Дело № 5-50/2023, 51RS0002-01-2023-000180-36
Постановление в окончательной форме составлено 10.02.2023
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
8 февраля 2023 года город Мурманск
Судья Первомайского районного суда города Мурманска Дурягина М.С., рассмотрев в помещении суда (город Мурманск, проспект Ленина, дом № 2) дело об административном правонарушении в отношении:
Тимофеева Д.Н., ***, работающего в ООО «Пелагика» в должности помощника капитана судна АК-0445 «Арктика», к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекавшегося,
в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
*** на таможенную территорию Евразийского экономического союза в порт *** прибыло транспортное средство международной перевозки ***
*** в 09 часов 39 минут должностным лицом ООО «Мыс Надежда», действующим по поручению перевозчика транспортного средства международной перевозки *** – ООО «Пелагика», с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов КПС «Совершение операций» было подано сообщение о прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза в порт *** Сообщение содержало документы и сведения в соответствии с пп. 2 п.1 ст. 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Сообщению был присвоен №***, таможенной декларации на транспортное средство был присвоен №***.
*** должностными лицами таможенного поста Морской порт *** был проведен таможенный осмотр транспортного средства международной перевозки *** в результате которого в жилой каюте ***, где проживает помощник капитана судна по радиоэлектронике Тимофеев Д.Н., в ящике стола, были обнаружены три прямоугольных упаковки (блока) сигарет черного цвета, упакованные заводским способом в прозрачную полиэтиленовую пленку с содержимым внутри.
*** должностными лицами таможенного поста Морской порт *** был проведен таможенный досмотр товаров незаявленных в стандартных документах перевозчика, в ходе которого было установлено, что в полиэтиленовой упаковке находятся:
***
Пассажирскую таможенную декларацию Тимофеев Д.Н. не заполнял и не подавал. О товарах, подлежащих обязательному письменному декларированию Тимофеев Д.Н. не заявлял.
Общее количество незадекларированных по установленной форме ***
Таким образом, в рамках таможенного контроля товары, перемещаемые Тимофеевым Д.Н., идентифицированы таможенным органом как сигареты в количестве 600 штук ***
По данному факту *** в отношении Тимофеева Д.Н. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
По результатам административного расследования в отношении Тимофеева Д.Н. *** составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Административное дело в отношении Тимофеева Д.Н. поступило в Первомайский районный суд города Мурманска ***.
В судебное заседание Тимофеев Д.Н., являясь лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал. Представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, вину в совершении правонарушения признал, просил назначить наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В связи с отсутствием обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, присутствовать на рассмотрении административного дела, на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие Тимофеева Д.Н.
Изучив протокол об административном правонарушении и приложенные материалы административного расследования по настоящему делу, прихожу к выводу, что Тимофеев Д.Н. своими действиями совершил правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Факт совершения вменяемого административного правонарушения, доказан исследованными в судебном заседании следующими письменными материалами дела:
- определением о возбуждении в отношении Тимофеева Д.Н. дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ***, в котором изложены обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ (л.д. 1-7);
– копией судового дела №***, согласно которому при прибытии *** *** на таможенную территорию Евразийского экономического союза в порт *** Тимофеев Д.Н. сведений о наличии у него *** в количестве 600 штук не заявлял, пассажирскую таможенную декларацию не подавал (л.д. 8-19);
– копией АТО №***, согласно которому в жилой каюте *** где проживает помощник капитана судна по радиоэлектронике Тимофеев Д.Н., в ящике стола, были обнаружены три прямоугольных упаковки (блока) сигарет черного цвета, упакованные заводским способом в прозрачную полиэтиленовую пленку с содержимым внутри (л.д. 20-24);
– копией АТД №***, согласно которому в полиэтиленовой упаковке находятся - ***
– протоколом изъятия от *** и актом приема-передачи, согласно которым товары - *** и переданы на ответственное хранение в КХВД Мурманской таможни (г. Мурманск, ул. Халтурина, дом 7). (л.д. 30-34);
– объяснением Тимофеева Д.Н. от ***, согласно которому на прибытие в порт Мурманск *** на борту судна *** в декларации личных вещей экипажа им были заявлены табачные изделия в количестве 200 штук *** марки *** Фактически при проведении таможенного контроля в его каюте было обнаружено *** Данные сигареты принадлежат ему и были им куплены в *** перед отходом судна в очередной рейс для личных нужд. С таможенным законодательством Тимофеев Д.Н., знаком и знал правила ввоза сигарет на таможенную территорию Союза. О наличии у него ещё *** он не заявил, так как забыл это сделать (л.д. 28);
– заключением ОКТСиТП Мурманской таможни от *** №***, согласно которому таможенная стоимость предмета административного правонарушения по данному делу об АП, на день окончания (совершения) административного правонарушения – ***, составляет 4800 рублей. Подлежат уплате таможенные платежи в размере 5213 рублей 91 копейка (л.д. 80);
– заключением эксперта от *** №***, согласно которому рыночная стоимость на территории Российской Федерации товара, явившегося предметом административного правонарушения по данному делу об АП на *** составляет 4800 рублей (л.д. 52-58);
- протоколом об административном правонарушении №*** в отношении Тимофеева Д.Н., в котором описаны обстоятельства совершения административного правонарушения, установленные по результатам административного расследования (л.д. 85-90);
- а также иными документами, представленными в административном деле.
