Дело № 2-5654/2022 25 октября 2022 года
.....
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
Председательствующего по делу судьи Кочиной Ж.С.,
при секретаре судебного заседания Потаповой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Северодвинске гражданское дело по иску заместителя прокурора города Северодвинска Архангельской области, в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 86 «Жемчужинка» Центр развития ребенка», Администрации Городского округа Архангельской области «Северодвинск» о возложении обязанности обеспечить выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории),
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора города Северодвинска Архангельской области обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 86 «Жемчужинка» Центр развития ребенка» (далее – МАДОУ «Детский сад № 86 «Жемчужинка»), Администрации Городского округа Архангельской области «Северодвинск» (далее по тексту – Администрация Северодвинска) о возложении обязанности обеспечить выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).
В обоснование требований указал, что прокуратурой города Северодвинска проведена проверка исполнения МАДОУ «Детский сад № 86 «Жемчужинка», законодательства в сфере антитеррористической защищенности. Установлено, что здание образовательного учреждения не оснащено охранной сигнализацией, не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Финансирование мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности не предусмотрено бюджетом муниципального образования «Северодвинск» на 2022 – 2024 годы.
Поскольку МАДОУ «Детский сад № 86 «Жемчужинка» является муниципальным автономным учреждением и не имеет денежных средств для выполнения работ по устранению выявленных нарушений, то в соответствии с действующим законодательством обязанность по обеспечению выполнения данных мероприятий должна быть возложена на учредителя, функции и полномочия которого осуществляются Администрацией Северодвинска. Прокурор просит суд возложить на Администрацию Северодвинска обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий, направленных на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
На образовательное учреждение прокурор просит возложить обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить установку охранной сигнализации корпус <адрес> обеспечить охрану корпуса сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудовать на 1-м этаже корпуса помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), оборудовать основной вход в корпусы контрольно – пропускными пунктами (постами охраны).
В судебном заседании прокурор аргументированно требования поддержал, просил суд иск удовлетворить, от требований о возложении обязанности оборудовать вход в корпус контрольно – пропускным пунктом отказался прокурор, поскольку требования удовлетворены в добровольном порядке.
Представители ответчиков в судебном заседании полагали, что с учетом объемов финансирования данных мероприятий срок выполнения работ следует установить более значительный.
Суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся представителей третьего лица.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Администрация Северодвинска является учредителем и собственником имущества МАДОУ «Детский сад №86 «Жемчужинка» которое на праве оперативного управления обладает зданием корпуса, расположенного <адрес>
20 февраля 2020 года утвержден паспорт безопасности дошкольного учреждения, объект отнесен ко второй категории опасности.
Для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) рекомендовано, в том числе, осуществить мероприятия по оснащению объекта (территории) охранной сигнализацией, по обеспечению охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее по тексту – Закон №35-ФЗ) органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Закона №35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно пп. "а" и "б" п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Закона №35-ФЗ противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения и участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (пп. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Закона №35-ФЗ).
Из системного толкования вышеуказанных положений следует, что орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем Учреждения, обязан обеспечивать финансирование работ в области противодействия терроризму.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона "Об образовании в РФ", охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона №35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорт безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 02 августа 2019 года №1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее по тексту – Требования).
В соответствие с пунктами 25 и 26 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности осуществляются, в том числе и следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами охранной сигнализации; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.
Порядок работы и состав комиссии определены п. 10 Требований. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта, подписанным всеми членами комиссии, который составляется в 2 экземплярах, и является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (п. 15 Требований к защищенности объектов).
В силу п. 11 Требований комиссия в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
Таким образом, поскольку мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности Учреждения определены и указаны в паспорте безопасности объекта, утвержденном 13 февраля 2020 года, Администрация Северодвинска обязана до окончания 2022 года обеспечить финансирование мероприятий по оснащению объекта (территории) охранной сигнализацией и по обеспечению физической охраны объекта (территории), а Учреждение, соответственно обязано выполнить данные мероприятия.
Невыполнение данных обязанностей по созданию безопасных условий ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников, а также неопределенного круга лиц. Между тем, на момент рассмотрения судом спора данные обязанности ответчиками не исполнены. Отсутствие в местном бюджете необходимых для этого средств, в силу названных правовых норм не является основанием для освобождения ответчиков от исполнения данных обязанностей в установленный Требованиями срок.
Суд удовлетворяет требования прокурора и возлагает на Администрацию Северодвинска до 25 февраля 2023 года предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий: по установке охранной сигнализации, по обеспечению охраны корпуса сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, по оборудованию помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Суд также возлагает на учреждение обеспечить установку охранной сигнализации корпуса, расположенного в г. Северодвинске, ул. Юбилейная д.31 сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудовать на 1-м этаже корпуса помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) сроком до 01 ноября 2023 года. Устанавливая срок исполнения – 1 ноября 2023 года, суд учитывает, что выделенные денежные средства необходимо использовать путем заключения соответствующих контрактов, определить подрядчика, выполнить значительный объем работ, принять результат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск заместителя прокурора города Северодвинска Архангельской области, в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 86 «Жемчужинка» Центр развития ребенка», Администрации Городского округа Архангельской области «Северодвинск» о возложении обязанности обеспечить выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) удовлетворить.
Обязать Администрацию Городского округа Архангельской области «Северодвинск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий:
- по установке охранной сигнализации корпуса, расположенного в <адрес> муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 86 «Жемчужинка» Центр развития ребенка»,
- по обеспечению охраны корпуса, расположенного <адрес> муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 86 «Жемчужинка» Центр развития ребенка» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны,
- по оборудованию на 1-м этаже корпуса, расположенного в <адрес> муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 86 «Жемчужинка» Центр развития ребенка» помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 86 «Жемчужинка» Центр развития ребенка» в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
- обеспечить установку охранной сигнализации корпуса, расположенного в <адрес> муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 86 «Жемчужинка» Центр развития ребенка»,
- обеспечить охрану корпуса, расположенного в <адрес> муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 86 «Жемчужинка» Центр развития ребенка» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны,
- оборудовать на 1-м этаже корпуса, расположенного <адрес> муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 86 «Жемчужинка» Центр развития ребенка» помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Ж.С. Кочина
Мотивированное решение составлено 27 октября 2022 года