Дело №2-1087/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кабанск 12 декабря 2023 года
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Максимова А.А., при секретаре Перевозниковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Разгоняевой О.С. к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия о взыскании не полностью выплаченной компенсации за неиспользованный отпуск, процентов за задержку выплат,
УСТАНОВИЛ:
Разгоняева О.С. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия (далее также - УФНС по РБ) о взыскании недовыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 31931, 68 руб., сумму недовыплаченных отпускных выплат за 2022-2023 гг. в размере 41557, 62 руб., процентов за задержку ответчиком всех полагающихся выплат в размере 11202, 37 руб. на дату подачи искового заявления и на дату фактического расчета с истцом.
В судебное заседание истец Разгоняева О.С., ее представитель по доверенности Калаганская Н.Н. не явились, просили о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика по доверенности Очирова Т.К. исковые требования не признала, ранее суду представителем ответчика по доверенности Ивановой Т.С. представлен письменный отзыв о несогласии исковыми требованиями.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Разгоняева О.С. работала в УФНС по РБ с 25.10.2021 г. в должности государственного налогового инспектора отдела камерального контроля в сфере налогообложения имущества № 2 по 18.05.2023 г. Приказом УФНС по РБ № 03-19/330 от 11.05.2023 г. уволена с государственной гражданской службы по ее инициативе 18.05.2023 г. При увольнении Разгоняевой О.С. выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 107508, 32 руб. из расчета среднего месячного содержания в размере 74815, 50 руб.
Не согласившись с суммой выплаченной компенсации при увольнении истец обратился в УФНС по РБ, которое в своем ответе от 02.06.2023 г. сообщило, что расчет месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением правительства РФ от 6 сентября 2007 года №562п (далее также - Правила), в п. 2 которых установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил; в расчет компенсации при увольнении (месячное денежное содержание) в состав которое входит: денежное содержание, учитываемое в полном размере (с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям); дополнительные выплаты (премия за выполнение особо важных и сложных заданий, материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих) в размере 1/12 фактически начисленных сумм за расчетный период с 01.05.2022 г. по 30.04.2023 года.
Частью 1 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее ФЗ №79) установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплаты (часть 2 ст. 50 ФЗ №79).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 ФЗ №79).
В соответствии с ч. 10 ст. 50 ФЗ №79 гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 года №562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске (далее Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем 1 п. 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу 2 п. 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона №79 фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 ФЗ №79).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 ФЗ №79 фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: 1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно; 2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно; 3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.
Согласно ч. 4 ст. 51 ФЗ №79 порядок формирования фондов оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов, предусматривающий количество должностных окладов (в расчете на год) для определения суммы средств, направляемых на осуществление выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Согласно п. 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (в редакции от 21.0.2021 года) фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Согласно п. 9 вышеуказанного Указа Президента РФ №763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 8 п.п. «р» п. 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного служащего формируется за счет средств, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 51 ФЗ №79, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно- правовыми актами среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем вопреки доводам ответчика, к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 17 октября 2007 г. N 90н.
С учетом чего компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении (44 дня) должна была быть выплачена с учетом выплаченного истцу материального стимулирования в период с мая 2022 г. по апрель 2023 г. в размере 274376 руб., всего в размере 31931, 68 руб. в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ в пределах заявленных истцом требований, который своим правом на увеличение размера исковых требований не воспользовался, хотя согласно расчета ответчика данная сумма больше и составляет 34335, 84 руб. Из данной суммы 31931, 68 руб. подлежит удержанию налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
По тем же основаниям истцу должна быть выплачена недоплаченные суммы отпускных за 2022-2023 гг. согласно контррасчета ответчика, который судом проверен и признан верным в отличие от расчета истца: за расчетный период с 01.11.2021 г. по 31.10.2022 г. в размере 17 784, 96 руб. (а не 22642, 75 руб. исчисленных истцом); за расчетный период с 01.02.2022 г. по 31.01.2023 г. в размере 13824, 72 руб. (а не 18914, 87 руб. исчисленных истцом), всего 31609, 68 руб.
Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в ст. 236 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2023 г. часть первая статьи 236 Трудового кодекса РФ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 45 (часть 1), 46 (часть 1), 55 (часть 3) и 75.1, в той мере, в какой по смыслу, придаваемому ей судебным толкованием, в том числе в деле заявителя, данная норма не обеспечивает взыскания с работодателя процентов (денежной компенсации) в случае, когда полагающиеся работнику выплаты - в нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта и трудового договора - не были начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение, с исчислением размера таких процентов (денежной компенсации) из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда в соответствии с действующим правовым регулированием эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении. Также указано, что впредь до внесения изменений в правовое регулирование предусмотренные частью первой статьи 236 Трудового кодекса РФ проценты (денежная компенсация) подлежат взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение. При этом размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда в соответствии с действующим правовым регулированием эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчета включительно.
С учетом чего взысканию с ответчика в пользу истца подлежат проценты в порядке ст. 236 Трудового кодекса РФ в размере 7249, 99 руб. за период по 30.10.2023 г. включительно, с удержанием из данной суммы. Из данной суммы подлежит удержанию работодателем налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 942 руб. (с округлением до целых копеек), поскольку действующим законодательством не предусмотрено исключений из налогообложения данных сумм, освобождения от уплаты налогов с них.
Взысканию с ответчика в пользу истца подлежат проценты в порядке ст. 236 Трудового кодекса РФ с суммы в размере 63541, 36 руб. (31931, 68 руб.+ 31609, 68 руб.) начиная с 31.10.2023 г. по дату фактического расчета включительно, с удержанием из них работодателем налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Разгоняевой О.С. удовлетворить частично.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия (ИНН 0326022754, ОГРН 1040302981542) в пользу Разгоняевой О.С. (паспорт <данные изъяты> за вычетом (удержанием) работодателем из них суммы налога на доходы физических лиц в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством и их перечислением в соответствующие бюджеты Российской Федерации:
- денежные средства в размере 31931 рубль 68 копеек в счет денежной компенсации за неиспользованный отпуск;
- денежные средства в размере 31609 рублей 68 копеек в счет отпускных за 2022-2023 годы;
- денежные средства в размере 7249 рублей 99 копеек в счет процентов (денежной компенсации) по ст. 236 Трудового кодекса РФ за период по 30.10.2023 г. включительно.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия в пользу Разгоняевой О.С. проценты (денежную компенсацию) по ст. 236 Трудового кодекса РФ с суммы в размере 63541 рубль 36 копеек начиная с 31.10.2023 г. по дату фактического расчета включительно, за вычетом (удержанием) работодателем из них суммы налога на доходы физических лиц в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством и их перечислением в соответствующие бюджеты Российской Федерации.
В остальной части в иске отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной мотивированной форме 12.12.2023 г.
Судья А.А. Максимов