовременной выплаты, единовременного пособия, страховой суммы и единовременной материальной помощи, а также встречным исковым требованиям Белоглазовой Татьяны Ивановны к Челноковой Ольге Владимировне, Иноземцевой (Самохваловой) Алене Васильевне, Самохвалову Андрею Дмитриевичу, АО «СОГАЗ», Восковой части № <данные изъяты> о признании фактическим воспитателем, признании утратившим право на получение единовременной выплаты, единовременного пособия, страховой суммы и единовременной материальной помощи


УСТАНОВИЛ:

Челнокова О.В., Иноземцева (Самохвалова) А.В. обратились в суд с иском к АО «СОГАЗ», Самохвалову А.Д., Войсковой части 32515, Военному комиссариату Горьковского и Нижнеомского района Омской области, ФКУ «Военному комиссариату Омской области» о признании утратившим право на получение единовременной выплаты, единовременного пособия, страховой суммы и единовременной материальной помощи. В обоснование заявленных требований указали, что родителями ФИО2 <данные изъяты> являются Челнокова О.В. и Самохвалов А.Д. В период прохождения военной службы по призыву, находясь при исполнении обязанностей военной службы, ФИО2 <данные изъяты>

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» и ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» лицами, имеющими право на получение страховой суммы и единовременной выплаты в связи с гибелью военнослужащего, являются в том числе его родители. Также предусмотрены единовременная выплата, установленная Указом Предезента РФ от 05.03.2022 № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и членам их семей», а также единовременная материальная помощь, установленная Указом Губернатора Омской области от 11.04.2022 № 53 «О дополнительной мере социальной поддержке в виде единовременной денежной выплаты членам семьи погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации». Однако, как полагает Челнокова О.В., Самохвалов А.Д. должен быть лишен права на получение предусмотренных названными нормативными правовыми актами страховой суммы и выплат, поскольку при жизни сына ФИО2 и до его совершеннолетия Самохвалов А.Д. не занимался его воспитанием, материально не содержал, своих обязанностей родителя не осуществлял.

В ходе рассмотрения дела поступило исковое заявление Белоглазовой Т.И. к АО «СОГАЗ», Самохвалову А.Д., Войсковой части 32515, ФКУ «Военному комиссариату Омской области», Челноковой О.В., Иноземцевой (Самохвалова) А.В. в котором последняя просила признать ее лицом, фактически воспитывающим и содержащим Самохвалова А.А., а также с аналогичными требованиями о признании утратившим Самохваловым А.Д. право на получение единовременной выплаты, единовременного пособия, страховой суммы и единовременной материальной помощи.

Определением суда от 01.02.2023 гражданские дела по вышеуказанным требованиям соединены в одно производство.

Истцы по первоначальным требованиям Челнокова О.В., Иноземцева (Самохвалова) А.В., их представитель, будучи надлежаще уведомленными о дате и времени судебного заседания, принимали участия в части судебных заседаний, также просили о рассмотрении дела в их отсутствие. При этом требования Белогазовой Т.И. фактически признали, подтвердили, что именно она наряду с матерью, а в периоды заболевания последней, самостоятельно, воспитывала и содержала ФИО2 до самого его совершеннолетия, последний проживал именно с бабушкой Белоглазовой Т.И. со школы до момента вступления в брачные отношения.

Представители ответчиков Войсковая части <данные изъяты>, АО «СОГАЗ», ФКУ «Военному комиссариату Омской области», будучи надлежаще уведомленными о дате и времени судебного заседания, участия в части судебных заседаний не принимали, об отложении не просили, АО «СОГАЗ», ФКУ «Военному комиссариату Омской области» в письменном отзыве просили отказать в удовлетворении требований, так как права и интересы истцом действиями ответчика не нарушены.

Представитель военного комиссариата Горьковского и Нижнеомского района Омской области в судебном заседании оставил решение на усмотрение суда, при этом указал, что ФИО2 призывался в р.п. Горьковское, на момент призыва проживал по адресу проживания Белоглазовой Т.И., которую они и уведомляли о факте гибели ФИО2 при исполнении обязанностей военной службы.

Представитель третьего лица Министерство Обороны РФ в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.

Выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора, полагавшего необходимым лишить права Самохвалова А.Д. на получение мер социальной поддежки в связи с смертью его сына, а также о необходимости удовлетворении требований Белогазовой Т.И. о признании ее фактическим воспитателем, заслушав свидетелей, исследовав представленные сторонами доказательства, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что родителями ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются Челнокова О.В. и Самохвалов А.Д.

С 29.09.2022 Самохвалов А.А. проходил военную службу по частичной мобилизации на основании Указа Президента РФ, проходил службу в войсковой части и погиб при исполнении обязанностей военной службы 25.10.2022.

Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 969 ГК РФ определено, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (п. 2 ст. 969 ГК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ).

Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся и военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.

В случае смерти (гибели) застрахованного лица выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются в том числе родители (усыновители) застрахованного лица (абз. 3 п. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ).

В ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, среди них гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

В ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям.

Так, согласно абз. 2 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, выгодоприобретателям в равных долях выплачивается сумма в размере 2 000 000 руб.

Размер указанных сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абз. 9 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ).

Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.

В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей (ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ).

В соответствии с положениями ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.

Согласно п. 2 ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. №306-ФЗ членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются в том числе родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.

Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты «в», «м»), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. № 17-П, от 20 октября 2010 г. № 18-П, от 17 мая 2011 г. № 8-П, от 19 мая 2014 г. № 15-П, от 17 июля 2014 г. № 22-П, от 19 июля 2016 г. № 16-П).

В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.

Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»), и страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (п. 3 ст. 2, ст. 4 и п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»).

К элементам публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, относятся и такие меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные чч. 8 - 10 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г.№ 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», единовременная выплата, предусмотренная Указом Предезента РФ от 05.03.2022 № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и членам их семей», а также единовременная материальная помощь, предусмотренная Указом Губернатора Омской области от 11.04.2022 № 53 «О дополнительной мере социальной поддержке в виде единовременной денежной выплаты членам семьи погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации».

При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.

Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.

Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей), названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. № 22-П, от 19 июля 2016 г. № 16-П).

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, ежемесячная денежная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.

Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ и в ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.

Статьей 38 Конституции РФ и корреспондирующими ей нормами ст. 1 СК РФ предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации).

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (п. 1 ст. 1 СК РФ).

Согласно п. 1 ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 СК РФ).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (п. 4 ст. 66 СК РФ).

Согласно абз. 2 ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Пунктом 1 ст. 71 СК РФ предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (ст. 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (п. 1 ст. 62, п. 1 ст. 65 СК РФ). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (п. 1 ст. 65, ст. 69, ст. 73 СК РФ) (абзацы первый, второй пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № 44).

Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в ст. 69 СК РФ, перечень которых является исчерпывающим (абзац первый п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 № 44).

В соответствии со ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении (подпункт «а» п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 № 44).

Из приведенных положений семейного законодательства, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ей членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.

Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

Учитывая указанные положения закона для правильного разрешения необходимо установить,принимал ли Самохвалов А.Д. какое-либо участие в воспитании сына ФИО2, оказывал ли ему моральную, физическую, духовную поддержку, содержал ли сына материально, предпринимал ли Самохвалов А.Д. какие-либо меры для создания сыну ФИО2 условий жизни, необходимых для его развития, имелись ли между Самохваловым А.Д. и сыном ФИО2 фактические семейные и родственные связи, а также что Белоглазова Т.И. фактически не менее 5 лет до совершеннолетия ФИО2 воспитывала и содержала последнего.

Оценивая доказательства, представленные сторонами суд, приходит к следующим выводам.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО6 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, матерью являлась Белоглазова О.В., отцом - Самохвалов А.Д.

В 1991 году Самохвалов А.Д. вступил в брак с Белоглазовой О.В., после чего они вместе с ФИО2 переехали в <адрес>. В период брака, а именно ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь - ФИО11

Ввиду того, что семейная жизнь не сложилась Челнокова (Самохвалова, Белоглазова) О.В. в 1993 году вернулась по месту жительства ее матери - Белоглазовой Т.И.