Изучив материалы дела, считаю вину Тимофеева Д.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, полностью установленной и доказанной.
Положениями п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) определено, что ввоз товаров на таможенную территорию Союза - совершение действий которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами. (подпункт 3)
Декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. (подпункт 7)
Запреты и ограничения – применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов (подпункт 10).
Перемещение товаров через таможенную границу Союза – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза (подпункт 27).
Таможенное декларирование – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 35).
Таможенные операции – действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 37).
Таможенный контроль – совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 41).
Товары для личного пользования – товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом. (подпункт 46)
Согласно статье 9 ТК ЕАЭС, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с ТК ЕАЭС. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
Согласно п. 2 ст. 10 ТК ЕАЭС, местами перемещения товаров через таможенную границу Союза являются пункты пропуска через государственные границы государств-членов либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС, товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определённых Кодексом ЕАЭС форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. В целях выявления товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, таможенный контроль может проводиться в отношении физических лиц, пересекающих таможенную границу Союза.
В соответствии с пунктом 4 статьи 256 ТК ЕАЭС, отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из:
1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации;
2) характера и количества товаров;
3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.
Пунктом 6 статьи 256 ТК ЕАЭС установлено, что независимо от критериев, указанных в пункте 4 настоящей статьи, к товарам для личного пользования не относятся следующие товары:
2) категории товаров, определяемые Комиссией.
Приложением 6 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее – Решение) установлен Перечень категорий товаров, не относящихся к товарам для личного пользования. В данный перечень включены «Табак и табачные изделия в количестве более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 г табака, или указанные изделия в ассортименте общим весом более 250 г, ввозимые лицом, достигшим 18-летнего возраста» (пункт 5 Приложения 6 Решения).
В соответствии с пунктом 7 статьи 256 ТК ЕАЭС в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных к товарам для личного пользования, положения главы 37 ТК ЕАЭС «Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования» не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 127 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных ТК ЕАЭС, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
На основании статьи 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется в электронной и письменной формах с использованием таможенной декларации.
В письме СЗТУ №*** от *** разъяснено, что заявление сигарет в декларации о личных вещах экипажа не является декларированием, а является уведомлением таможенного органа о прибытии товаров.
Согласно пункту 3 статьи 105 ТК ЕАЭС, декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, – при таможенном декларировании припасов.
Таможенные операции, предшествующие таможенному декларированию (помещение на временное хранение, под таможенную процедуру таможенного транзита и т.д.) гр-н России Тимофеев Д.Н. не совершал, декларацию на товары таможенному органу не подавал. Тем самым гр-н Тимофеев Д.Н. не исполнил обязанность по таможенному декларированию по установленной форме табачной продукции.
Пунктами 2 и 3 статьи 84 ТК ЕАЭС установлено, что декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров и декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств–членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Таким образом, Тимофеев Д.Н. нарушил требования таможенного законодательства ЕАЭС, а именно не задекларировал по установленной форме товары, подлежащие таможенному декларированию.
Частью 1 статьей 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Анализируя вышеизложенные нормы действующего законодательства Российской Федерации, прихожу к выводу о признании Тимофеева Д.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Представленные таможенным органом доказательства, свидетельствуют о том, что Тимофеев Д.Н. совершил действия, выразившиеся в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Данные обстоятельства дают основания считать, что Тимофеев Д.Н. не предпринял всех возможных и зависящих от него мер для обеспечения соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Вступая в таможенные правоотношения, Тимофеев Д.Н. должен был не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований Таможенного законодательства.
Доказательств, свидетельствующих о том, что имелись обстоятельства, по которым у него отсутствовала возможность предотвратить правонарушение, в материалах дела не представлено.
Обстоятельствами, смягчающими наказание Тимофееву Д.Н., признаю: совершение правонарушения впервые, признание вины, оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих наказание Тимофееву Д.Н., не установлено.
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения должно быть назначено в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Санкцией части 1 статьи 16.2 КоАП РФ для физических лиц, предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, имущественное положение, наличие смягчающих наказание обстоятельств, отсутствие отягчающих, а также тот факт, что совершенное правонарушение тяжких последствий за собой не повлекло, считаю возможным назначить Тимофееву Д.Н. наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 3.7, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Тимофеева Д.Н. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения.
Предметы административного правонарушения:
***
изъятые по протоколу изъятия вещей и документов от *** в рамках дела об административном правонарушении №***, помещенные на ответственное хранение в КХВД Мурманской таможни (г.Мурманск, ул. Халтурина, дом 7), - конфисковать.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.
Судья М.С. Дурягина