УИД: 29RS0004-01-2023-000922-97
Дело № 2-78/2024 | 20 февраля 2024 года |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Якивчука С.В.,
при секретаре судебного заседания Мухряковой И.С., с участием помощника прокурора Шенкурского района Архангельской области Румянцевой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Шенкурск гражданское дело по иску администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области к Кармановой В.А. о признании договора найма жилого помещения недействительным с даты его заключения,
установил:
администрация Шенкурского муниципального округа Архангельской области обратилась с иском к Кармановой В.А. о признании недействительным договора найма жилого помещения от 16.07.2019, заключенного ответчиком с администрацией муниципального образования «Федорогорское» Шенкурского района Архангельской области.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании постановления администрации МО «Федорогорское» от 26.01.2015 № 5/1 «О постановке на учет Кармановой В.А.» ответчик была признана нуждающейся в жилье и поставлена на учет. На основании договора найма жилого помещения от 16.07.2019 ответчику предоставлено помещение, общей площадью 89 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. После преобразования Шенкурский муниципальный округ является правопреемником муниципальных образований, в том числе МО «Федорогорское». На основании распоряжения от 30.05.2023 № 316-р здание по адресу: <адрес> является бывшей школьной библиотекой и включено в реестр муниципального имущества Шенкурского муниципального округа Архангельской области за реестровым номером 741. Данное помещение является не жилым, на государственный кадастровый учет не поставлено. По результатам обследования дома комиссией выдано заключение о том, что в настоящее время перевод из нежилого помещения в жилое помещение нецелесообразен, так как требуется проведение капитального и текущего ремонта, на что указано в акте обследования от 13.06.2023 № 3. Истец полагал, что администрацией МО «Федорогорское» не соблюден порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма, в связи с чем администрация просила признать договор найма жилого помещения от 16.07.2019 недействительным с даты его заключения.
Представитель администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области Платионова С.Н. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно указала, что неправомерность заключения спорного договора в отношении не жилого помещения подтверждена приговором Виноградовского районного суда Архангельской области в отношении бывшей временно исполняющей полномочия главы МО «Федорогорское» Кузнецовой О.В.
Ответчик Карманова В.А. в судебном заседании против удовлетворения иска не возражала.
Третьи лица Сухопарова К.А. и Кузнецова О.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении судебных повесток. Заявлений и ходатайств суду не представили.
Третьи лица Сухопаров К.А. и Сухопаров А.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались, конверты вернулись за истечением срока хранения. Судом признана процессуальная презумпция извещения указанных третьих лиц.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителя истца Платионову С.Н., ответчика Карманову В.А., заключение помощника прокурора Румянцевой И.В., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, а также материалы уголовного дела № 1-117/2023, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно пункту 1 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.
В силу положений частей 1, 2 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Частью 3 статьи 52 ЖК РФ предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Из положений частей 3, 4 статьи 57 ЖК РФ следует, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В абзаце 1 пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – постановление Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14) разъяснено, что основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ).
В силу частей 1, 2 статьи 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения, которыми признаются изолированные помещения, являющиеся недвижимым имуществом и пригодные для постоянного проживания граждан, отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
На основании части 4 статьи 22 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Согласно пункту 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение); в поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
В силу части 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
Частью 1 статьи 62 ЖК РФ предусмотрено, что предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Из буквального толкования вышеуказанных норм жилищного законодательства следует, что заключению договора социального найма предшествует процедура принятия гражданина (граждан) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также принятие уполномоченным органом местного самоуправления решения о предоставления жилого помещения по договору социального найма. При этом объектом жилищных прав в рамках правоотношений по социальному найму может являться лишь то помещение, которое отвечает установленным законом требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Судом установлено и из материалов дела следует, что постановлением главы муниципального образования «Федорогорское» Шенкурского муниципального района Архангельской области от 26.01.2015 № 5/1 Карманова В.А. признана нуждающейся в жилье и поставлена на соответствующий учет.
16.07.2019 между администрацией МО «Федорогорское», в лице временно исполняющей полномочия главы Кузнецовой О.В., действующей на основании Решения Совета депутатов второго созыва МО «Федорогорское» № 58 от 29.03.2019, и Кармановой В.А. заключен договор найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда МО «Федорогорское» Шенкурского района Архангельской области, на основании которого ответчику на состав семьи из четырех человек – Карманова В.А., Сухопаров А.А., Сухопарова К.А., Сухопаров К.А. предоставлено помещение общей площадью 89 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. 22).
Пунктом 1 части 3 статьи 19 ЖК РФ предусмотрено, что жилищный фонд социального использования представляет собой совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества Шенкурского муниципального округа Архангельской области от 14.06.2023 здание бывшей школьной библиотеки по адресу: <адрес> включено 30.05.2023 в реестр муниципального имущества Шенкурского муниципального округа Архангельской области за реестровым номером 741 (л.д. 11).
13.06.2023 комиссией при администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области проведено обследование здания по адресу: <адрес> по итогам которого выявлены значительные дефекты конструкции здания, а также сделан вывод, что данное здание является нежилым, перевод из нежилого здания в жилое нецелесообразен, так как требуется проведение капитального и текущего ремонтов (л.д. 8).
В рамках расследования в отношении Кузнецовой О.В. уголовного дела была допрошена свидетель Е.Е.В., являвшаяся председателем ликвидационной комиссии администрации МО «Федорогорское», которая поясняла, что ответчик обращалась в сельскую администрацию с вопросом о приватизации дома по адресу: <адрес> однако в 2022 году из регистрирующего органа поступили сведения о невозможности передачи в собственность в порядке приватизации указанного дома, так как он не имеет статуса жилого. В результате проведенной ревизии в администрации МО «Федорогорское» документы о переводе здания из нежилого в жилое не обнаружено.
Кроме того, распоряжением правительства Архангельской области от 23.01.2018 № 16-рп утвержден перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» Архангельской области, переданных в собственность муниципального образования «Федорогорское», в который вошло здание школы по адресу: <адрес>, которое имело статус нежилого здания (Том 1 уголовного дела № 1-117/2023, л.д. 87).
В пункте 23 постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14 разъяснено, что ЖК РФ не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным. Необходимо исходить из того, что нарушение требований ЖК РФ при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что, в частности, совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения.
Вступившим в законную силу приговором Виноградовского районного суда Архангельской области № 1-117/2023 от 08.12.2023 Кузнецова О.В. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 285 УК РФ – злоупотребление должностными полномочиями, то есть использование своих должностных полномочий вопреки интересам службы из корыстной и иной личной заинтересованности, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства являясь главой органа местного самоуправления.
По обстоятельствам совершенного Кузнецовой О.В. деяния судом установлено, что она в период с 16.04.2019 по 30.09.2019 на основании решения Совета депутатов МО «Федорогорское» от 29.03.2019 № 58 «О возложении временного исполнения полномочий главы муниципального образования «Федорогорское» являлась временно исполняющей полномочия главы МО «Федорогорское» Шенкурского района Архангельской области.
На основании части 3 статьи 2 ЖК РФ Кузнецова О.В. как глава органа местного самоуправления в пределах своих полномочий должна была обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставлять гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
При рассмотрении уголовного дела судом было установлено, что Кузнецова О.В. в период с 16.04.2019 по 30.09.2019, являясь должностным лицом – главой органа местного самоуправления, временно исполняющей полномочия главы МО «Федорогорское» Шенкурского района Архангельской области, заведомо зная, что объектами жилищных прав являются только жилые помещения, а перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям, что по договору социального найма могут быть предоставлены только жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, а также достоверно зная, что дом <адрес> не электрифицирован, электропроводка внутри дома № нарушена, требует замены на новую, отопление печное, но дымогарные трубы повреждены и требуют ремонта, вода в дом не подведена, канализация отсутствует, а также требуется замена внутренних отделочных материалов (обои стен повреждены по всей их площади во всех помещениях), а потому данный объект не может быть переведен в категорию жилых помещений, не предприняв мер к организации проведения кадастровых работ данного нежилого объекта, который не был поставлен на государственный кадастровый учет и, не переведя его из категории нежилого помещения в категорию жилого, достоверно зная о том, что он относится к категории нежилых помещений, то есть непригоден для проживания в нем граждан и не может быть переведен в категорию жилых помещений, 16.07.2019 в период времени с 09 часов 00 минут до 17 часов 00 минут, находясь при исполнении своих должностных обязанностей на своем рабочем месте в администрации МО «Федорогорское», расположенной по адресу: <адрес> используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы, действуя из корыстной заинтересованности, выступая в качестве наймодателя, при отсутствии обязательных условий и оснований передачи в пользование Кармановой В.А. и ее несовершеннолетним детям нежилого дома <адрес> в качестве жилого помещения по договору социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда МО «Федорогорское» Шенкурского района Архангельской области, составила договор социального найма жилого помещения, в который внесла заведомо ложные сведения и фактически предоставила Кармановой В.А. в составе семьи из четырех человек под видом жилого помещения заведомо нежилое указанное помещение.
Таким образом, руководствуясь положением части 4 статьи 61 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что в рамках спорных правоотношений является доказанным факт совершения Кузнецовой О.В., как уполномоченным должностным лицом администрации МО «Федорогорское» по состоянию на 16.07.2019, неправомерных действий при решении вопроса о предоставлении ответчику Кармановой В.А. на состав семьи из четырех человек по договору социального найма помещения, являющегося не жилым, что является нарушением требований жилищного законодательства в рамках правоотношений по социальному найму жилья.
Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ).
В связи с изложенным суд приходит к выводу о правомерности заявленных администрацией Шенкурского муниципального округа Архангельской области исковых требований о признании спорного договора найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда МО «Федорогорское» Шенкурского района Архангельской области недействительным со дня его заключения.
Поскольку ответчик, а также ее дети фактически не проживают в предоставленном им на основании спорного договора найма помещении, оснований для указания в резолютивной части на выселение, как правовое последствие признания договора найма недействительным, суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области к Кармановой В.А. о признании договора найма жилого помещения недействительным с даты его заключения – удовлетворить.
Признать недействительным с даты заключения договор найма помещения в домах муниципального жилищного фонда муниципального образования «Федорогорское» Шенкурского района Архангельской области, площадью 89 кв.м. по адресу: <адрес>, заключенный 16.07.2019 между администрацией муниципального образования «Федорогорское» Шенкурского района Архангельской области, в лице временно исполняющего полномочия главы Кузнецовой О.В., и Кармановой В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца с момента изготовления судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд Архангельской области.
Председательствующий С.В. Якивчук
Мотивированное решение суда изготовлено 22 февраля 2024 года.