Дело № 2-2344/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2022 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи – Байметова А.А., при секретаре – Лукуша А.А., при участии помощника прокурора – Янова А.В., рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Севастополя к ГБОУ г. Севастополя "Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением английского языка им. А. Невского", Департаменту образования и науки г. Севастополя о понуждении совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Севастополя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит:
- обязать государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением английского языка имени Александра Невского» привести штатную численность учреждения в соответствие с требованиями законодательства из расчета: 1 ставка учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 1 ставка учителя-логопеда на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 1 ставка педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 1 ставка тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1-6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, путем передачи на согласование в Департамент образования и науки г. Севастополя штатного расписания и его утверждения после согласования.
- обязать Департамент образования и науки города Севастополя до 1 сентября 2022 года согласовать государственному бюджетному образовательному учреждению города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением английского языка имени Александра Невского» штатное расписание из расчета: 1 ставка учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 1 ставка учителя-логопеда на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 1 ставка педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 1 ставка тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; произвести увеличение фонда оплаты труда исходя из увеличения штатной численности учреждения.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района города Севастополя с привлечением специалистов проведена проверка исполнения законодательства об образовании в государственном бюджетном образовательном учреждении города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением английского языка имени Александра Невского» (далее - учреждение). В образовательном учреждении обучаются 2 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. По заключениям ПМПК 2 обучающихся нуждаются в тьюторском сопровождении, занятиях с учителем-логопедом, психологом, 1 учащийся нуждается в занятиях с учителем-дефектологом. Штатная численность сотрудников в учреждении определена без учета приведенных требований. В штатном расписании образовательного учреждения должности тьютора, учителя-логопеда и учителя-дефектолога отсутствуют. В связи с чем, тьюторское сопровождение реализации адаптированной общеобразовательной программы не осуществляется. Необходимые направления коррекционной работы по логопедии и дефектологии не реализуются. Прокуратурой района по указанным нарушениям ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены. Как установлено проверкой, обязанность по согласованию штатного расписания и увеличению фонда оплаты труда Департаментом образования и науки города Севастополя не выполнена. Изложенные факты приводят к нарушению прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного образования с учетом их потребностей в коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
Помощник прокурора в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
От представителя ответчика учреждения поступили письменные возражения на исковое заявление, ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из следующего.
Судом установлено, что Прокуратурой Ленинского района города Севастополя с привлечением специалистов проведена проверка исполнения законодательства об образовании в государственном бюджетном образовательном учреждении города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением английского языка имени Александра Невского».
Согласно ст. 23 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и вступившей в силу для СССР 15.09.1990, государства-участники признают, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Государства - участники признают право таких детей на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке. В признание особых нужд ребенка с ограниченными возможностями здоровья предоставляемая помощь имеет целью обеспечение ему эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.
Согласно ст. 67.1 Конституции Российской Федерации дети t являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.
Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) в целях реализации права каждого человека на образование в Российской Федерации создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В силу положений ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья определены в разделе III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 (далее - Порядок).
Согласно п. 39 Порядка при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице: учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; учителя- логопеда на каждые 6 - 12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В образовательном учреждении обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, которым по заключениям психолого-медико- педагогической комиссии (далее - ПМПК) должны быть созданы специальные условия для получения образования.
В образовательном учреждении обучаются 2 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
По заключениям ПМПК 2 обучающихся нуждаются в тьюторском сопровождении, занятиях с учителем-логопедом, психологом, 1 учащийся нуждается в занятиях с учителем-дефектологом.
Штатная численность сотрудников в учреждении определена без учета приведенных требований.
В штатном расписании образовательного учреждения должности тьютора, учителя-логопеда и учителя-дефектолога отсутствуют.
В связи с чем, тьюторское сопровождение реализации адаптированной общеобразовательной программы не осуществляется. Необходимые направления коррекционной работы по логопедии и дефектологии не реализуются.
Прокуратурой района по указанным нарушениям ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены.
В соответствии с п. 10.6, пп. 1, 3, 5 п. 10.10 Положения о Департаменте образования и науки города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 01.09.2016 № 828-1111 Департамент образования и науки города Севастополя выполняет функции и полномочия учредителя государственных учреждений, государственных унитарных предприятий города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя и иными правовыми актами Губернатора города Севастополя и Правительства Севастополя, осуществляет контроль за деятельностью подведомственных государственных учреждений, в том числе за выполнением ими государственного задания; осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета города Севастополя, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций, а также функции главного администратора доходов бюджета города Севастополя; полномочия собственника в порядке и в пределах, определенных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя, в отношении имущества города Севастополя, необходимого для обеспечения реализации возложенных на Департамент функций, в том числе имущества, переданного подведомственным ему организациям* города Севастополя; контроль над целевым использованием бюджетных средств подведомственными организациями и учреждениями, внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.
Как установлено прокурорской проверкой, обязанность по согласованию штатного расписания и увеличению фонда оплаты труда Департаментом образования и науки города Севастополя не выполнена.
Изложенные факты приводят к нарушению прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного образования с учетом их потребностей в коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
Довод представителя ответчика учреждения о том, он не уклоняется от требований прокурора, опровергается материалами дела, поскольку данные требования так учреждением и не исполнены.
Суд полагает, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного образования с учетом их потребностей в коррекции нарушений развития и социальной адаптации нашли свое подтверждение, в связи с чем суд считает исковые требования прокурора обоснованными, доказанными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Ленинского района г. Севастополя к ГБОУ г. Севастополя "Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением английского языка им. А. Невского", Департаменту образования и науки г. Севастополя о понуждении совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением английского языка имени Александра Невского» (ИНН 9204023404) привести штатную численность учреждения в соответствие с требованиями законодательства из расчета: 1 ставка учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 1 ставка учителя-логопеда на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 1 ставка педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 1 ставка тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1-6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, путем передачи на согласование в Департамент образования и науки г. Севастополя (ИНН 9204002468) штатного расписания и его утверждения после согласования.
Обязать Департамент образования и науки города Севастополя (ИНН 9204002468) до 1 сентября 2022 года согласовать государственному бюджетному образовательному учреждению города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением английского языка имени Александра Невского» (ИНН 9204023404) штатное расписание из расчета: 1 ставка учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 1 ставка учителя-логопеда на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 1 ставка педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 1 ставка тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; произвести увеличение фонда оплаты труда исходя из увеличения штатной численности учреждения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Севастополя.
Председательствующий – А.А. Байметов
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30 августа 2022 года.