Дело №2-49/2024 (№2-573/2023)
УИД №24RS0003-01-2023-001065-40
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2024 года п. Балахта
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Алексейцева И.И.,
с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Дядиной А.В.,
при секретаре Сафоновой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о возложении обязанности по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения, возможностью забора воды в любое время года для целей пожаротушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд с иском (уточненным иском) в интересах неопределённого круга лиц к администрации <адрес> края о возложении на администрацию Ровненского сельсовета Балахтинского района Красноярского края обязанности по обеспечению <адрес> края источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, соответствующими Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. №1479 и СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу, по тем основаниям, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности администрацией Ровненского сельсовета Балахтинского района. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В силу ст. 7 Устава Ровненского сельсовета Балахтинского района к вопросам местного значения сельсовета среди прочего относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно информации Главного управления МЧС России по Красноярскому краю в Ровненском сельсовете выявлены следующие нарушения: <адрес>, недостаточно обеспечены требуемым запасом воды на нужды наружного пожаротушения, расстояние до ближайшего источника наружного противопожарного водоснабжения составляет более 500 метров, то есть, не обеспечены возможностью забора воды в любое время года для целей пожаротушения из источников наружного противопожарного водоснабжения (соответствующих всем нормативным документам), расположенном в населенном пункте и на прилегающих к ним территориях в радиусе 200 метров. 17.08.2023г. прокуратурой района внесено представление главе Ровненского сельсовета ФИО3 «Об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности», которое рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, выявленные нарушения не устранены. Таким образом, выявленные нарушения требований законодательства создают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на территории Ровненского сельсовета, в случае возникновения пожара могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью жителей Ровненского сельсовета, а также причинение имущественного вреда населению и объектам экономики. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении интересов неопределенного круга лиц в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем, истец обратился в суд с заявленными требованиями.
Определением Балахтинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено агентство по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности <адрес>.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора <адрес> ФИО4, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Ровненского сельсовета <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, предоставив письменные возражения на исковое заявление, согласно которым просит оставить исковое заявление без удовлетворения, поскольку на территории <адрес> расположены 5 водонапорных башен: с. ровное, <адрес>А – водонапорная башня, объемом 50 куб. м<адрес> <адрес>, <адрес>Б<адрес>, <адрес> – сооружение 1 – водонапорная башня, объем 9 куб. м., <адрес> <адрес> - водонапорная башня, объемом 25 куб. м., <адрес>, <адрес> – водонапорная башня, объем 15 куб. м. Все башни предназначены для заправки водой пожарных машин в любое время года, кроме водонапорной башни в <адрес>. Помимо этого в <адрес> имеется два пожарных резервуара по 50 куб. м. каждая. К каждому источнику водоснабжения установлены указатели. Водонапорная башня в <адрес>Б, которая исправна и находится в резерве, включается в случае выхода из строя водонапорной башни по <адрес> данной водонапорной башни не позволяет установить устройство для забора воды пожарными машинами. В связи с тем, что данная водонапорная башня находится в собственности администрации <адрес>, вносить изменения в конструкцию башни администрация Ровненского сельсовета не может. Водонапорная башня в <адрес>Б законсервирована ДД.ММ.ГГГГ На территории сельсовета также имеется 3 водосети: <адрес>, <адрес>. Пожарные гидранты, закрепленные на системе водопровода, в соответствии с действующим законодательством, является составной частью водопровода. В настоящее время затраты по содержанию сетей водоснабжения и водонапорных башен несет администрация <адрес>.
В силу ст. 233 ГПК РФ, суд рассматривает настоящее дело в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 9 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесено в числе прочего создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Согласно статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению. В соответствии со статьей 34 вышеприведенного федерального закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений городских округов и закрытых административно - территориальных образований обеспечивается в рамках реализации, мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 63 указанного Федерального закона №123-ФЗ, первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников Противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной, безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Статьей 62 Федерального закона №123-ФЗ установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1);
- в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (часть 2); необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров (часть 3).
Согласно статье 68 Федерального закона №123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ;
3) противопожарные резервуары.
Согласно статье 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Пункт 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, также предусматривает, что органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды и в источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности». При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Количество и расстояние между гидрантами по общему правилу определяют исходя из суммарного расхода воды на пожаротушение и пропускной способности устанавливаемого типа гидрантов. Расстановка этих устройств должна обеспечивать подачу воды в любую точку обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки при расходе воды на наружное пожаротушение (пункты 8.9, 8.10 СП 8.13130, утверждены Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» 15 л/с и более - не менее чем от двух гидрантов; менее 15 л/с - от одного гидранта с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием.
Согласно п. 4.1. Свода Правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» (далее - СП 8.13130) в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения.
Для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусматриваются: противопожарные водопроводы низкого или высокого давления; пожарные резервуары и (или) водоемы (п. 4.2 СП 8.13130).
Противопожарный водопровод, как правило, объединяют с хозяйственно питьевым или производственным водопроводом (п. 4.3 СП 8.13130).
В судебном заседании установлено, что согласно п. 39 ст. 7 Устава Балахтинского муниципального района <адрес>, к вопросам местного значения района относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах <адрес> за границами городских и сельских населенных пунктов.
Пунктом 4 ст. 7 Устава Ровненского сельсовета <адрес> установлено, что к вопросам местного значения сельсовета относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельсовета.
В соответстсвии с выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в собственности муниципального образования <адрес> находятся сооружения коммунального хозяйства, в том числе: эксплуатационная скважина № блх (106), с кадастровым номером 24:№:129, глубиной 115,3 м., местоположение: <адрес>, сооружение 2; сооружение (скважина), с кадастровым номером №80, глубиной 130 м., местоположение: <адрес>; сооружение (скважина), с кадастровым номером <адрес>, глубиной 80 м., местоположение: <адрес>, д<адрес>, <адрес>; сооружение (скважина), с кадастровым номером №49, глубиной 133 м., местоположение: <адрес>, д<адрес> Ключ, <адрес>; сооружение (скважина в здании), с кадастровым номером №:1284, площадью 21 кв.м., местоположение: <адрес>; сеть водоснабжения, с кадастровым номером №, протяженностью 7633 м., местоположение: Красноярский край Балахтинский район, с. Ровное; сеть водоснабжения, с кадастровым номером №, протяженностью 825 м., местоположение: Красноярский край Балахтинский район, <адрес> сеть водоснабжения, с кадастровым номером № протяженностью 2037 м., местоположение: Красноярский край Балахтинский район, д. Тойлук; сооружение (водонапорная башня), с кадастровым номером №, объемом 37 куб. м., местоположение: <адрес>; сооружение (водонапорная башня), с кадастровым номером 24:03:4001021:79, объемом 38 куб. м., местоположение: <адрес>; сооружение (водонапорная башня), с кадастровым номером №, объемом 55 куб. м., местоположение: <адрес>, д. Холодный Ключ, <адрес>; сооружение (водонапорная башня), с кадастровым номером №:№ объемом 55 куб. м., местоположение: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; водонапорная башня, с кадастровым номером 24№:130, площадью 34,6 кв.м., местоположение: <адрес>, сооружение 1.
В соответствии с актом администрации Ровненского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ скважина № бхл, глубиной 102 м., находящаяся на территории Ровненского сельсовета в <адрес>. в связи с неисправным техническим состоянием, невозможностью восстановления и нецелесообразностью использования была законсервирована ДД.ММ.ГГГГ по III категории.
Из ответа администрации Ровненского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что территория Ровненского сельсовета обеспечена следующими источниками наружного противопожарного водоснабжения: водонапорная башня <адрес>А, объем 50 куб.м.; пожарные резервуары 2 шт. объемом по 50 куб. м. каждый, расположенные по адресу: <адрес>; водонапорная башня д. <адрес>, <адрес>, объем 25 куб.м.; водонапорная башня д<адрес>, <адрес>, объем 15 куб.м.; водонапорная башня <адрес>, сооружение 1, объем 9 куб.м. Все вышеперечисленные водонапорные башни предназначены для заправки водой пожарных машин в любое время года. Имеются указатели ко всем водонапорным башням, приспособленным для заправки пожарных машин. Все объекты водоснабжения (водонапорные башни, скважины и водосети) находятся в собственности муниципального образования <адрес>.
В период с мая по июнь 2023 г. на территории <адрес> сотрудниками 16 пожарно-спасательной части совместно с представителями органов местного самоуправления и обслуживающих организаций проведена проверка технического состояния источников наружного противопожарного водоснабжения, пожарных гидрантов, пожарных водоёмов, пожарных резервуаров.
Согласно ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заправка водой пожарных машин возможна в любое время года, указатели проезда к водонапорным башням присутствуют, в случае аварийного или планового отключения электроэнергии предоставляется передвижная ДЭУ; техническая документация отсутствует.
По территории Ровненского сельсовета <адрес> составлен паспорт противопожарного водоснабжения <адрес>, д<адрес> Ключ.
Согласно информации Главного управления МЧС России по <адрес> в Ровненском сельсовете выявлены следующие нарушения: <адрес>, <адрес> обеспечены требуемым запасом воды на нужды наружного пожаротушения, расстояние до ближайшего источника наружного противопожарного водоснабжения составляет более 500 метров, то есть, не обеспечены возможностью забора воды в любое время года для целей пожаротушения из источников наружного противопожарного водоснабжения (соответствующих всем нормативным документам), расположенном в населенном пункте и на прилегающих к ним территориях в радиусе 200 метров.
17.08.2023г. прокуратурой района внесено представление главе Ровненского сельсовета ФИО3 «Об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности», которое рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, выявленные нарушения в полной мере не устранены.
По информации Главного управления МЧС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ при проверке соблюдения требований пожарной безопасности, в части обеспечения населенных пунктов администрации Ровненского сельсовета источниками наружного противопожарного водоснабжения: с. <адрес>, выявлены следующие нарушения: пожарный водоем №24/6, расположенный возле <адрес> района заморожен, что препятствует забору воды для целей пожаротушения в нарушении п. 75 Правил противопожарного режима, на водозаборном сооружении в <адрес>, эксплуатируются кабели с видимыми нарушениями изоляции в нарушении п. «а» п. 35 Правил противопожарного режима.
До настоящего времени администрацией <адрес>, администрацией Ровненского сельсовета <адрес> источники наружного противопожарного водоснабжения в <адрес>, д. Тойлук, д. Холодный Ключ, не приведены в соответствие с Правилами противопожарного режима в РФ и СП 8.13130, что создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на территории Ровненского сельсовета, в случае возникновения пожара могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью жителей Ровненского сельсовета, а также причинение имущественного вреда населению и объектам экономики.
Поскольку ответчик не выполнил свои обязанности по предупреждению чрезвычайной ситуации и обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов на территории Ровненского сельсовета <адрес>, суд удовлетворяет заявленные исковые требования в отношении ответчиков по возложении обязанности по обеспечению <адрес>, д. Тойлук, д. Холодный <адрес> источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, соответствующими Правилам противопожарного режима в Российской Федерации и СП 8.13130.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При установлении срока исполнения возложенной обязанности суд принимает во внимание характер и последствия допускаемых нарушений, а также объем подлежащих совершению организационных и иных мероприятий, в связи с чем, учитывая позицию сторон, устанавливает срок исполнения решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина взысканию с ответчиков не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 233 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельсовета <адрес> о возложении обязанности по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения, возможностью забора воды в любое время года для целей пожаротушения - удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес>, администрацию <адрес> <адрес> <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить <адрес>, <адрес> <адрес> источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, соответствующими Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности».
Разъяснить ответчикам право подать в Балахтинский районный суд Красноярского края заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.