Из доводов исковых заявлений, пояснений сторон, данных в том числе и в письменном виде, а также показаний свидетелей ФИО12, ФИО16 в период проживания в <адрес> с 1993 по 2007 годы, ФИО2 и ФИО11 фактически находились на содержании бабушки Белоглазовой Т.И., которая работала поваром, что подтверждается также копиями трудовой книжки Белоглазовой Т.И., так как мать - Челнокова О.В. страдала заболеванием, имела инвалидность, не работала, проходила длительные курсы лечения, в том числе с выездом за пределы Новосибирской области. Воспитание в большей степени также занималась бабушка ФИО2 и ФИО11, также Белоглазова Т.И. организовала посещение дошкольных учреждений детьми. В указанный период Самохвалов А.Д. не приезжал. ФИО2 и ФИО11 не помнят отца, в сознательном возрасте никогда не видели, принимали меры для розыска отца, однако результатов розыск не принес.

Указанные доводы также подтверждаются письменным коллективным обращением граждан - жителей <адрес> (15 человек), где проживала ранее Челнокова О.В. и Белоглазова Т.И., направленному в адрес суда, что отец ФИО2, 1990 г.р. - ФИО6 с 1993 года по 2007 года, когда семья Челноковой О.В. переехала в Омской область по состоянию здоровья, с семьей не проживал, с никаким образом не содержал, детьми не интересовался, с ними не общался, в семью не приезжал.

В дальнейшем в связи с необходимостью посещения лечебных учреждений Челноковой О.Б., вся семья в 2007 году сменила место жительства, стали проживать по адресу: ФИО1 <адрес>, р.<адрес>.

Согласно Акта обследования жилищно - бытовых условий семьи Белоглазовой Т.И. от 18.07.2008 в состав семьи входили: Белоглазова Т.Т. (бабушка, работает), Самохвалова (Челнокова) О.В. (дочь, инвалид), ФИО2 (внук, учащийся ПУ-34), ФИО11 (внучка, учащаяся школы), ФИО16 (внук, учащийся школы), ФИО17 (внук, домашнее воспитание). Дочь Самохвалова (Челнокова) О.В. является инвалидом, 2 раза в неделю ездит в г. Омск на лечение. Доход семьи складывается из пенсии по инвалидности Самохваловой (Челноковой) О.В., детского пособия, стипендии ФИО2, заработной платы Белоглазовой Т.И.

Постановлением Главы Горьковского муниципалного района Омской области от 20.08.2008 № 64 Белоглазова Т.И. назначена опекуном ФИО16, ФИО18, ФИО11

Из справки, данной комитетом по образованию Администрации Горьковского муниципального района Омской области от 30.01.2023, а также ОВД по Горьковскому району Омской области, следует, что опека в отношении детей устанавливалась в связи заболеванием матери, отсутствия отца, в отношении которого в 2008 году ОВД Горьковского района Омской области заводилось розыскное дело, как на лицо, утратившего связь с родственниками.

Согласно справки о составе семьи, данной администрацией Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района ФИО1 <адрес>, ФИО2 наряду с другими братьями и сестрами зарегистрирован и проживал по месту жительства Белоглазовой Т.И. (р.<адрес>).

Более того, согласно показаниям свидетеля ФИО11 последняя после того как военными комиссариатами приняты меры к розыску отца и установлено местонахождение последнего, а также его контактные данные, в том числе номер телефона для связи, она попыталась познакомиться с отцом, которого никогда не видела, для чего произвела телефонный звонок. В ходе беседы с отцом ФИО11 сообщила об известных обстоятельствах смерти ФИО2, а также о рассмотрении данного гражданского дела, о чем Самохвалову А.Д. было известно, последний планировал приехать в судебное заседание, а также приехать, чтобы проститься с сыном на 40 дней после его смерти, однако не приехал. Больше телефонные звонки он не принимал, какой - либо связи с ним не имеет.

Таким образом суд полагает установленным факты того, что отец погибшего ФИО2 - Самохвалов Д.А. не интересовался судьбой своего сына ФИО2, не принимал мер по его физическому, духовному и нравственному развитию, не использовал свое право на общение с ребенком, не видел его ни в несовершеннолетнем, ни во взрослом возрасте, не участвовал в погребальных мероприятиях, в том числе не посещал места захоронения, не участвовал в расходах, связанных с его погребением, злостно уклонялся от исполнения обязанностей родителя, средств на содержание последнего не направлял, однако обратился в связи с гибелью сына при исполнении обязанностей военной службы за получением единовременного пособия, страховой суммы, единовременной выплаты, предусмотренных положениями Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ, Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ, Указом Президента РФ от 05.03.2022 № 92, злоупотребив своими правами биологического родителя.

Вместе с тем, материалами дела установлено, что Белоглазова Т.И. - бабушка ФИО2, являлась фактическим воспитателем и лицом, содержавшим с 3 лет до его совершеннолетия (более 15 лет).

В связи с чем ее права на получение мер социальной поддержки, направленных на компенсацию нравственных и материальных потерь, связанных с гибелью ФИО2, не могут быть ограничены фактом обращения биологического отца - Самохвалова Д.А. за получением таких мер социальной поддержки.

При таких обстоятельствах суд признает исковые требования Челноковой О.В. и Иноземцевой (Самохваловой) А.В., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО11 о признании Самохвалова А.Д. утратившим право на получение единовременной выплаты, единовременного пособия, страховой суммы и единовременной материальной помощи подлежащим удовлетворению.

Также суд полагает необходимым удовлетворить требования Белоглазовой Т.И. и признать последнюю лицом, фактически воспитывающим и содержащим ФИО2 в течение 5 лет до его совершеннолетия.

Иные требования, в том числе заявленные к АО «СОГАЗ», ФКУ «Омский военный комиссариат» оставить без удовлетворения, так как права и интересы истцов действиями указанных лиц, не нарушались, доказательств обратного суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Челноковой Ольги Владимировны, Иноземцевой (Самохваловой) Алены Васильевны к Самохвалову Андрею Дмитриевичу, АО «СОГАЗ», Военному комиссариату Горьковского и Нижнеомского района Омской области, ФКУ «Военный комиссариат Омской области», Восковой части о признании утратившим права на получение единовременной выплаты, единовременного пособия, страховой суммы и единовременной материальной помощи удовлетворить частично.

Встречные исковые требования Белоглазовой Татьяны Ивановны к Челноковой Ольге Владимировне, Иноземцевой (Самохваловой) Алене Васильевне, Самохвалову Андрею Дмитриевичу, АО «СОГАЗ», Восковой части о признании фактическим воспитателем, признании утратившим право на получение единовременной выплаты, единовременного пособия, страховой суммы и единовременной материальной помощи удовлетворить частично.

Признать Самохвалова Андрея Дмитриевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (ИНН <данные изъяты>) утратившим право на получение единовременной выплаты, единовременного пособия, страховой суммы и единовременной материальной помощи в связи со смертью военнослужащего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Признать Белоглазову Татьяну Ивановну, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (ИНН <данные изъяты>) лицом, фактически воспитывающим и содержащим военнослужащего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (фактическим воспитателем).

В оставшейся части исковые требования Челноковой Ольги Владимировны, Иноземцевой (Самохваловой) Алены Васильевны, Белоглазовой Татьяны Ивановны оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Горьковский районный суд Омской области.

Председательствующий                 О.В. Блохин

Решение в окончательной форме принято 07.03.2023

24.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2022Передача материалов судье
25.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2022Подготовка дела (собеседование)
12.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2022Судебное заседание
23.01.2023Подготовка дела (собеседование)
23.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2023Судебное заседание
13.02.2023Подготовка дела (собеседование)
13.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2023Судебное заседание
07.03.2023Судебное заседание
07.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2023Дело оформлено
28.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее