Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-718/2023 ~ М-537/2023 от 04.07.2023

дело №2-718/2023

УИД 62RS0010-01-2023-000704-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Касимов 21 августа 2023 года

Касимовский районный суа Рязанской области в составе председательствующего судьи Степановой А.П., при секретаре судебного заседания Поповой О.А.,

с участием: представителя истца – Касимовского межрайонного прокурора - помощника Касимовского межрайонного прокурора Колган А.Р.,

законного представителя несовершеннолетнего Касьянова М.Д. – Касьяновой В.И., в интересах которого подан иск,

представителя ответчика – администрации муниципального образования – городской округ город Касимов Земцова В.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.2023г. сроком действия до 31.12.2023г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Касимовского районного суда гражданское дело №2-718/2023 по иску Касимовского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетнего Касьянова М.Д. к администрации муниципального образования – городской округ город Касимов Рязанской области о возложении обязанности по исполнению требований законодательства о социальной защите несовершеннолетнего инвалида,

установил:

Касимовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, в котором просит возложить на ответчика обязанность оборудовать наружную лестницу входа в многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> пандусом с поручнями в соответствии с СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» для обеспечения ребенку-инвалиду, использующему кресло-коляску, беспрепятственного доступа, для чего установить ответчику срок для совершения указанных действий – 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что Касимовской межрайонной прокуратурой в рамках рассмотрения обращения Касьяновой В.И. в интересах несовершеннолетнего Касьянова М.Д. – ребенка-инвалида, проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов. Проверкой установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, не обеспечен средствами доступа для маломобильных групп населения. Установлено, что в администрацию муниципального образования – городской округ город Касимов ранее поступали обращения по факту установки в указанном доме пандуса, однако никаких действий предпринято не было, вследствие чего нарушены права маломобильных групп населения. Прокуратурой 05.05.2023г. в адрес главы администрации было внесено представление, по результатам рассмотрения которого, мер по устранению нарушений не принято. Касьянова В.И. является матерью несовершеннолетнего Касьянова М.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который является ребенком-инвалидом, передвигается на кресле-коляске и не имеет возможности самостоятельно выходить из жилого помещения на улицу, ей тяжело спускать ребенка вместе с коляской. Таким образом, отсутствие пандуса в подъезде жилого дома, нарушает права проживающего в нем ребенка-инвалида и лишает его возможности для полноценной жизнедеятельности, а также нарушает конституционные права инвалидов, использующих кресла-коляски, на достойную жизнь и свободное развитие.

Представитель истца – помощник Касимовского межрайонного прокурора Колган А.Р. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Законный представитель несовершеннолетнего Касьянова М.Д. - Касьянова В.И. исковые требования поддержала, пояснила, что является матерью ребенка – инвалида с диагнозом: детский церебральный паралич, который передвигается на кресле – коляске. Впервые с вопросом об установки пандуса в их многоквартирном доме она обратилась путем подачи электронного обращения в Государственную жилищную инспекцию Рязанской области в феврале 2022 года. В марте 2022 года по данному обращению по ее месту жительства приезжали сотрудники администрации г.Касимова – жилищная инспекция и обещали возвести пандус. Также по вопросу установки пандуса она обращалась в администрацию города в апреле 2022 года, однако до настоящего времени пандус не возведен. В сентябре 2022 года данный вопрос решался на приеме у и.о.главы администрации г.Касимова Андреевой С.В., но безрезультатно. Ее ребенку в настоящее время 2 года, сын растет и ей с каждым днем тяжело поднимать его по лестнице с креслом – коляской. Настаивала на удовлетворении исковых требований,

Представитель ответчика администрации муниципального образования – городской округ город Касимов Земцов В.А. с иском не согласился, сослался на то, что администрация МО-ГО г. Касимов собственником многоквартирного дома не является. Однако, в марте 2023 года составлена смета на возведение пандуса в данном многоквартирном доме, но в бюджете денежных средств для установки пандуса отсутствуют. В случае удовлетворения судом исковых требований, сторона ответчика возведет указанный пандус в срок, установленный прокурором.

Привлеченные протокольным определением от 04.08.2023г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Данилов Г.В. и Наумкин А.Ю. в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, конверты вернулись с отметкой «истек срок хранения».

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ст.167 ГПК РФ, рассмотрел настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.

