Гражданское дело №
УИД: 05RS0№-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> «31» августа 2023 года
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Исаева И.М.,
при секретаре судебного заседания Магомедовой З.А.,
с участием помощника прокурора <адрес> Саидовой Х.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> РД Алибекова А.И., поданному в суд в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (далее – ТУ Росимущества в РД), Администрации городского округа «<адрес>», третьему лицу – Главному управлению МЧС России по РД об обязании ТУ Росимущества в РД учесть в реестре федерального имущества и зарегистрировать право собственности РФ на защитное сооружение гражданской обороны – противорадиационное укрытие с инвентарным номером №, общей площадью 750 кв.м., вместимостью 370 человек, введенное в эксплуатацию в 1979г., находящееся в подвальном помещении здания Дворца культуры <адрес> и расположенное по адресу: РД, <адрес>, обязании привести указанное защитное сооружение гражданской обороны в состояние постоянной готовности к использованию по назначению в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и устранить нарушения, указанные в справке врио начальника отдела НД и ПР № по <адрес> и <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по РД Муртузалиева М.З. от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
заместитель прокурора <адрес> Республики Дагестан Алибеков А.И. обратился в суд с указанным исковым заявлением и мотивирован тем, что прокуратурой города с привлечением специалиста ОНД и ПР по <адрес> и <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по РД проведена проверка соблюдения на территории городского округа «<адрес>» законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО).
Проверкой установлено, что на территории <адрес> имеются ЗС ГО - противорадиационные укрытия (далее - ПРУ), состоящие на соответствующем учёте и включенные в реестр защитных сооружений гражданской обороны Республики Дагестан.
Так, в подвальном помещении здания Дворца культуры <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, имеется защитное сооружение в виде противорадиационного укрытия с инвентарным номером №. Согласно паспорту ЗС ГО (ПРУ) общая площадь его составляет 750 кв.м., вместимость - 370 человек, сооружение введено в эксплуатацию в 1979г.
Все защитные сооружения гражданской обороны являются федеральной собственностью на основании действующих нормативно-правовых документов.
В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
ЗС ГО представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в Приложениях № № к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» не упомянуты. Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 названного постановления продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.
Положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определены полномочия субъектов Федерации, позволяющие им иметь в собственности защитные сооружения, но не изменяют порядка передачи из федеральной собственности тех сооружений, которые созданы до вступления этого закона в силу.
Вышеуказанное ЗС ГО в надлежащем порядке из федеральной собственности в собственность Республики Дагестан либо администрации городского округа «<адрес>» не передавалось, следовательно, из состава федеральной собственности не выбывало, т.е. является собственностью Российской Федерации.
Таким образом, ПРУ, оборудованное в подвальном помещении многоквартирного дома, относится к защитным сооружениям гражданской обороны и в силу закона является федеральной собственностью.
По сведениям руководителя ТУ Росимущества в РД вышеуказанный объект гражданской обороны в реестре федерального имущества не значится, вещные права на него не зарегистрировано.
Указанный объект капитального строительства (подвальное помещение), в реестре муниципального имущества городского округа не значится, право муниципальной собственности на него не зарегистрировано.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, в силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Поскольку право федеральной собственности на указанное защитное сооружение гражданской обороны возникло в силу закона до принятия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», следовательно, оно является юридически действительным (на основании п. 1 ст. 6 данного закона) и подлежит обязательной государственной регистрации.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
В соответствии с п. 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № управление и распоряжение указанным имуществом осуществляет Правительство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации делегировало Росимуществу от имени Российской Федерации осуществлять в установленном порядке функции по управлению и распоряжению имуществом.
В соответствии с п.5.2 раздела 2 Положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества.
Согласно п. 4 раздела 1 вышеуказанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении типового положения о территориальном органе федерального агентства по управлению государственным имуществом» территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - территориальный орган) осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закреплённого в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, имеет право организовывать и проводить в установленном порядке проверки эффективного использования и обеспечения сохранности федерального имущества, закреплённого за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, а также имущества, составляющего казну Российской Федерации; имеет право принимать в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере управления и распоряжения федеральным имуществом.
Таким образом, обязанность по контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью расположенного на территории Республики Дагестан федерального имущества возложена на ТУ Росимущества в <адрес>.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998№-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (п. 1 ст. 4 названного закона).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок), к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с п. 13 Порядка в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Согласно п. 2 Порядка убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.
В силу п. 8 Порядка федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Данные требования также закреплены в Порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утверждённом Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно п. 2 раздела II которого содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Согласно п. 3.2.1 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утверждённых Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее - Правила), при эксплуатации ЗС ГО в мирное время должны быть обеспечены сохранность защитных свойств как сооружений в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметичных и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом её в течение 2 суток, при наличии проектного обоснования и согласования допускается устройство временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учётом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приёму укрываемых.
Пунктом 3.2.3 Правил установлено, что пути движения, входы в ЗС ГО и аварийные выходы должны быть свободными, не допускается загромождение.
Требования указанных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны (п. 1.2 Правил).
Статус защитного сооружения гражданской обороны, как объекта гражданской обороны, определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
В соответствии с п. 2.1 Правил учёт ЗС ГО ведётся в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учёта ЗС ГО.
В ходе проверки защитного сооружения гражданской обороны, расположенного на территории <адрес>, выявлены многочисленные нарушения.
