Дело №
УИД: 54RS0№-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе судьи Топчиловой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Рычковой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетней Чураковой В. В. к Министерству здравоохранения <адрес> о взыскании убытков,
у с т а н о в и л:
Прокурор, действующий в интересах несовершеннолетней Чураковой В.В., обратился в суд с указанным иском и просил обязать Министерство здравоохранения по <адрес> обеспечить Чуракову В.В. за счет средств областного бюджета изделиями медицинского назначения: датчиками FreeStyle Libre системы флеш-мониторинга в количестве 27 штук в год до момента отмены осуществления самоконтроля гликемии по медицинским показаниям, взыскать убытки в пользу зако за приобретение системы флеш-мониторинга в сумме 4 950 рублей.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой района по обращению Есютиной Ю.А., действующей в интересах несовершеннолетней дочери Чуракову В.В. была проведена проверка по факту непредставления несовершеннолетнему системы флеш-мониторинга глюкозы – ФМГ FreeStyle Libre. В ходе проверки установлено, что истец является ребенком-инвалидом в связи с поставленным ему диагнозом «сахарный диабет первого типа». Согласно медицинским документам истцу показано применение системы флеш-мониторирования FreeStyle Libre на постоянно основе, что обусловлено возрастом несовершеннолетнего, вариабельностью гликемии и необходимостью осуществления самоконтроля гликемии. Таким образом, использование системы флеш-мониторинга является жизненно необходимым для несовершеннолетнего.
В ходе судебного разбирательства законный представитель Есютина Ю.А. и представитель процессуального истца заявили ходатайство об отказе от иска в части требования о возложении обязанности обеспечить FreeStyle Libre системы флеш-мониторинга.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в указанной части прекращено.
Представитель прокуратуры – помощник прокурора <адрес> Андраханова А.В. в судебном заседании просила иск о взыскании убытков удовлетворить.
Законный представитель Есютина Ю.А. после перерыва в судебное заседание не явилась, до перерыва подтвердила факт получения датчиков СТ-14, пояснила, что ребенок адаптировался к указанным датчикам.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения <адрес> Кафтаева С.Ю. после перерыва не явилась, до перерыва против удовлетворения требований возражала.
Суд в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, установил следующее.
Судом установлено, что Чураковой В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно консультации эндокринолога установлен диагноз: «Сахарный диабет 1 типа» (л.д. 12).
Из заключения эндокринолога следует, что ребенок нуждается в непрерывном мониторинге гликемии. В заключении эндокринолога указано на рекомендацию использования FreeStyle Libre.
Законный представитель обратилась в прокуратуру с заявлением о необеспечении ее ребенка указанной системой.
Прокурорами была проведена проверка по факту соблюдения Министерством здравоохранения НСО требований законодательства об обеспечении детей-инвалидов необходимой системой флэш-мониторинга, установлено, что истец не обеспечена, что послужило основанием обращения в суд с иском.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В связи с не обеспечением ребенка-инвалида указанным лекарственным препаратом, прокурор обратился в суд с указанным иском в интересах несовершеннолетнего.
Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения сахарного диабета. При этом, указанным Перечнем системы непрерывного мониторинга не предусмотрены.
Распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О распределении субсидий бюджетам субъектам РФ в 2023 - 2024 годах в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по обеспечению детей с сахарным диабетом 1 типа» субъектам Российской Федерации выделены субсидии на предоставление в 2023 - 2024 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по обеспечению детей с сахарным диабетом 1 типа системами непрерывного мониторинга глюкозы в рамках реализации федерального проекта «Борьба с сахарным диабетом» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н был утвержден Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), согласно которому по возрастной категории – дети по коду заболевания E10.7 Инсулинзависимый сахарный диабет с множественными осложнениями предусмотрены лабораторные методы исследования в виде исследования уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее – Программа), согласно которой установлен перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.
Гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы при следующих заболеваниях и состояниях, к числу которых относятся болезни эндокринной системы (раздел III Программы).
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно (раздел V Программы).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, которая включает в себя перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная медицинская помощь (раздел II Программы).
В перечень препаратов, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно, отнесены препараты для лечения сахарного диабета (приложение № к Программе).
Из пункта 35 Приложения следует, что предусматривается комплексное лечение тяжелых форм сахарного диабета и гиперинсулинизма на основе молекулярно-генетических, гормональных и иммунологических исследований с установкой помпы под контролем систем суточного мониторирования глюкозы.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:
1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;
3) на основе клинических рекомендаций;
4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении стандарта медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение» (утвержден стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), согласно которому медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением включают в себя лабораторные исследования - исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования.
Согласно части 15 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ).
Таким образом, предоставление инвалиду, страдающему заболеванием «сахарный диабет» (социально значимое заболевание), медицинских изделий, не входящих в программу государственных гарантий, осуществляется бесплатно, если решением врачебной комиссии ему по жизненным показаниям рекомендовано использование этих медицинских изделий.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание врачебной комиссии, согласно заключению врачебной комиссии, согласно которому истец по состоянию здоровья нуждается в непрерывном мониторинге гликемии посредством использования систем флеш-мониторинга СТ14.
Учитывая утверждение Распоряжение Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, наличие заключения врачебной комиссии, ответчиком были закуплены для истца система непрерывного мониторинга СТ-100С14 (1 штука передатчик) и датчики глюкозы СТ-202.
Указанные изделия были получены истцом.
Согласно общедоступной информации, CT 14 – инновационная система непрерывного мониторинга уровня глюкозы с диапазоном измерений от 1,7 до 25 ммоль/л (30-450 мг/дл) и интервалом измерений всего 3 минуты.
Таким образом, истец обеспечена системами непрерывного мониторинга гликемиии.
В связи с изложенным, истцы отказались от заявленных требований.
Что касается требования о взыскании убытков за приобретение системы мониторинга FreeStyle Libre за в октябре 2023 года на сумму 4950 рублей, то суд приходит к следующим выводам.
В статье 53 Конституции РФ закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Абзацем первым пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей общие основания ответственности за причинение вреда, установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ).
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, а в статье 16 указанного Кодекса закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Как было указано выше, основанием для возложения на государственный орган обязанности по обеспечению лекарственным изделием, не предусмотренным требованиями действующего законодательства, является заключение врачебной комиссии.
Из представленных в материалы дела квитанций следует, что законным представителем понесены расходы на приобретение системы непрерывного мониторинга FreeStyle Libre в сумме 4950 рублей до даты выдачи заключения врачебной комиссии ДД.ММ.ГГГГ (л.д.64).
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения требований о взыскании расходов у суда также отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░ 5402240689392) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░