Статья 7 Конституции Российской Федерации определяет, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 3 указанного Федерального закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статями 14 - 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городских поселений, городских округов, муниципальных районов (на территории сельских поселений) относится, в том числе, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. При этом законами субъекта Российской Федерации указанные вопросы местного значения могут быть сохранены за сельскими поселениями.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

государственные и муниципальные расходы на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, вопросы, связанные с приспособлением жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме муниципального жилищного фонда к потребностям инвалидов, должны обеспечиваться органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета, с учетом возможной финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Исходя из подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 (далее - Правила N 649), устанавливаются порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.

Помимо этого, Правила N 649 применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (пункт 2 Правил N 649).

В соответствии с требованиями п.4.4, 5.1.16, 6.6.1 Свода правил "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 №904/пр в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации. В здании должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения.

Согласно данному Своду правил лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0м, а уклон не более1:20 (5%). Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах от 0,9 до 1,0м.

Из материалов дела следует, что Касимовской межрайонной прокуратурой в рамках рассмотрения обращения Касьяновой В.И. в интересах несовершеннолетнего Касьянова М.Д. – ребенка-инвалида, проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам которой установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, не обеспечен средствами доступа для маломобильных групп населения. В администрацию муниципального образования – городской округ город Касимов ранее поступали обращения по факту установки в указанном доме пандуса, однако никаких действий предпринято не было, вследствие чего нарушены права маломобильных групп населения. Прокуратурой 05.05.2023г. в адрес главы администрации было внесено представление, по результатам рассмотрения которого, мер по устранению нарушений не принято.

В судебном заседании установлено, что Касьянова В.И. является матерью несовершеннолетнего Касьянова М.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении .

Несовершеннолетний Касьянов М.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, согласно справки серии <данные изъяты> инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГГГ года.

Из объяснений законного представителя несовершеннолетнего Касьянова М.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - Касьяновой В.И. следует, что ее сын передвигается на кресле-коляске и не имеет возможности самостоятельно выходить из жилого помещения на улицу, ей тяжело спускать ребенка вместе с коляской.

Согласно свидетельства № о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ 2021 года несовершеннолетний Касьянов М.Д. зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Из выписки из истории болезни Касьянова М.Д., выданной ГБУ Рязанский дом ребенка, следует, что ребенок находился на лечении в реабилитационном отделении Рязанского дома ребенка с ДД.ММ.ГГГГ. с диагнозом: детский церебральный паралич, <данные изъяты>.

Аналогичные сведения усматриваются из консультации невролога, из выписок из медицинской карты стационарного больного ГБ УРО «Областная клиническая больница им Н.А. Семашко» (детское неврологическое отделение, отделение медицинской реабилитации для детей с нарушением функции ЦНС).

Из индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида Касьянову М.Д,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, разработанной ФКУ «ГБУ МСЭ по Рязанской области» Минтруда России Бюро медико – социальной экспертизы № на срок до ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что несовершеннолетний Касьянов М.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет третью степень ограничения к передвижению; установлено нарушение функции опорно – двигательного аппарата, вызывающее необходимость использования кресла – коляски. Также указано, что несовершеннолетний нуждается в рекомендациях по оборудованию жилого помещения, занимаемого ребенком – инвалидом специальными средствами и приспособлениями; рекомендовано техническое средство реабилитации: (7-01-02) кресло – коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела.

Как следует из объяснений законного представителя Касьяновой В.И., после установления ее сыну группы инвалидности она практически сразу стала решать вопрос установки пандуса в многоквартирном доме, в котором она проживает с сыном, а именно неоднократно обращалась сначала в ООО «Касимовская управляющая компания» и в администрацию муниципального образования – городской окру город Касимов.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

Согласно ответа ООО «Касимовской управляющей компании» от ДД.ММ.ГГГГ.2023г. № на обращение Касьяновой В.И., обязанность по обеспечению инвалидов условиями для беспрепятственного доступа в многоквартирных домах возлагается на органы госвласти и органы местного самоуправления. Управляющие компании обязаны проверять состояние конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома, и при необходимости выполнять работы по их восстановлению, т.е. управляющая компания должна поддерживать в надлежащем состоянии уже имеющийся пандус, но не обязана его сооружать за свой счет.

Государственная жилищная инспекция Рязанской области ДД.ММ.ГГГГ2022 года сообщила Касьяновой В.И., что Постановлением администрации МО-ГО г. Касимов № от ДД.ММ.ГГГГ.2021г. создана комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов. Инспекция уведомила администрацию о необходимости включения дома <адрес> в план работы вышеуказанной комиссии.

Из объяснений представителя истца – Касимовского межрайонного прокурора следует, что в связи с неоднократными обращениями Касьяновой В.И. по вопросу установки в многоквартирном доме <адрес> администрацией муниципального образования – городской округ город Касимов составлялся сметный расчет: в марте 2023 года - на сумму 152666,40 руб., в июне 2023 года – 2740000 рублей. Однако, в связи с тем, что бюджет муниципального образования является дотационным и утвержден с максимально допустимым дефицитом, в настоящее время рассматривается возможность поэтапного выполнения работ за счет привлечения внебюджетных средств.

Данный факт представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался.

Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ДД.ММ.ГГГГ.2023г. Касьяновой В.И. в Касимовскую межрайонную прокуратуру.

Согласно Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ.2023г., проведенной помощником Касимовского межрайонного прокурора Колган А.Р., в присутствии начальника по капитальному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО-ГО г. Касимов П. Е.М. установлено, что по адресу: г<адрес> отсутствует пандус для колясочников, многоквартирный дом находится в управлении ООО «Касимовская управляющая компания».

ДД.ММ.ГГГГ.2023г. Касимовским межрайонным прокурором в адрес главы администрации МО-ГО г. Касимов внесено представление об устранении выявленных нарушений и о сообщении о результатах рассмотрения представления в тридцатидневный срок.

ДД.ММ.ГГГГ.2023г. был дан ответ № о том, что Управлением по капитальному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации разработана сметная документация на устройство пандуса, стоимость работ – 240000 руб. Принимая во внимание необходимые объемы работ и затраты на устранение отраженных в представлении нарушений, работы будет выполнены в срок до 30.09.2023г.

Таким образом, суд полагает, что в ходе судебного заседания был установлен факт отсутствия пандуса в многоквартирном доме <адрес> при наличии сведений у администрации муниципального образования – городской округ город Касимов о постоянном проживании несовершеннолетнего Касьянова М.Д., ДД.ММ.ГГГГ года, в указанном многоквартирном доме, являющегося ребенком – инвалидом и передвигающегося на кресле – коляске, и как следствие факт нарушения администрацией муниципального образования – городской округ город Касимов конституционных прав несовершеннолетнего ребенка – инвалида Касьянова М.Д. на достойную жизнь и свободное развитие.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку именно на органы местного самоуправления федеральным законодательством возложены обязанности создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям).

Довод представителя ответчика о том, что администрация МО-ГО г. Касимов собственником указанного многоквартирного дома не является, не может расцениваться как обстоятельство, освобождающее ответчика от исполнения обязанности по обеспечению ребенку – инвалиду Касьянову М.Д. условий беспрепятственного доступа к жилому дому, в котором он проживает, в силу положений ст.15 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Кроме того, в Выписке из единого государственного реестра о регистрации перехода прав на объекты недвижимости, от 26.07.2023 года, представленной в материалы дела ответчиком, указано, что право общей долевой собственности на спорный многоквартирный дом в отношении Данилова Г.В. и Наумкина А.Ю. прекращено ДД.ММ.ГГГГ.2019 года. В выписке из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.2023 года, представленной в материалы дела стороной истца, указано, что сведений о зарегистрированных правах на данный объект недвижимости отсутствуют.

С учетом характера и объема подлежащих выполнению работ, особенностей бюджетного процесса, суд находит необходимым установить срок исполнения решения суда - 12 месяцев со дня вступления решение суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ 35-01-2001 «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ - 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░:

2-718/2023 ~ М-537/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Касимовский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация МО-ГО город Касимов
Другие
Данилов Григорий Викторович
Касьянова Виктория Игоревна
Наумкин Александр Юрьевич
Суд
Касимовский районный суд Рязанской области
Судья
Степанова Анна Петровна
Дело на сайте суда
kasymovsky--riz.sudrf.ru
04.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2023Передача материалов судье
10.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2023Судебное заседание
04.08.2023Судебное заседание
21.08.2023Судебное заседание
28.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2023Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее