Дело № 2 - 210/2023
59RS0044-01-2022-003430-66
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 февраля 2023 года Чусовской городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Туношенской И.О., при секретаре Минибаевой Е.Р., с участием истца Неволиной М.К. представителя ответчика Селений К.А., действующей на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чусовом гражданское дело по иску Неволиной Миниры Камильевны к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чусовскому и Горнозаводскому городским округам о признании решения незаконным, возложении обязанности признать опекуном
установил:
Неволина М.К. обратилась в суд с исковым заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Чусовскому и Горнозаводскому городским округам (далее по тексту – ТУ Минсоцразвития) от 23.11.2022 года о невозможности быть кандидатом в опекуны и возложении на ответчика обязанности признать её таковым.
Исковые требования мотивированы тем, что истица является бабушкой несовершеннолетней , дата года рождения, которая в настоящее время находится в ГКУСО ПК ЦПД адрес». Истец воспитывала её с самого рождения, привязана к ней, создала для несовершеннолетней благоприятные жилищно-бытовые условия, характеризуется положительно, материальное положение удовлетворительное, не имеет медицинских противопоказаний для оформления опеки. Считает принятое органом опеки решение незаконным.
Истец Неволина М.К. в судебном заседании настаивала на исковых требованиях по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ТУ Минсоцразвития Селений К.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, считает решение органа опеки законным поскольку в отношении Неволиной М.К. установлены факты привлечения её к административной ответственности за причинение побоев несовершеннолетней
Заслушав истца, представителя ответчики, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38).
Поскольку ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1989 года, подчеркивает, что главным соображением при рассмотрении всех вопросов, связанных с передачей ребенка для заботы о нем не его собственными родителями, должны быть наилучшее обеспечение интересов ребенка, его потребность в любви и право на обеспеченность и постоянную заботу.
В соответствии с этим Конвенция о правах ребенка, являющаяся в силу статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, обязывает государства-участники обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия (пункт 2 статьи 3), и принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления (пункт 1 статьи 19).
Согласно пункту 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества.
При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка (пункт 2 вышеназванной статьи).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства относятся, в том числе подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах (далее - Правила).
Основной задачей подбора определено обеспечение интересов детей, исключение и предотвращение даже возможности какого-либо насилия над данными детьми, повторного социального сиротства (возвращение ребенка из замещающих семей).
В связи с незащищенностью и уязвимостью вышеуказанной категории детей государством предъявляются особые требования к кандидатам в опекуны (приемные родители), которые должны соответствовать общепринятым нормам морали, быть высоко нравственными людьми, обладать соответствующей подготовкой и способностями к выполнению обязанностей опекуна.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что в целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, проводит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.
При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя.
Пунктом 14 Правил предусмотрена обязанность органов опеки и попечительства подготовить гражданина, выразившего желание стать опекуном путем организации обучающих семинаров, тренинговых занятий по вопросам педагогики и психологии и обеспечить психологическое обследование граждан для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью.
Приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 года № 623 утверждены Требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации.
Согласно Требованиям, основной задачей подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, является выявление и формирование воспитательных компетенций; родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития, прохождение психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители) (пункт 2 «б»).
Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 определено обязательное применение психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители.
Как установлено в судебном заседании, Неволина М.К. обращалась в ТУ Минсоцразвития по вопросу выдачи заключения о возможности быть опекуном (попечителем) несовершеннолетней внучки , дата года рождения, в связи с чем, органом опеки дата выдано заключение ... о невозможности Неволиной М.К. быть кандидатом в опекуны (попечители). Основанием для такого заключения явился факт привлечения Неволиной М.К. к уголовной ответственности, за преступления против личности, что по мнению органа опеки не соответствует целям защиты прав и интересов опекаемого, духовного и нравственного развития (л.д...).
Истец Неволина М.К. выражает несогласие с заключением органа опеки, ссылаясь на то, что органом опеки не принят во внимание тот факт, что она создала для несовершеннолетней благоприятные жилищно-бытовые условия, характеризуется положительно, материальное положение удовлетворительное, не имеет медицинских противопоказаний для оформления опеки.
Свидетели охарактеризовали Неволину М.К. с положительной стороны.
Согласно характеристикам с места жительства и работы Неволина М.К. ведет здоровый образ жизни, всегда доброжелательна, проявляет заботу о внучке, недостойного поведения не замечали, на учете в УУП ОУУП и ПДН Отдела МВД России «Чусовской» не состоит, жалоб по месту жительства не поступало, соседями характеризуется положительно.
Вместе с тем, согласно справке ГУМВД России по адрес от дата ...-М, в отношении Неволиной М.К. имеются сведения об осуждении на территории Российской Федерации:
- дата мировым судьей судебного участка ... адрес края по ч.... УК РФ к наказанию в виде штрафа в размере 2500 рублей,
- дата мировым судьей судебного участка ... адрес края по ч.... УК РФ к наказанию в виде 60 часов обязательных работ.
В соответствии с постановлением мирового судьи судебного участка ... Чусовского судебного района адрес ... от дата Неволина М.К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст..... КоАП РФ к наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей по факту причинения побоев несовершеннолетней .
Кроме этого, согласно результатам первичной консультации с кандидатом в опекуны Неволиной М.К., проведенной специалистами адрес установлен
- высокий уровень риска невротизирующего воздействия замещающей семьи на ребенка в связи с выявленными нарушениями в функционировании семейной системы, проживание семьей ненормативного кризиса, связанного с ограничением в родительских правах кровной матери девочки, личностными особенностями кандидата (повышенный уровень враждебности), имеющимся у кандидата негативным опытом воспитания кровных детей, имеющимся опытом применения физических наказаний в отношении внучки, дефицитом социальной поддержки, раздельным проживанием с братом,
- высокий уровень риска затруднения или невозможности адаптации ребенка в семье в связи с выявленными нарушениями в семейной системе, ранним возрастом и неоднократной сменой опекунов, опытом проживания в СРЦН,
- высокий уровень риска пренебрежения нуждами ребенка в связи с негативным опытом воспитания кровных детей, имеющимся опытом применения физических наказаний в отношении внучки, солидным возрастом кандидата и маленьким возрастом ребенка, дефицитом социальной поддержки,
- средний уровень риска жестокого обращения с ребенком в связи с имеющимся опытом применения физических наказаний в отношении внучки.
В связи с изложенными обстоятельствами, суд считает заключение органа опеки законным и обоснованным, в связи с чем, не находит оснований для удовлетворения исковых требований, так как Неволина М.К. не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, которые назначаются опекунами или попечителями.
Суд принимая настоящее решение также исходит из того, что основной задачей подбора кандидатов в опекуны является обеспечение интересов детей, тогда как вынесение положительного заключения исходя из исследованных в судебном заседании доказательств, не отвечало бы интересам ребенка, его духовного и нравственного развития.
Несогласие Неволиной М.К. с постановлением мирового судьи по факту привлечения её к административной ответственности по факту причинения побоев несовершеннолетней, не свидетельствует об обратном, поскольку судебный акт не обжалован и вступил в законную силу.
При этом, положительные характеристики Неволиной М.К. по месту жительства не могут служить безусловным основанием для признания за ней возможности быть кандидатом в опекуны (попечители) при наличии факта привлечения её к уголовной ответственности.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении требований Неволиной Миниры Камильевны к Территориальному управлению Министерства социального развития адрес по Чусовскому и Горнозаводскому городским округам о признании решения незаконным, возложении обязанности признать опекуном несовершеннолетней , дата года рождения, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 07.02.2023 года.
Судья: /подпись/
Копия верна: Судья: Туношенская И.О.
Подлинное решение (определение) подшито в деле (материале) № 2-210/2023
Дело (материал) находится в Чусовском городском суде
Секретарь ________________