Судья Захаревская М.Г. дело №33а-9614/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 августа 2021 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г.,
судей Сивохина Д.А. и Лазаревой М.А.,
при секретаре Неклокове А.А.,
с участием прокурора Деминой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора Комсомольского района г.Тольятти Самарской области и апелляционной жалобе Долгова А.И. на решение Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 07 июля 2021 г. по административному делу №2а-1518/2021 по административному иску ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Долгова А.И.
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., заключение прокурора, поддержавшей апелляционное представление и возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Долгова А.И. на срок 3 года.
В обоснование заявленных требований указано, что в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области отбывает наказание Долгов А.И., осужденный приговором Зюзинского районного суда г.Москвы от 04.09.2018 г. по ч. 2 ст. 159(8 эп.), ч. 2 ст. 159(35 эп.), ч. 2 ст. 69 Уголовного Кодекса Российской Федерации к 3 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Отбывает наказание за совершение преступления средней тяжести при рецидиве. С 01.02.2019 г. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Конец срока отбывания наказания - 09.08.2021 г. После освобождения следует к месту жительства по адресу: <адрес>
Долгов А.И. прибыл в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области 11.10.2018 г. из СИЗО-2 г. Москвы. За весь период отбывания срока наказания зарекомендовал себя следующим образом: 42 раза допускал нарушение установленного порядка отбывания наказания, поощрений от администрации не имеет. 01.02.2019 г. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен на строгие условия отбывания наказания. Участия в общественной жизни отряда и колонии не принимает. На проводимую с ним работу воспитательного характера реагирует отрицательно, выводов для себя не делает. Состоит на различных видах профилактического учета как «склонный к мошенническим действиям по средствам сотовой связи», как «склонный к систематическому нарушению ПВР». Правила личной гигиены соблюдает, спальное место содержит в чистоте. Принимает участие в благоустройстве территории ИУ, согласно ст. 106 УИК РФ, под контролем администрации. В общении с сотрудниками администрации вежлив и корректен вынужденно. Распоряжения и указания представителей администрации не исполняет, старается переложить на других осужденных. Посещает лекции, общие собрания осужденных, культурно-массовые мероприятия под контролем администрации, отношение к религии положительное. Поддерживает отношения с осужденными как положительной, так и отрицательной направленности. В целом взаимоотношения с осужденными стабильные, бесконфликтные. Имеет средне-специальное образование, стремление к получению высшего образования не проявляет. Иска по приговору суда не имеет. Связь с родственниками поддерживает в установленном законом порядке. Вину по приговору признал полностью.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд установить в отношении Долгова А.И. административный надзор сроком на три года, а также установить административные ограничения в виде: запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 до 06.0 часов, кроме случаев, связанных с работой; обязательной явки не реже 4-х раз в месяц в ОВД по месту жительства и пребывания для регистрации
Решением Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 07 июля 2021 г. административное исковое заявление ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области удовлетворено.
В отношении Долгова А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, следующего к месту жительства по адресу: <адрес> административный надзор сроком на 3 года, исчисляя его со дня постановки Долгова А.И. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, со следующими административными ограничениями в виде: запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22.00 часов до 06.00 часов следующих суток, кроме случаев, связанных с работой; явки на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения четыре раза в месяц в установленные этим органом дни.
В апелляционном представлении прокурор ставит вопрос об изменении решения суда в части установления срока начала течения административного надзора, указав, что срок административного надзора необходимо исчислять со дня постановки Долгова А.И. на учет в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В апелляционной жалобе Долгов А.И. ставит вопрос об отмене решения и направлении дела на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Административный надзор устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Согласно ст.6 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Административный надзор устанавливается за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 Закона).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при рецидиве преступлений.
Пунктом 1 части 3 данной статьи предусмотрено, что в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу приведенных норм Закона основанием для установления административного надзора является сам факт признания лица, осужденного к лишению свободы за совершение преступления при рецидиве преступлений, злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. При этом не имеет значения, погашены ли меры взыскания, примененные к такому лицу за нарушение установленного порядка отбывания наказания на момент его освобождения и рассмотрения судом заявления об установлении административного надзора или нет.
Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона N 64-ФЗ определено, срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона установлено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Долгов А.И. осужден приговором Зюзинского районного суда г.Москвы от 04.09.2018 г. по ч. 2 ст. 159(8 эп.), ч. 2 ст. 159(35 эп.), ч. 2 ст. 69 Уголовного Кодекса Российской Федерации к 3 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В силу ст. 15 УК РФ преступление, за совершение которого отбывает наказание в виде лишения свободы Долгов А.И., относится к категории преступлений средней тяжести.
Приговором суда в действиях Долгова А.И. установлен рецидив преступлений.
Постановлением начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области Долгов А.И. 01.02.2019г. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Из характеристики исправительного учреждения, представленной в материалы административного дела, следует, что за время отбывания наказания Долгов А.И. 42 раза допускал нарушение установленного порядка отбывания наказания, поощрений от администрации не имеет. 01.02.2019 г. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен на строгие условия отбывания наказания. В целом характеризуется неудовлетворительно.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции верно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам, пришел к правильному выводу о наличии оснований для установления административного надзора в отношении Долгова А.И. сроком на 3 года.
Судом правомерно, в целях устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также оказания воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения, в целях защиты государственных и общественных интересов, установлены административные ограничения в виде: запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22.00 часов до 06.00 часов следующих суток, кроме случаев, связанных с работой; явки на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения четыре раза в месяц в установленные этим органом дни.
Данные административные ограничения установлены с учетом обстоятельств, характера и степени общественной опасности совершенных Долговым А.И. преступлений, данных о его личности, поведении в период отбывания наказания в местах лишения свободы, сведений о состоянии здоровья, семейном положении, а также с целью реализации задач административного надзора.
Судебная коллегия считает, что срок административного надзора (3 года) и виды административных ограничений, установленные в отношении Долгова А.И., определены в соответствии с положениями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», являются необходимыми, соразмерными, направленными на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также оказывающие воспитательное воздействие на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения.
Оснований для установления административному ответчику других административных ограничений при рассмотрении дела не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном указании в решении наименования адреса регистрации Долгова А.И. на выводы по существу правильного решения не влияют и подлежат отклонению.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с установленным количеством явок на регистрацию также на правильность выводов суда не влияют. Количество раз в месяц, в соответствии с которым поднадзорное лицо обязано являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (три раза в месяц), определено судом в допустимых пределах (от одного до четырех раз в месяц) и с учетом указанных выше обстоятельств дела является разумным.
Кроме того, установление данного административного ограничения в силу пункта 1 части 2 статьи 4 названного Федерального закона является обязательным.
Суд первой инстанции дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права применены судом верно.
Доводов, которые ставили бы под сомнение выводы суда либо свидетельствовали о нарушении норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.
Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, заслуживает внимания довод апелляционного представления прокурора в части исчисления установленного срока административного надзора в отношении Долгова А.И. и резолютивная часть решения суда подлежит приведению в соответствие с требованиями указанного Федерального закона в части исчисления срока административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, в связи с чем в указанной части решение суда подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
апелляционное представление прокурора удовлетворить.
Решение Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 07 июля 2021 года изменить.
Срок административного надзора, установленный Долгову А.И., исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В остальной части решение Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 07 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Долгова А.И. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу через суд первой инстанции.
Мотивированное определение изготовлено 3 сентября 2021 г.
Председательствующий:
Судьи: