ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Пенза 26 января 2021 года
Судья Октябрьского районного суда г. Пензы Носова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда г. Пензы (ул. Леонова, 31) дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении
Ткачева Алексея Владимировича, ...
УСТАНОВИЛ:
Ткачев А.В., являясь участником публичного мероприятия, нарушил установленный порядок проведения шествия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 20.2 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
23 января 2021 года в 14 часов 30 минут около дома № 66 по ул. Московской в г. Пензе в составе группы граждан в количестве 500 человек умышленно, будучи предупрежденным сотрудником органов внутренних дел РФ о том, что проводимое мероприятие не согласовано в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», и необходимости разойтись, принял участие в несанкционированном публичном мероприятии в виде шествия, высказывающего своё мнение общественно-политического характера, которое двигалось в общественном месте сплоченной толпой с расстоянием менее 1,5 метров друг от друга по ул. Московской г. Пензы от дома № 37.
Данное публичное мероприятие проводилось в период действия режима повышенной готовности, введенного постановлением Губернатора Пензенской области от 16.03.2020 г. №27 «О введении режима повышенной готовности на территории Пензенской области», и не было согласовано с органами местного самоуправления - Администрацией города Пензы.
Таким образом, Ткачев А.В. в нарушении п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» нарушил установленный порядок проведения шествия, приняв участие в несогласованном с органами исполнительной власти массовом мероприятии, проведенном 23 января 2021 года при вышеуказанных обстоятельствах, в период действия на территории Пензенской области режима повышенной готовности, не выполнив законных требований сотрудников органов внутренних дел о необходимости разойтись.
В судебное заседание Ткачев А.В. не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просил дело об административном правонарушении рассмотреть в его отсутствие, указал на признание своей вины. В силу ст. 25.1, 29.7 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие Ткачева А.В.
Изучив и проанализировав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
По части 5 ст. 20.2 КоАП РФ наступает административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
В части 6 ст. 20.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Статьей 31 Конституции РФ предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, порядок реализации которого регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Пунктами 1 и 6 ст. 2 вышеназванного Федерального закона от 19.06.2004 г. публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Шествие – это массовое прохождение граждан по заранее определённому маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4). К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: 1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); 2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; 3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, имеет место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных ч.ч. 3, 4 ст. 6 Закона о публичных мероприятиях. К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти подлежат квалификации по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Статьей 8 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создаёт угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп. «а.2» п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 г. N 417 и предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (п.п. «а» п. 3, п.п. «в,г» п.4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учётом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а, у, ф» части 1 статьи 11 данного Федерального закона).
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции Указом Президента РФ от 02.04.2020 г. N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учётом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В соответствии с постановлением Губернатора Пензенской области от 16 марта 2020 г. № 27 на территории Пензенской области с 16.03.2020 г. по 29.01.2021 г. включительно введён режим повышенной готовности для органов управления и сил Пензенской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения, и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Запрещено проведение публичных и иных массовых мероприятий, за исключением проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам бюджетов муниципальных образований Пензенской области и отчётов об их исполнении, проектам правил благоустройства территорий проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, по проектам уставов муниципальных образований Пензенской области, а также проектам муниципальных нормативных правовых актов о внесении изменений и дополнений в них, при соблюдении участниками санитарно-профилактических мер, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (п. 3.1 данного Постановления). Граждане обязаны соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте (п. 3.11.3 Постановления).
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Положениями статей 2, 12 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» установлено, что на полицию возлагаются, в том числе, обязанности по обеспечению совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасности граждан и общественного порядка; по предупреждению и пресечению административных правонарушений.
Согласно п.п. 1, 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей вправе требовать от граждан прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создаёт угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.
Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами (ч.3 ст. 30 Федерального закона «О полиции»).
Указанные требования закона Ткачевым А.В. выполнены не были.
