Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 4 марта 2024 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Булацкой В.П.,
с участием прокурора Колчиной Е.Е.,
представителя административного истца Усенкова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-361/2024 (3а-2879/2023) по административному исковому заявлению Третьяковой Т.А. об оспаривании в части нормативных правовых актов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год» (далее по тексту – Перечень на 2023 год), размещен 09.11.2022 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
В Перечень на 2023 год включены объекты недвижимого имущества в Приложение № 1 под пунктом № здание с кадастровым номером №, под пунктом № здание с кадастровым номером №; в Приложение № 2 под пунктом № помещения с кадастровым номером №, под пунктом № помещения с кадастровым номером №, под пунктом № помещения с кадастровым номером №, под пунктом № помещения с кадастровым номером №, под пунктом № помещения с кадастровым номером №.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года № 2365 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2024 год» (далее по тексту – Перечень на 2024 год) опубликован и размещен 03.11.2023 на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и 07.11.2023 на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
В Перечень на 2024 год включены объекты недвижимого имущества в Приложение № 1 под пунктом № здание с кадастровым номером №, под пунктом № здание с кадастровым номером №; в Приложение № 2 под пунктом № помещения с кадастровым номером №, под пунктом № помещения с кадастровым номером №, под пунктом № помещения с кадастровым номером №, под пунктом № помещения с кадастровым номером №, под пунктом 16330 помещения с кадастровым номером №.
Терентьева Т.А., являясь собственником нежилых помещений по адресу: г.Самара, Промышленный район, ул. Ставропольская, д.45, с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, в составе зданий с кадастровыми номерами № и №, обратилась в Самарский областной суд с административным иском с учетом уточнений требований о признании недействующими приведенных пунктов Перечней на 2023-2024 годы.
В обоснование требований административный истец указала, что принадлежащие ей помещения и здания, в составе которых расположены объекты недвижимого имущества, включены в оспариваемые Перечни. Однако, объекты недвижимого имущества не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение в оспариваемые акты не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Мероприятия по определению фактического использования имущества на момент формирования и утверждения оспариваемых Перечней административным ответчиком не проводились. Включение помещений и зданий в оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца Усенков А.В., действующий на основании доверенности, поддержал административный иск с учетом уточнений и дополнил, что включение зданий в Перечни исходя из их назначение «административные» не соответствует требованиям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку объекты не используются как административные. Техническая документация не подтверждает использование зданий и помещений в них в качестве офисов.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), причины неявки суду не сообщили.
В письменных возражениях на административный иск административный ответчик министерство имущественных отношений Самарской области считает требования административного истца незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению, поскольку по сведениям ЕГРН, в Перечни были включены: нежилое помещение с кадастровым номером №, имеющее наименование «Литера Б2 (Мех.мастерская)»; нежилые помещения с кадастровыми номерами №, №, расположенные в нежилом здании с кадастровым номером №, имеющим наименование «административное», включенном в Перечни; нежилые помещения с кадастровыми номерами №, №, расположенные в нежилом здании с кадастровым номером №, имеющим наименование «административное», включенном в Перечни. Объект с кадастровым номером № имеет наименование «Литера Б2 (Мех.мастерская)», что позволяет отнести его к объектам, предназначенным для использования в целях размещения объектов бытового обслуживания, министерство правомерно включило его в оспариваемые Перечни на основании пп.2 п.1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Объекты с кадастровыми номерами №, №, имеют наименования «административное», что позволяет отнести их к объектам, предназначенным для использования в целях размещения объектов административного назначения, министерство правомерно включило их в оспариваемые Перечни на основании п.3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В 2020-2023 годах мероприятий по определению фактического использования рассматриваемых объектов недвижимости министерством или подведомственными учреждениями не проводились, решений об их исключении из Перечней на 2020-2023 годы не принимались. Мероприятий по определению фактического использования объектов недвижимости министерством в период с 2022-2023 годы не проводилось, решения об исключении их из Перечней, в том числе на 2023-2024 годы, не принимались. Заключение кадастрового инженера, представленное административным истцом в материалы дела не может быть принято во внимание судом, поскольку подготовлено после принятия оспариваемых Перечней, а также не является документом, который кадастровый инженер в рамках Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» вправе изготовить.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей необходимым административные исковые требования удовлетворить, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах,
- не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1),
- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2).
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 № 402 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, используемых для: делового, административного или коммерческого назначения; размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что для определения вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения используются:
сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН);
документы технического учета (инвентаризации);
акты осмотра объектов недвижимого имущества, указанные в пунктах 5 и 9 настоящего Порядка и свидетельствующие о фактическом использовании объектов недвижимости.
В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
На основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077, от 03.11.2024 № 2365 утверждены оспариваемые административными истцами Перечни на 2023-2024 годы.
Административный истец не оспаривает полномочия органа, порядок принятия и опубликования оспариваемых нормативных правовых актов.
Анализируя положения пункта 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» во взаимодействии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, суд считает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.
В Перечень на 2023 год включены объекты недвижимого имущества в Приложение № 1 под пунктом № здание с кадастровым номером №, под пунктом № здание с кадастровым номером №; в Приложение № 2 под пунктом № помещения с кадастровым номером №, под пунктом № помещения с кадастровым номером №, под пунктом № помещения с кадастровым номером №, под пунктом № помещения с кадастровым номером №, под пунктом № помещения с кадастровым номером №.
В Перечень на 2024 год включены объекты недвижимого имущества в Приложение № 1 под пунктом № здание с кадастровым номером №, под пунктом № здание с кадастровым номером №; в Приложение № 2 под пунктом № помещения с кадастровым номером №, под пунктом № помещения с кадастровым номером №, под пунктом № помещения с кадастровым номером №, под пунктом № помещения с кадастровым номером №, под пунктом 16330 помещения с кадастровым номером №.
Из материалов дела следует и судом установлено, что по договору купли-продажи от 13.10.2023 Третьякова Т.А. приобрела с торгов в рамках процедуры банкротства АО «ВолгаНииГипрозем» помещения с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, по адресу: г.Самара, Промышленный район, ул. Ставропольская, д.45.
Согласно выпискам из ЕГРН рассматриваемые объекты недвижимости
- помещение с кадастровым номером №, местоположение по адресу: <адрес> площадью 40,1 кв.м, назначение - нежилое, наименование – «нежилое помещение Литера Б2 (Мех.мастерская) 1 этаж: комнаты №№ 15, 16», кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости – отсутствует; в ЕГРН отсутствуют сведения о земельном участке под указанным объектом по адресу;
- помещение с кадастровым номером №, местоположение по адресу: <адрес> площадью 92,1 кв.м, назначение – нежилое, наименование – «нежилое помещение»,
- помещение с кадастровым номером №, местоположение по адресу: <адрес> площадью 255,3 кв.м, назначение – нежилое, наименование – «нежилое помещение 1 этаж: комнаты №№ 3-14»,
расположены в составе объекта с кадастровым номером № – здание, этаж 1, назначение - нежилое, наименование – «административное», не имеющего правообладателя, находящегося в пределах объекта с кадастровым номером № – земельный участок, виды разрешенного использования – для строительства инженерного корпуса, принадлежащего административному истцу Третьяковой Т.А.
- помещение с кадастровым номером №, местоположение по адресу: <адрес>, площадью 1750,6 кв.м, назначение - нежилое, наименование – «нежилое помещение»,
- помещение с кадастровым номером №, местоположение по адресу: <адрес>, площадью 3135,7 кв.м, назначение - нежилое, наименование – «нежилое помещение»,
расположены в составе объекта с кадастровым номером № – здание, площадью 4886, 3 кв.м, этаж 4, назначение – нежилое, наименование – «административное», не имеющего правообладателя, находящегося в пределах объекта с кадастровым номером 63:01:0719006:806 – земельный участок, категорией земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для строительства инженерного корпуса, принадлежащего административному истцу Третьяковой Т.А.
Из материалов инвентарного дела, поступившего по запросу суда из ППК Роскадастр следует, что по адресу: <адрес> имеются следующие объекты:
- административное здание (научно-исследовательский институт) Литера АА1А2, из 4 этажей, общей площадью 4886,3 кв.м, по технической документации на 29.01.2003 по экспликации к плану строения состояло из назначения частей помещений:
Литера А1 - подвал – склад, коридор,
Литера АА1 – цоколь: л/клетка, венткамера, актовый зал, гримерная, сцена, тамбур; подвал: коридор, сан.узел, склад, эл.щитовая, парная, моечная, комната отдыха, душевая,
Литера АА1А2 – 1 этаж: л/клетка, коридор умывальная, туалет, эл.щитовая, эл.фотография, светокопия, фотолаборатория, переплетная, светокопия, комната приема пищи, размоточная, наборный цех, печатный цех, сан.узел, кабинет, столовая (площадь 6,0 кв.м), мойка (площадь 5,0 кв.м), кухня (площадь 14,6 кв.м), обеденный зал (площадь 84,3 кв.м), склад, фойе, тамбур, цех печати, цех брошюр, шлиф.отдел;
Литера АА1 – 2 этаж: л/клетка, коридор, умывальник, сан.узел, кабинет, приемная, процедурный, перевязочная, плановый отдел, кабинет гл.бухгалтера, бухгалтерия, комната отдыха, кабинет директора, приемная секретаря, кабинет гл.инженера, отдел кадров, кабинет зам.директора, тех.отдел, светокопия;
Литера АА1 – 3 этаж: л/клетка, коридор, умывальник, сан.узел, кабинет, коридор, шкаф, отдел экономики, кабинет начальника, почв.отдел, касса (площадь 9,3 кв.м), спецчасть, тамбур, склад,
Литера АА1 – 4 этаж: л/клетка, коридор, умывальник, сан.узел, венткамера, кабинет, библиотека, архив, комната отдыха, столовая (площадь 14,1 кв.м), тамбур, спецчасть.
- гараж и мастерские (нежилое) Литера ББ1Б2, из 1 этажа, общей площадью 387,5 кв.м, по технической документации на 29.01.2003 по экспликации к плану строения состояло из назначения частей помещений с 1 по 16: склад, гараж, раздевалка, кладовая, умывальник, сан.узел, коридор, тамбур, кабинет, комната отдых, мастерская.
Аналогичная техническая документация поступила по запросу суда в порядке электронного взаимодействия из ППК Роскадастр.
По сведениям технического учета, в здании с кадастровым номером № имеются помещения, предназначение которых предполагает размещение объектов общественного питания, а именно столовая (площадь 6,0 кв.м + 14,1 кв.м), мойка (площадь 5,0 кв.м), кухня (площадь 14,6 кв.м), обеденный зал (площадь 84,3 кв.м), касса (площадь 9,3 кв.м), в совокупности занимаемая площадь 133,3 кв.м или 2,7% от общей площадью здания 4886,3 кв.м.
По мнению суда, части нежилого помещения, поименованные как «кабинет», не могут быть однозначно отнесены к офисам и помещениям административного назначения, так как термины «кабинет» и «офис» не тождественны. Помещения с названием «приемная», «приемная секретаря» не могут быть отнесены к сопутствующей офисной инфраструктуре, поскольку в силу абзаца второго подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ к сопутствующей офисной инфраструктуре подлежат отнесению не любые приемные, а лишь централизованные приемные помещения, в то время как согласно экспликации к техническому паспорту и поэтажным схемам, помещение № 17 «приемная» является приемной перед входом в кабинет № 16 и процедурный № 18, вход в «приемную» возможно через перевязочную № 19, а «приемная секретаря» помещение №39 располоено перед кабинетом № 41 и кабинетом директора № 36, вход в которые возможно только через помещение № 39. Тем самым, помещения «приемная» и «приемная секретаря» не позволяют их соотнести с централизованными приемными помещениями.
Помещения с назначением «склад», по мнению суда, не относится к объектам торговли, поскольку согласно пункту 33 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, под складом понимаются специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 поименованного Национального стандарта Российской Федерации торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Следовательно, если такой объект недвижимости как склад и используется в деятельности по продаже товаров (услуг), он может быть признан предназначенным или используемым для размещения торговых объектов только в случае, если он включает в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
Как следует из технической документации, в состав здания «склад» не входят помещения, предназначенные для размещения торговых объектов.
Наименование части здания «мастерская» не свидетельствует о его предназначении для размещения объектов бытового обслуживания, поскольку такой вид экономической деятельности как деятельность мастерских в числе бытовых услуг в ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) не поименована.
Согласно «ГОСТ 58759-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация. Термины и определения» мастерские отнесены к видам производственных мобильных зданий и включают такие разновидности, как ремонтно-механическая, инструментальная, электротехническая, санитарно-техническая, столярно-плотничная, подготовки отделочных материалов, арматурная, диагностическая, ремонта средств малой механизации, ремонта строительных машин, ремонта автомобилей. Следовательно, виды мастерских не исчерпываются бытовым обслуживанием, а могут быть производственными или творческими, что не позволяет однозначно отнести помещения с назначением «мастерские» к объектам бытового обслуживания.
При таких обстоятельствах, согласно документам технического учета характеристики частей зданий, входящих в его состав, по мнению суда, не свидетельствуют о возможности отнесения их к объектам, предназначенным для использования в целях размещения административно-деловых и торговых центров, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания на площади более 20% от общей площади здания.
Таким образом, из поступивших документов, судом установлено, что по сведениям ЕГРН, по технической документации, рассматриваемые объекты недвижимого имущества не относятся к использованию в целях делового, бытового назначения, размещения торговых объектов и объектов общественного питания. В здании с кадастровым номером №, где находится также рассматриваемые нежилые помещения с кадастровыми номерами №, №, по технической документации, используются помещения в целях размещения объектов общественного питания на площади менее 20% от общей площади всего здания. В здании с кадастровым номером №, и помещений в его составе с кадастровыми номерами № и №, отсутствуют объекты, отвечающие требованиям ст. 378.2 НК РФ.
Наименование зданий с кадастровыми номерами №, № по сведениям ЕГРН «административное» и помещения с кадастровым номером № «нежилое помещение Литера Б2 (Мех.мастерская) 1 этаж: комнаты №№ 15, 16» бесспорно не свидетельствует об их использовании в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пункта 3 ст. 378.2 НК РФ, требовалось установление фактического использования.
Фактическое использование устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 НК РФ).
Данное регулирование связывает определение фактического использования здания (строения, сооружения) с особенностями эксплуатации, находящихся в его составе помещений, независимо от наименования и назначения такого объекта, содержащихся в ЕГРН.
Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 № 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Вместе с тем, обследование рассматриваемых объектов с целью определения их фактического использования на момент формирования и утверждения Перечней на 2023-2024 годы административным ответчиком или уполномоченными органами не проводилось, соответствующие акты не составлялись, что следует из письменных возражений министерства имущественных отношений Самарской области в ответ на запрос суда.
Согласно заключения кадастрового инженера Зорикова Д.И. от 21.11.2023 выявлено, что объекты (нежилые помещения, принадлежащие административному истцу) длительное время не использовались по целевому назначению. В помещениях хлам, мусор, антисанитарное состояние, плесень, пыль, грязь. Техническое состояние объектов неудовлетворительное: система теплоснабжения, не функционирует (разморожена), электроснабжение частично отсутствует, водоснабжение отсутствует. В санузлах частично отсутствуют сантехнические приборы. Для использования объектов по целевому назначению необходимо выполнение капитального ремонта. На момент осмотра проводятся ремонтные работы на 4 этаже нежилого помещения с кадастровым номером № и ремонт кровли над помещением. Деятельность на объектах не ведется в связи с невозможностью их использовать по целевому назначению.
Указанное заключение кадастрового инженера подтверждается приложенными фотоматериалами.
Представленные административным истцом технические паспорта на помещения, подготовленные кадастровым инженером Зориковым Д.И. по состоянию на 08.12.2023 судом не принимаются в качестве доказательств по делу, поскольку выполнен после 1 января 2013 года, не может являться достоверным доказательством.
С 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.
В настоящее время, в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Суд не соглашается с доводами административного ответчика в отношении акта осмотра объекта недвижимого имущества кадастрового инженера, поскольку подобный документ в материалы дела не представлен.
Исходя из представленных доказательств, судом установлено, что рассматриваемые здания с наименованием «административное» и нежилое помещение с наименованием «Мех.мастерские», расположенные на земельных участках «для строительства инженерного корпуса», не позволяют с достаточной очевидностью отнести объекты недвижимости к административно-деловым центрам (п. 3 ст. 378.2 НК РФ) и объектам недвижимости, предусматривающие размещение объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения объектов бытового обслуживания (пп.2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Рассматриваемые объекты, принадлежащие административному истцу, а также здания, в которых они расположены, по сведениям из ЕГРН, технической документации не подтверждают назначение или фактическое использование более 20% площади каждого нежилого здания в качестве административного-делового центра, а нежилого помещения с наименованием «Мех.мастерские» для размещения объектов бытового обслуживания.
Позиция административного ответчика, изложенная в письменных возражениях, при отсутствии доказательств фактического использования объектов судом признается несостоятельной.
Оценив вышеуказанные доводы сторон во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что наименование, назначение и технические характеристики зданий и помещений, а также земельные участка под ними, однозначно не предполагают размещение административно-делового центра, и не свидетельствует о фактическом использовании в целях административного, делового, коммерческого и бытового назначения.
Тем самым, рассматриваемые объекты недвижимости не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ и не подлежали включению в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023-2024 годы.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что рассматриваемые здания и нежилые помещения необоснованно включены в Перечни на 2023-2024 годы, что привело к нарушению прав и законных интересов административного истца.
Учитывая изложенное, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых актов в части недействующими со дня принятия каждого.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Поскольку оспариваемые нормативные акты были размещены в информационно-коммуникационной сети «Интернет», суд считает, что настоящее решение подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Третьяковой Т.А. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год» в части включения в Приложение № 1 под пунктом № здание с кадастровым номером №, под пунктом № здание с кадастровым номером №; в Приложение № 2 под пунктом № помещение с кадастровым номером №, под пунктом № помещение с кадастровым номером №, под пунктом № помещение с кадастровым номером №, под пунктом № помещение с кадастровым номером №, под пунктом № помещение с кадастровым номером №.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года № 2365 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2024 год» в части включения в Приложение № 1 под пунктом № здание с кадастровым номером №, под пунктом № здание с кадастровым номером №; в Приложение № 2 под пунктом № помещение с кадастровым номером №, под пунктом № помещение с кадастровым номером №, под пунктом № помещение с кадастровым номером №, под пунктом № помещение с кадастровым номером №, под пунктом № помещение с кадастровым номером №.
Настоящее решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Самарский областной суд.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 15.03.2024.
Судья: И.А. Щетинкина