Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-1018/2022 от 05.07.2022

Дело № 10RS0011-01-2022-010599-60

№12-1018/2022

Р Е Ш Е Н И Е

05 сентября 2022 года г. Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Нуриева Анна Валерьевна, при секретаре Ординой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ТСЖ «Центральное» Алёхиной Т.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора г.Петрозаводска по пожарному надзору, заместителя начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Петрозаводску управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия Пушкаревич Н.С. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

ТСЖ «Центральное» <данные изъяты>

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Петрозаводска по пожарному надзору, заместителя начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Петрозаводску управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия Пушкаревич Н.С. № от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Центральное» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Защитник ТСЖ «Центральное» Алехина Т.А., действующая по доверенности, с постановлением о привлечении к административной ответственности не согласилась, обратилась в суд с жалобой, согласно которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что нестационарный объект Товариществу не принадлежит, поскольку ДД.ММ.ГГГГ между Товариществом и ИП Анхимовым В.С. заключен договор аренды общего имущества №, по условиям которого ИП Анхимов В.С. принимает в аренду на условиях, определяемых договором, часть земельного участка площадью 16,5 кв.м, являющегося общедомовым имуществом многоквартирного жилого дома. Указывает, что поскольку стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность. Пунктом 3.2.3 договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ определена обязанность арендатора содержать арендуемый объект в соответствии с правилами пожарной безопасности. Таким образом, ТСЖ «Центральное» не является субъектом ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока для обжалования постановления, мотивированное тем, что первоначально жалоба была подана в установленные законом сроки.

Законный представитель ТСЖ «Центральное» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Защитник ТСЖ «Центральное» Алехина Т.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы и ходатайства о восстановлении срока поддержала в полном объеме.

Представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия Ветошкина С.А., действующая по доверенности, в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась.

Изучив доводы жалобы и ходатайства о восстановлении срока, исследовав материалы настоящего дела об административном правонарушении, проверив дело в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.

Положениями ч.1 ст.30.3 КоАП РФ предусмотрен общий срок для подачи жалобы, который составляет 10 суток со дня вручения или получения копии постановления по делу об административном правонарушении.

В случае пропуска срока, предусмотренного ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч.2 ст.30.3 КоАП РФ).

Как следует из материалов дела, копия постановления от 30.05.2022 о привлечении ТСЖ «Центральное» к административной ответственности была получена председателем ТСЖ Курицыной М.Е. 30.05.2022.

ДД.ММ.ГГГГ защитник ТСЖ «Центральное» Балашова Л.Г. обратилась с жалобой в суд на указанное постановление, однако определением судьи Петрозаводского городского суда РК от ДД.ММ.ГГГГ жалоба была возвращена заявителю в связи с отсутствием у защитника полномочий на подписание и подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

ДД.ММ.ГГГГ защитником ТСЖ «Центральное» Алехиной Т.А. вновь подана жалоба в суд на постановление о привлечении Товарищества к административной ответственности.

В целях проверки доводов жалобы и реализации права на судебную защиту, учитывая, что первоначально жалоба была подана в установленный законом срок, судья находит заявленное ходатайство о восстановлении процессуального срока на обжалование постановления должностного лица обоснованным и подлежащим удовлетворению в соответствии с частью 2 статьи 30.3 КоАП РФ.

Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 указанного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 указанной статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Из положений статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) следует, что нарушение требований пожарной безопасности это невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу положений статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ).

Согласно ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.

Приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288 утвержден свод правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (далее СП 4.13130.2013).

Согласно пункту 4.3 СП 4.13130.2013 минимальные противопожарные расстояния (разрывы) между жилыми, общественными (в том числе административными, бытовыми) зданиями и сооружениями следует принимать в соответствии с таблицей 1 и с учетом пунктов 4.4 - 4.13.

В пункте 4.15. СП 4.13130.2013 указано, что противопожарные расстояния от жилых и общественных зданий, сооружений до некапитальных сооружений (построек) следует принимать в зависимости от их степени огнестойкости и класса функциональной пожарной опасности по таблице 1. Расстояния до указанных сооружений (построек) с неопределенными пожарно-техническими характеристиками принимаются как до зданий V степени огнестойкости. Расстояния до временных строений (мобильные сборно/разборные сооружения, ангары и постройки для осуществления строительства, реконструкции или ремонта и т.п.) должны составлять не менее 15 м. Расстояния от жилых и общественных зданий, сооружений до некапитальных, временных сооружений (построек) не нормируется при применении противопожарных стен в соответствии с пунктом 4.11. Противопожарные расстояния между указанными некапитальными, временными сооружениями (постройками) не нормируются, если их суммарная площадь застройки (размещения) не превышает 800 м2. Противопожарные расстояния от такой группы до других подобных сооружений (построек) или групп должны составлять не менее 15 м. При размещении некапитальных, временных сооружений (построек) и площадок должно соблюдаться, в том числе условие обеспечения требуемых проездов и подъездов для пожарной техники к объектам защиты.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, из пункта 65 которых следует, что запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, мусора, травы и иных отходов, оборудования и тары, строительства (размещения) зданий и сооружений, в том числе временных, для разведения костров, приготовления пищи с применением открытого огня (мангалов, жаровен и др.) и сжигания отходов и тары.

Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491).

Согласно п.п. «е» пункта 2 Правил № 491 в состав общего имущества включается, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, помимо прочего, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (п.п. «е» пункта 11 Правил № 491).

В пункте 42 Правил № 491 закреплено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Основанием для составления в отношении ТСЖ «Центральное» протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и вынесения оспариваемого постановления послужили те обстоятельства, что ТСЖ «Центральное», расположенным по адресу: <адрес> нарушены требования пожарной безопасности при размещении нестационарного объекта рядом с многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> что является нарушением ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктов 4.3, 4.15 СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», п.65 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

В части 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Анализ положений ч.1 ст.2.1 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что основанием наступления административной ответственности является совершение административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость), и включающего в состав все предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении. Установление виновности предполагает доказывание вины конкретного лица в совершении противоправного действия (бездействия) и бремя доказывания оснований для привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности лежит на административном органе.

Как следует из материалов дела, ТСЖ «Центральное» осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>. В состав общего имущества в многоквартирном доме включен земельный участок, на котором распложен дом <адрес>, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на данном земельном участке объекты.

Согласно договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Центральное» (арендодатель) предоставило ИП Анхимову В.С. (арендатор) в аренду часть земельного участка, являющегося общедомовым имуществом многоквартирного жилого дома, общей площадью 16,5 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, для установки торгового объекта (павильона). Срок действия указанного договора определен сторонами с ДД.ММ.ГГГГ (пункт 9 договора).

В пункте 3.2.3 договора аренды закреплено, что арендатор обязуется содержать арендуемый объект в соответствии с правилами технической эксплуатации, санитарными и противопожарными нормами.

Факт передачи земельного участка арендатору подтвержден актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Петрозаводска по пожарному надзору, заместителя начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Петрозаводску управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ ИП Анхимов В.С. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.04 КоАП РФ, в связи с тем, что индивидуальным предпринимателем при осуществлении своей деятельности в помещении ларька, расположенного по адресу: <адрес> нарушены требования пожарной безопасности, в том числе, противопожарные расстояния от здания жилого дома <адрес> до некапитальнго сооружения (постройки) составляют менее 12 метров, что является нарушением ст.ст. 4, 6, 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 4.3 СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», пункта 65 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

Указанное постановление в отношении ИП Анхимова В.С. не обжаловано, вступило в законную силу.

Субъектами ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, могут являться собственник имущества, а также арендатор как лицо, владеющее, пользующееся имуществом на законных основаниях и обязанное обеспечивать первичные меры пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут не только собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор. Поскольку стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность. При этом если в договоре аренды указанный вопрос не урегулирован, то ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на арендатора, так и на арендодателя в зависимости от того, кем совершено противоправное, виновное действие.

Соответствующая правовая позиция выражена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2006.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.2014 № 2906-О положения статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», определяющие круг лиц, на которых может быть возложена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, не предполагают их произвольного применения в части выбора лица, ответственного за нарушение указанных требований в конкретном деле. Данное лицо устанавливается с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, а также требований нормативных и иных актов, должностных инструкций, условий договоров, закрепляющих права и обязанности сторон по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности, и т.д.

Таким образом, применительно к части 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ и с учетом условий договора аренды, по которому в пользование ИП Анхимову В.С. передан земельный участок для установки торгового павильона, и на арендатора возложена обязанность по соблюдению правил технической эксплуатации, санитарных и противопожарных норм, судья приходит к выводу, что ТСЖ «Центральное» не является субъектом вменяемого административного правонарушения.

Учитывая установленные по делу об административном правонарушении обстоятельства, постановление административного органа на основании п.3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ подлежит отмене, производство по данному делу - прекращению по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.30.1-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.20.4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░.░░░░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░, ░.27) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░:░░░ № 1413, ░░░░░-░░░░░░░░░, 190900, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░. ░░░░░-░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░, ░. 26).

░░░░░                                     ░.░.░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

12-1018/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ТСЖ "Центральное"
Другие
Лазарева Екатерина Сергеевна
Алёхина Татьяна Александровна
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Нуриева Анна Валерьевна
Дело на сайте суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
05.07.2022Материалы переданы в производство судье
05.07.2022Истребованы материалы
19.07.2022Поступили истребованные материалы
16.08.2022Судебное заседание
05.09.2022Судебное заседание
07.09.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
20.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2022Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
08.10.2022Вступило в законную силу
18.10.2022Дело оформлено
18.10.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее