Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-277/2019 от 18.07.2019

Дело № 12-277/19

УИД 29RS0008-01-2019-002373-27

Р Е Ш Е Н И Е

15 августа 2019 года                                                                                                   город Котлас          

Судья Котласского городского суда Архангельской области Зобова Мария Сергеевна, рассмотрев в помещении Котласского городского суда Архангельской области по адресу: Архангельская область, город Котлас, улица Мелентьева, дом № 27, фл. 3, материалы по жалобе Алешкова Ивана Васильевича на определение УУП ОМВД России «Котласский» Калкина Е.В. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 10 июля 2019 года,

у с т а н о в и л:

определением УУП ОМВД России «Котласский» от 10 июля 2019 года по заявлению Алешкова И.В. отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.38 КоАП РФ, в отношении Бральнина А.В. на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, адресованной в Котласский городской суд, Алешков И.В., считая определение должностного лица незаконным, просит его отменить. Доводы жалобы мотивирует тем, что предложение главы МО «Котлас» Бральнина А.В. от 08 мая 2019 года об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия правового обоснования не содержало, поэтому данные действия следует рассматривать как воспрепятствование проведению митинга.

Бральнин А.В., являясь лицом, в отношении которого отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, о дате и времени судебного заседания извещён надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не представил, поэтому жалоба рассмотрена без его участия.

В судебном заседании Алешков И.В. и его представитель М. доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям, дополнительно пояснили, что согласно плану работы МУК «Культурно-досуговый комплекс» МО «Котлас» на 2019 год проведение «Фестиваля хоров», посвящённого Дню славянской письменности и культуры, было запланировано на 25 мая 2019 года на базе Дома культуры в пос. Вычегодский. В связи с активным обсуждением в начале мая 2019 года гражданами в сети «Интернет» вопроса о необходимости проведения митинга, администрацией МО «Котлас» было принято решение о переносе даты и места празднования «Фестиваля хоров» на 19 мая 2019 года на пл. Советов в г. Котласе. Доказательств фактического проведения 19 мая 2019 года в период с 11 до 16 часов на пл. Советов «Фестиваля хоров» в материалах дела не имеется. Полагают, что глава МО «Котлас» Бральнин А.В. фактически дважды воспрепятствовал проведению митинга, поскольку, во-первых, принял решение о переносе «Фестиваля хоров» на 19 мая 2019 года, во-вторых, в ответе на уведомление о проведении митинга указал, что уборка площади и демонтаж сцены займут около 4 часов после окончания мероприятия, хотя в действительности данные действия были выполнены в течение часа и уже в 15 часов 19 мая 2019 года на пл. Советов никого не было.

Свидетель Г. в судебном заседании пояснил, что 19 мая 2019 года в районе 14 часов проезжал мимо пл. Советов в г. Котласе Архангельской области, и видел, что выступающих и зрителей на площади не было, музыка не звучала, фактически никакой фестиваль не проводился. Также он подходил к сцене и видел три единицы техники, в том числе «фишку», а также рабочих, которые что-то грузили. Он часто заходит в сеть «Интернет» и до 10 мая 2019 года, а, возможно, и до 05 мая 2019 года, узнал из данной сети новость о проведении 19 мая 2019 года митинга.

Н., будучи опрошенной в качестве свидетеля, пояснила, что 19 мая 2019 года около 14 часов она вместе с супругом проезжала мимо пл. Советов в г. Котласе. При этом они остановились и видели пустую площадь, сцены не было. Также на площади находились машины, в том числе «фишка». В период примерно с 10 по 12 мая 2019 года из сети «Интернет» она узнала о том, что на пл. Советов 19 мая 2019 года планируется провести митинг.

Проверив дело и ознакомившись с доводами жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 10 июня 2019 года в ОМВД России «Котласский» из Котласского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета РФ по Архангельской области и НАО поступило заявление Алешкова И.В., в котором он просит привлечь должностных лиц администрации МО «Котлас» к ответственности за незаконное воспрепятствование проведению митинга, проведение которого было запланировано на 19 мая 2019 года с 17 до 19 часов на пл. Советов в г. Котласе Архангельской области.

Воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.38 КоАП РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.38 КоАП РФ.

Согласно п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

При проверке поступившего заявления Алешков И.В. пояснил, что 08 мая 2019 года он обратился с уведомлением в администрацию МО «Котлас» о проведении 19 мая 2019 года с 17 часов 00 минут до 19 часов 00 минут мероприятия - митинга в защиту трудовых, социально-экономических, политических, гражданских прав и свобод, за здоровье окружающей среды, против административного и правового произвола по адресу: пл. Советов город Котлас Архангельская область. На его уведомление из администрации поступил ответ о невозможности проведения митинга, поскольку в этот же день будет проходить «Фестиваль хоров» до 16 часов 00 минут, и за один час невозможно будет демонтировать сцену и установить рамки металлоискателей, что необходимо для проведения митинга, в связи с чем ему предложено перенести место проведения митинга на .... в городе Котласе у памятника Северодвинской флотилии либо в посёлок Вычегодский города Котласа за Домом Культуры. Поскольку предложенные администрацией места не устраивали его, как организатора митинга, он вновь обратился с заявлением в администрацию МО «Котлас», на что получил ответ с предложением изменить место проведения митинга. В дальнейшем решением Котласского городского суда решение администрации МО «Котлас» было признано незаконным, митинг был проведён 19 мая 2019 года в запланированное время на пл. Советов. В ходе проведения митинга со стороны администрации МО «Котлас» каких-либо препятствий не было.

В соответствии с постановлением главы МО «Котлас» от 12 сентября 2018 года № 1788 Бральнин А.В. вступил в должность главы муниципального образования «Котлас» с 12 сентября 2018 года.

Из письменных объяснений главы МО «Котлас» Бральнина А.В. следует, что 08 мая 2019 года в адрес администрации МО «Котлас» поступило уведомление от Алешкова И.В. о проведении публичного мероприятия - митинга на пл. Советов в г. Котласе 19 мая 2019 года с 17 часов 00 минут до 19 часов 00 минут с предполагаемым количеством участников 3000 человек. В указанное время в соответствии с постановлением администрации МО «Котлас» № 877 от 06 мая 2019 года «О подготовке и проведении первого фестиваля хоров «А песни в России на все времена» на пл. Советов в городе Котласе в период с 11 часов 00 минут до 16 часов 00 минут 19 мая 2019 года было запланировано проведение мероприятий, посвященных празднованию Дня славянской письменности и культуры, после окончания которых было необходимо осуществить уборку площади и демонтаж сцены с использованием специальной техники. В связи с этим проведение заявленного Алешковым И.В. публичного мероприятия привело бы к нарушению публичных интересов: создало угрозу безопасности граждан, помехи движению пешеходов и транспортных средств, поэтому Алешкову И.В. было предложено изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия с указанием возможных мест проведения митинга. В дальнейшем от Алешкова И.В. вновь поступило уведомление о том, что запланированный им митинг необходимо проводить в заявленные им месте и время, поскольку иные предложенные администрацией МО «Котлас» места не соответствуют требованиям по наполняемости территории, на что ему вновь было предложено изменить место проведения митинга. Митинг, заявленный Алешковым И.В., состоялся 19 мая 2019 года на пл. Советов в связи с вынесенным Котласским городским судом решением. По этой причине запланированное мероприятие - «Фестиваль хоров» пришлось завершить раньше планируемого времени, чтобы обеспечить безопасность проведения заявленного Алешковым И.В. публичного мероприятия.

В материалах дела имеется уведомление Алешкова И.В. от 08 мая 2019 года на имя главы МО «Котлас» Бральнина А.В. о проведении публичного мероприятия, в соответствии с которым на 19 мая 2019 года с 17 часов 00 минут до 19 часов 00 минут по адресу: пл. Советов, д. 3, город Котлас запланирован митинг с предполагаемым количеством участников 3000 человек.

В ответе на уведомление от 08 мая 2019 года глава МО «Котлас» Бральнин А.В. сообщил, что на 19 мая 2019 года запланировано проведение другого мероприятия, по окончании которого будет осуществляться уборка площади и демонтаж сцены, в связи с чем проведение митинга в указанном в уведомлении месте приведет к нарушению публичных интересов: создаст угрозу безопасности граждан, помехи движению пешеходов и транспортных средств, и предложил изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия с указанием возможных мест.

В письменном обращении на имя главы МО «Котлас» Бральнина А.В. от 13 мая 2019 года Алешков И.В. указал, что проведение запланированного им митинга в предложенных администрацией местах невозможно, поскольку заявленное число участников больше предельной наполняемости предложенных мест, а также просил изменить время уборки площади и разборки сцены на более позднее время или рабочие дни.

В ответе на повторное обращение Алешкова И.В. глава администрации МО «Котлас» Бральнин А.В. вновь предложил ему изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия.

Решением Котласского городского суда Архангельской области от 16 мая 2019 года решение администрации МО «Котлас» об отказе в проведении митинга, запланированного на 19 мая 2019 года, признано незаконным.

Из содержания постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 07 июня 2019 года следует, что в ходе проверки установлено, что мероприятие - первый фестиваль хоров «А песни в России на все времена» действительно было запланировано и проводилось 19 мая 2019 года, для его проведения осуществлялся монтаж сцены, а после проведения - демонтаж сцены. Для проведения митинга силами МБУ «Служба благоустройства МО «Котлас» были выполнены работы по установлению ограждения и рамок металлоискателей.

По определению ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие состава административного правонарушения и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Участковый уполномоченный полиции ОМВД России «Котласский», действуя в пределах предоставленных ему Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» полномочий, рассмотрев заявление Алешкова И.В., не выявил достаточных данных, указывающих на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.38 КоАП РФ, в связи с чем вынес определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Свои выводы должностное лицо мотивировало тем, что в связи с запланированным на 19 мая 2019 года иным мероприятием Бральнин А.В. предложил Алешкову И.В. провести митинг по иным адресам, в связи с чем умысла на воспрепятствование проведение митинга не имел.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее по тексту - Федеральный закон № 54-ФЗ) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения, и довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трёх дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям этого Федерального закона.

При этом согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2009 года № 484-О-П, по смыслу положения части 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Понятие «мотивированное предложение» по его конституционно-правовому смыслу означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов.

При решении вопроса о наличии в действиях (бездействии) должностного лица органа публичной власти признаков объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.38 КоАП РФ, следует учитывать, что воспрепятствование организации или проведению публичного мероприятия может иметь место, в частности, при уклонении от получения уведомления о проведении публичного мероприятия; заведомо незаконном отказе в проведении публичного мероприятия; недоведении до сведения организатора публичного мероприятия информации об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия; неназначении уполномоченного представителя органа публичной власти в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении публичного мероприятия в соответствии с требованиями Закона № 54-ФЗ, необеспечении в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия.

Кроме того, согласно правовой позиции, выраженной в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», не является воспрепятствованием организации или проведению публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия мотивированного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия или предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, а также мотивированного предупреждения, поскольку данные действия органа публичной власти осуществляются в рамках его полномочий, закрепленных законом (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).

Как установлено в ходе проверки и подтверждается материалами дела, глава администрации МО «Котлас» Бральнин А.В., получив уведомление Алешкова И.В. о проведении публичного мероприятия, документально подтвердил, что получил данное уведомление, указав дату и время, с соблюдением установленного законом срока довёл до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия, мотивировав его тем, что 19 мая 2019 года в период с 11 до 16 часов в заявленном месте будет проводиться иное запланированное мероприятие, по окончании которого будет осуществляться уборка площади и демонтаж сцены с использованием специальной техники, в связи с чем проведение публичного мероприятия в период с 17 до 19 часов приведет к нарушению публичных интересов: создаст угрозу безопасности граждан, помехи движению пешеходов и транспортных средств. Запланированное мероприятие «Фестиваль хоров» 19 мая 2019 года на пл. Советов в г. Котласе проводилось.

После того, как решением Котласского городского суда от 16 мая 2019 года решение администрации МО «Котлас» об отказе в проведении митинга признано незаконным, со стороны должностных лиц администрации МО «Котлас» каких-либо препятствий в проведении митинга не создавалось, митинг был проведён 19 мая 2019 года на пл. Советов в г. Котласе в период с 17 до 19 часов.     

При изложенных обстоятельствах судья соглашается с выводами должностного лица об отсутствии в действиях главы администрации МО «Котлас» Бральнина А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.38 КоАП РФ.

Доводы Алешкова И.В. и его представителя М. в судебном заседании о том, что празднование «Фестиваля хоров» было перенесено на 19 мая 2019 года умышленно с целью воспрепятствовать проведению митинга, носят предположительный характер и никакими доказательствами не подтверждены.

Отсутствие в материалах проверки постановления главы МО «Котлас» от 06 мая 2019 года № 877 «О подготовке и проведении первого фестиваля хоров «А песни России на все времена», посвящённого Дню славянской письменности и культуры, обстоятельства, установленные должностным лицом в ходе проверки, не опровергает, более того, данный документ находится в открытом доступе на официальном сайте администрации МО «Котлас».

Объяснения свидетелей в судебном заседании о том, что около 14 часов 19 мая 2019 года на пл. Советов в г. Котласе фактически никакое мероприятие не проводилось, а также просмотренная в судебном заседании видеозапись, на которой зафиксирована пл. Советов в г. Котласе, правового значения в данном случае не имеют, поскольку из материалов проверки, в частности, объяснений Бральнина А.В. следует, что в связи с решением Котласского городского суда запланированное мероприятие «Фестиваль хоров» было завершено ранее планируемого времени.

В целом доводы Алешкова И.В. в жалобе направлены на иную оценку доказательств и оспаривание правильности выводов должностного лица об установленных им обстоятельствах дела исходя из его правовой позиции. Каких-либо новых фактов или доказательств, которые не проверены и не были учтены должностным лицом при вынесении определения и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемого акта, либо опровергали выводы должностного лица, в жалобе не содержится и в материалы дела не представлено.

Оснований полагать, что проверка по заявлению Алешкова И.В. проведена неполно, не имеется.

Порядок вынесения определения по делу об административном правонарушении должностным лицом соблюдён. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении надлежащим образом мотивировано и соответствует требованиям закона.

Существенных (фундаментальных) нарушений норм материального и процессуального права должностным лицом не допущено, поэтому правовые основания для отмены определения отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

определение участкового уполномоченного полиции ОМВД России «Котласский» К. от 10 июля 2019 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.38 КоАП РФ, в отношении Бральнина Андрея Владимировича по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Алешкова И.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                                                                                                             М.С. Зобова

12-277/2019

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Бральнин Андрей Владимирович
Другие
Мизин Павел Леонидович
Суд
Котласский городской суд Архангельской области
Судья
Зобова Мария Сергеевна
Статьи

КоАП: ст. 5.38

Дело на странице суда
kotlasgrsud--arh.sudrf.ru
18.07.2019Материалы переданы в производство судье
19.07.2019Истребованы материалы
31.07.2019Поступили истребованные материалы
15.08.2019Судебное заседание
16.08.2019Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
16.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее