Дело № 2-1131/2024
УИД: 42RS0019-01-2023-008472-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе:
председательствующего судьи Козловой Е.И.,
при секретаре Синельниковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 14.02.2024 года
гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО УК «Доверие НК» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО УК «Доверие НК» о понуждении к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что в результате осуществления надзора за исполнением федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при подготовке многоквартирных домов к отопительному периоду района выявлены нарушения требований в ООО УК «Доверие НК». Ответчик осуществляет управление многоквартирными жилыми домами, расположенными в Центральном. районе <адрес> по адресам: <адрес>. В целях надлежащей организации работы по подготовке к предстоящему отопительному периоду 2023-2024 г. г. администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение № «О мероприятиях по подготовке Новокузнецкого городского округа к отопительному периоду 2023-2024 годов». В соответствии с подпунктами 3, 4 пункта 5 «Программы проверки проведения готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к отопительному периоду 2023-2024 годов на территории Новокузнецкого городского округа, являющейся Приложением № к распоряжению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № руководителям управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов всех форм собственности предписано организовать работу по подготовке объектов жилищного фонда к работе в условиях отопительного периода 2023-2024 в объеме и порядке, определенном нормативными актами: в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в администрацию соответствующего района документы, указанные в Приложении № к программе, для подписания членом комиссии от районной администрации акта проверки готовности в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить секретарю комиссии документы, указанные в Приложении № к указанной программе, для подписания акта проверки готовности оставшимися членами комиссии и получении паспорта готовности. Из информации Комитета жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации <адрес> следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Доверие НК» городской комиссии не предоставлены документы да получение паспортов готовности. ООО УК «Доверие НК» допущены нарушения части 1 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.8, 2.6.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ №, подпунктов 3, 4 пункта 5 «Программы проверки проведения готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к отопительному периоду 2023-2024 годов на территории Новокузнецкого городского округа», являющейся приложением № к распоряжению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. В настоящее время по многоквартирным жилым домам," находящимся в управлении ООО УК «Доверие НК», расположенными в <адрес> по адресам: <адрес>, Общество не предоставило актуальную схему индивидуальных тепловых пунктов, <адрес>, имеется несоответствие представленных Обществом паспортов индивидуальных тепловых пунктов, <адрес>, Обществом не устранены нарушения режима теплопотребления. Общество, являясь действующим юридическим лицом, обязано исполнять требования действующего федерального законодательства. Бездействие Общества является потенциальным условием существенного нарушения охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, в том числе лиц, проживающих и посещающих многоквартирные дома, находящиеся под управлением Общества, возникновения угрозы бесперебойного и надежного теплоснабжения потребителей.
Просит обязать ООО УК «Доверие НК» (ОГРН 1144217005020) совершить необходимые действия для подготовки к отопительному периоду многоквартирных жилых домов, а именно: предоставить в ООО «ЭнергоТранзит» актуальную схему индивидуальных тепловых пунктов многоквартирных жилых домов, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес>; привести в соответствии паспорта индивидуальных тепловых пунктов многоквартирных жилых домов, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес>, предоставив подтверждающие документы в ООО «ЭнергоТранзит»; устранить нарушения теплопотребления многоквартирных жилых домов, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес>, предоставив подтверждающие документы в ООО «ЭнергоТранзит».
В судебном заседании старший помощник прокурора района Федорова Н.Н., действующая на основании служебного удостоверения требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Малышева А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что все устранения ответчиком устранены.
Представитель третьего лица Свиридова Я.О.., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что нарушения ответчиком не устранены на день рассмотрения дела.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суду неизвестно.
Выслушав мнение явившихся лиц, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации)
В силу части 1.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами согласно статье 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию (пункт 51). Согласно части 2 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации. В настоящее время положение утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами». Согласно пункту 3 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Порядок и требования по подготовке к отопительному сезону предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. 170 (далее - Правила эксплуатации жилищного фонда), Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок), а также Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила оценки готовности), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В силу пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем показатели, приведенные в данной норме.
Согласно подпункту «з» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 названных Правил.
В техническую эксплуатацию жилищного фонда, согласно пункту 1.8 Правил эксплуатации жилищного фонда включено техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, в том числе подготовка к сезонной эксплуатации.
В соответствии с пунктом 2.6.1 Правил эксплуатации жилищного фонда («Подготовка жилищного фонда к сезонной эксплуатации») целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.
Согласно пункту 2.6.6 Правил эксплуатации жилищного фонда в период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях организуется:
-подготовка и переподготовка кадров работников котельных, тепловых пунктов, работников аварийной службы и рабочих текущего ремонта, дворников;
-подготовка аварийных служб (автотранспорта, оборудования, средств связи, инструментов и инвентаря, запасов материалов и инструктаж персонала);
-подготовка (восстановление) схем внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления и вентиляции, газа с указанием расположения запорной арматуры и выключателей (для слесарей и электриков по ликвидации аварий и неисправностей внутридомовых инженерных систем);
-в неотапливаемых помещениях обеспечивают ремонт изоляции труб водопровода и канализации, противопожарного водопровода.
Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Правил эксплуатации жилищного фонда закреплено, что готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях.
Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.
Сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции (пункт 2.6.3 Правил эксплуатации жилищного фонда).
В соответствии с пунктами 9, 10 Правил оценки готовности паспорт готовности к отопительному периоду (далее - паспорт) оставляется по рекомендуемому образцу согласно приложению № к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем.
Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
Согласно пункту 12 Правил оценки готовности, организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности в установленный срок, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии уполномоченного органа об устранении указанных замечаний осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.
Как установлено судом, ответчик осуществляет управление многоквартирными жилыми домами, расположенными в Центральном. районе <адрес> по адресам: <адрес>, что подтверждается реестром многоквартирных домов.
В целях надлежащей организации работы по подготовке к предстоящему отопительному периоду 2023-2024 г. г. администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение № «О мероприятиях по подготовке Новокузнецкого городского округа к отопительному периоду 2023-2024 годов».
В соответствии с подпунктами 3, 4 пункта 5 «Программы проверки проведения готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к отопительному периоду 2023-2024 годов на территории Новокузнецкого городского округа, являющейся Приложением № к распоряжению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № руководителям управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов всех форм собственности предписано организовать работу по подготовке объектов жилищного фонда к работе в условиях отопительного периода 2023-2024 в объеме и порядке, определенном нормативными актами: в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в администрацию соответствующего района документы, указанные в Приложении № к программе, для подписания членом комиссии от районной администрации акта проверки готовности в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить секретарю комиссии документы, указанные в Приложении № к указанной программе, для подписания акта проверки готовности оставшимися членами комиссии и получении паспорта готовности.
Из письма Комитета жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора <адрес> следует, что ООО УК «Доверие НК» городской комиссии не предоставлены документы да получение паспортов готовности. ООО УК «Доверие НК» допущены нарушения части 1 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.8, 2.6.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ №, подпунктов 3, 4 пункта 5 «Программы проверки проведения готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к отопительному периоду 2023-2024 годов на территории Новокузнецкого городского округа», являющейся приложением № к распоряжению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ГЖИ Кузбасса Чернышовой О.В. вынесено постановление по делу об административном правонарушении №/п, согласно которому руководитель ООО УК «Доверие НК» Коринова Е.А. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об АП, назначено административное наказание за незаконное неполучение УК «Доверие НК» подписанного паспорта готовности к отопительному периоду 2023-2024 гг.
Как следует из пояснений представителя Комитета ЖКХ администрации <адрес> по многоквартирным жилым домам, находящимся в управлении ООО УК «Доверие НК», расположенными в <адрес> по адресам: <адрес>, Общество не предоставило актуальную схему индивидуальных тепловых пунктов, <адрес>, имеется несоответствие представленных Обществом паспортов индивидуальных тепловых пунктов, <адрес>, Обществом не устранены нарушения режима теплопотребления.
В обоснование доводов об устранении всех выявленных нарушений ответчиком в суд представлено сопроводительное письмо от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями в адрес ООО «ЭнергоТранзит», в котором управляющая организация просит выдать разрешение на подачу тепла в том числе в спорные многоквартирные дома. Однако в письме в адрес ГЖИ Кузбасса и прокурора района указывает, что никакого ответа от ООО «ЭнергоТранзит» не получило.
Также ответчиком представлены копии: схемы ИТП МКД по <адрес>, паспорта теплового пункта по <адрес>, акта приемки промывки системы отопления по <адрес> ИТП №, <адрес> ИТП №, <адрес>
Однако из ответа ООО «ЭнергоТранзит» от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что схемы тепловых пунктов МКД по адресам: <адрес> в адрес ООО «ЭнергоТранзит» предоставлены не актуальные; паспорта тепловых пунктов МКД по адресам: <адрес> не приведены в соответствие; нарушения режимов теплопотребления МКД по адресам <адрес> не устранены, подтверждающие документы об устранении нарушений в адрес ООО «ЭнергоТраизит» не предоставлены.
Из ответа ООО «ЭнергоТранзит» от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что схемы тепловых пунктов жилых домов, расположенных в <адрес> по адресам; <адрес>, ООО УК «Доверие НК» в ООО «ЭнергоТранзит» предоставило не актуальные; паспорта индивидуальных тепловых пунктов жилых домов, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес>, не приведены в соответствие; нарушения режима теплопотребления жилых Домов, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес> на текущую дату не устранены; нарушения режимов теплопотребления в тепловых пунктах жилых домов, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес> заключаются в отклонении параметра температуры поступающего в систему отопления МКД, перегрев обратной сетевой воды.
Таким образом, представленные ответчиком суду документы в подтверждение устранения выявленных нарушений при подготовке к отопительному сезону опровергаются ответами ООО «ЭнергоТранзит» на требования прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчиком ООО УК «Доверие НК» не предоставлены в ООО «ЭнергоТранзит» актуальные схемы индивидуальных тепловых пунктов многоквартирных жилых домов, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес>; не приведены в соответствие паспорта индивидуальных тепловых пунктов многоквартирных жилых домов, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес>, не предоставлены подтверждающие документы в ООО «ЭнергоТранзит»; не устранены нарушения теплопотребления многоквартирных жилых домов, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес>, не предоставлены подтверждающие документы в ООО «ЭнергоТранзит».
Ответчик, являясь действующим юридическим лицом, обязано исполнять требования действующего федерального законодательства. Бездействие ответчика является потенциальным условием существенного нарушения охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, в том числе лиц, проживающих и посещающих многоквартирные дома, находящиеся под управлением ООО УК «Доверие НК», возникновения угрозы бесперебойного и надежного теплоснабжения потребителей.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Поскольку бездействие ответчика по проведению работ по подготовке к отопительному сезону с начала такого сезона ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время создает угрозу жизни и здоровью не только проживающих в многоквартирных домах граждан, но и неопределенного круга лиц (гостей, работников специальных служб в том числе аварийных и иных лиц) суд находит разумным установить ответчику срок для исполнения решения суда – месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.194-198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО УК «Доверие НК» (ОГРН 1144217005020) совершить необходимые действия для подготовки к отопительному периоду многоквартирных жилых домов, а именно:
предоставить в ООО «ЭнергоТранзит» актуальную схему индивидуальных тепловых пунктов многоквартирных жилых домов, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес>;
привести в соответствии паспорта индивидуальных тепловых пунктов многоквартирных жилых домов, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес>, предоставив подтверждающие документы в ООО «ЭнергоТранзит»;
устранить нарушения теплопотребления многоквартирных жилых домов, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес>, предоставив подтверждающие документы в ООО «ЭнергоТранзит».
Установить ООО УК «Доверие НК» (ОГРН 1144217005020) срок для совершения указанных действий – в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е. И. Козлова