Факт совершения Ткачевым А.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, подтверждается исследованными в судебном заседании следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении от 25.01.2021 г., в котором изложены вышеуказанные события административного правонарушения, с которыми Ткачев А.В. при даче объяснений при составлении этого протокола согласился и указал, что вину признает полностью;
- письменными объяснениями Ткачева А.В. от 25.01.21 г., приложенными к протоколу об административном правонарушении, из которых следует, что из ленты новостей ему стало известно о том, что около ТЦ «Высшая лига» в 14 часов 00 минут 23 января 2021 года состоится митинг в поддержку Навального. Он приехал на ул. Московскую и примкнул к митингующим, шедшим по ул. Московской вниз. В ходе шествия он выкрикивал лозунги о свободе Навальному. Около дома № 66 по ул. Московской в г. Пензе он был задержан сотрудниками полиции;
- сообщениями администрации города Пензы и Управления внутренней политики Правительства Пензенской области об отсутствии уведомлений и согласования на проведение публичных мероприятий на территории г. Пензы 23 января 2021 г.;
- рапортом заместителя начальника полиции УМВД России по г. Пензе Гаврюшина А.Н. от 23.01.2021 г., из которого следует, что 23 января 2021 г. в период времени с 14 часов 00 минут до 16 часов 00 минут на ул. Московской г. Пензы состоялось несанкционированное публичное мероприятие, организованное в форме шествия в количестве 500 человек, двигавшихся в общественном месте от дома 37 до дома 75 по ул. Московской в г. Пензе сплочённой толпой, высказывавших своё мнение общественно-политического характера, несмотря на его неоднократные предупреждения перед началом и во время шествия о нарушении законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях;
- видеозаписью, подтверждающей принятие Ткачевым А.В. участия в массовом прохождении граждан 23 января 2021 г. по ул. Московской г. Пензы.
Протокол об административном правонарушении в отношении Ткачева А.В. составлен должностным лицом органов внутренних дел, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении на основании ст.28.3 КоАП РФ, и содержит все необходимые сведения в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ.
Рапорт сотрудника полиции содержит необходимые сведения, указывающие на событие данного нарушения. Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности лица, составившего рапорт, материалы дела не содержат.
Все исследованные выше доказательства по делу суд оценивает как относимые, допустимые и достоверные, поскольку обстоятельства, которые они устанавливают, имеют значение для правильного разрешения дела, указанные доказательства получены с соблюдением требований законодательства, согласуются между собой и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований не доверять данным доказательствам не имеется. В своей совокупности доказательства являются достаточными для установления вины Ткачева А.В. в совершении административного правонарушения.
Таким образом, из материалов дела следует и судом установлено, что уведомлений о проведении публичных и иных массовых мероприятий на 23 января 2021 г. в администрацию города Пензы и в Управление внутренней политики Правительства Пензенской области не поступало, Правительством Пензенской области не согласовывалось проведение публичных мероприятий на территории г. Пензы 23 января 2021 г. Вместе с тем, 23 января 2021 г. в 14 часов 30 минут проводилось публичное мероприятие в форме шествия, то есть массовое прохождение граждан по определённому маршруту: от дома 37 по ул. Московской в сторону дома 75 по ул. Московской в г. Пензе, в целях привлечения внимания к общественно-политическим проблемам при отсутствии согласования проведения данного публичного мероприятия со стороны органа местного самоуправления. Ткачев А.В. добровольно принял участие в указанном публичном мероприятии в форме шествия, несмотря на публичные предупреждения сотрудников органов внутренних дел РФ о незаконности проведения данного мероприятия и необходимости разойтись. Информация о незаконности проводимого публичного мероприятия в виде шествия и необходимости прекратить участие в шествии доведена до его участников, в том числе, и до Ткачева А.В. сотрудниками органов внутренних дел, однако законные требования представителей власти, связанные с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, Ткачев А.В. не выполнил, чем допустил нарушение пункта 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Оценив исследованные доказательства в совокупности, судья квалифицирует действия Ткачева А.В. по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, как нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения шествия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 20.2 КоАП РФ.
При назначении вида и размера наказания судья учитывает характер и обстоятельства совершенного правонарушения, данные о личности Ткачева А.В., смягчающие административную ответственность обстоятельства - признание вины и раскаяние в содеянном, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, и считает необходимым назначить наказание в виде административного штрафа.
На основании ч. 5 ст. 20.2, ст. 23.1, ст. ст. 29.9-29.11 КоАП РФ судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Ткачева Алексея Владимировича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в доход государства в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Штраф должен быть оплачен по следующим реквизитам: р/с 40102810045370000047 в отделение Пенза Банка России /УФК по Пензенской области г. Пенза, получатель УФК по Пензенской области (УМВД России по Пензенской области), ИНН 5834011778, КПП 583601001, КБК 18811601201019000140, БИК 015655003, ОКТМО 56701000, казначейский счет 03100643000000015500, л/с 04551460330, УИН 18880358211336567390.
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 ст. 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ. За неуплату штрафа в указанный срок лицо может быть подвергнуто наказанию в соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательных работ на срок до пятидесяти часов.
Копию документа, свидетельствующего об оплате штрафа, необходимо направить судье, вынесшему постановление.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы.
Судья