Согласно информации врио начальника отдела НД и ПР № по <адрес> и <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по РД Муртузалиева М.З. от ДД.ММ.ГГГГ указанное ЗС ГО находится в крайне неудовлетворительном и запущенном состоянии, не соответствуют предъявляемым требованиям, к приёму укрываемых граждан не готов, не запланированы мероприятия по подготовке защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны, текущему и капитальному ремонту защитных сооружений гражданской обороны; отсутствует паспорт защитного сооружения гражданской обороны, в котором указаны: основные технические характеристики, перечень оборудования систем жизнеобеспечения, копии поэтажных планов и экспликаций помещений; не соблюдаются противопожарные требования при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны; не проводятся мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, систем водоснабжения, систем канализации, энергетических устройств; отсутствует инженерно-техническое оборудование в связи с чем не соответствует положениям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Положению об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, защитное сооружение гражданской обороны, расположенное в подвальном помещении Дворца культуры <адрес>, не готово к использованию по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; защитные свойства указанного сооружения нарушены.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.
Учитывая то, что указанное противорадиационное укрытие находится в федеральной собственности, обязанность по контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью расположенного на территории Республики Дагестан федерального имущества возложена на ТУ Росимущества в <адрес>.
Поскольку до настоящего времени названное защитное сооружен! гражданской обороны - противорадиационное укрытие своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратило, ответчик обязан привести их надлежащее состояние.
Указанные нарушения требований законодательства в сфере эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны могут повлечь негативные последствия при обеспечении неопределенного круга лиц возможностью укрытия в военное врем или в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, что создаёт предпосылка для возникновения реальной угрозы их жизни и здоровью, в связи, с чем требую принятия мер прокурорского реагирования в целях их устранения.
С учетом изложенного, просит суд обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> учесть в реестре федерального имущества и зарегистрировать право собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие с инвентарным номером №, общей площадью 750 кв.м., вместимостью - 370 человек, введенное в эксплуатацию в 1979г., находящееся в подвальном помещении здания Дворца культуры <адрес> и расположенное по адресу: <адрес>; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> привести указанное защитное сооружение гражданской обороны в состояние постоянной готовности к использованию по назначению в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и устранить нарушения, указанные в справке врио начальника отдела НД и ПР № по <адрес> и <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по РД Муртузалиева М.З. от ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с заявленными исковыми требованиями заместителя прокурора <адрес>, ответчик ТУ Росимущества в РД в лице руководителя направило письменные возражения, в обоснование которых указало следующее.
Согласно Перечню защитных сооружений гражданской обороны, введенных в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ, необходимых для осуществления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в сфере защиты населения, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, согласованного с начальником Главного управления МЧС России по Республике Дагестан Н.М, Казимагомедовым, утвержденным руководителем ТУ Росимущества в Республике Дагестан У.И. Абакаровым, главой Республики Дагестан С.А. Меликовым, объект гражданской обороны, являющийся предметом рассмотрения данного гражданского дела, передан городскому округу «<адрес>».
Согласно ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон № 28-ФЗ) создание и поддержание ЗС ГО в состоянии постоянной готовности к использованию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Указанные полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны также определены пунктом 45 части 2 статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьями 14 (пункт 8 часть 1), 15 (пункт 21 часть 1), 16 (пункт 28 часть 1) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 2, 3 ст.11 Федерального закона № 28-ФЗ руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и руководители органов местного самоуправления. Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения. Росимущество в силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, осуществляет полномочия в области гражданской обороны только в отношении Агентства, его территориальных органов и подведомственных организаций.
Федеральный закон № 28-ФЗ определяет обязанность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по созданию и поддержанию ЗС ГО в состоянии постоянной готовности (статья 8). Следовательно, вопросы защиты и здоровья граждан, проживающих на территории административно-территориальных образований, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций являются расходными обязательствами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и не относятся к компетенции Росимущества и его территориальных органов.
Таким образом, именно на городской округ «<адрес>» в лице Администрации ГО «<адрес>» возложена обязанность по принятию необходимых мер по регистрации права собственности на защитное сооружение гражданской обороны, содержанию, эксплуатации и другим необходимым мерам для использования по назначению.На основании изложенного просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Саидова Х.М. поддержала заявленные исковые требования и просила удовлетворить их по изложенным в иске основаниям. При этом пояснила, что согласно перечню защитных сооружений гражданской обороны, введенных в эксплуатацию до 21.01.1992г., утвержденному, в том числе главой РД, спорное противорадиационное укрытие, расположенное по указанному адресу, наряду с другими сооружениями подлежит передаче в собственность субъектов РФ или муниципальных образований, однако процедура их передачи в собственность соответствующего субъекта РФ в установленном порядке, в настоящее время не завершена, указанные сооружения в чью-либо собственность не переданы, права на них не зарегистрированы, следовательно, требования прокуратуры предъявлены непосредственно к ТУ Росимущества в РД.
Ответчики ТУ Росимущества в РД, Администрация ГО «<адрес>», будучи надлежаще извещёнными о дате и времени судебного заседания, в суд своих представителей не направили, уважительных причин неявки суду не сообщили, об отложении или о рассмотрении дела в отсутствии представителей не просили.
Третье лицо ГУ МЧС Росси по РД, будучи надлежаще извещенным о дате и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направило, уважительных причин неявки суду не сообщило, об отложении или о рассмотрении дела без участия представителя не просило.
В связи с чем, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.
Огласив исковое заявление, а также письменные возражения ответчика, заслушав позицию помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992г. № "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (ст. 124).
К субъектам гражданского права, указанным в п. 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2).
Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (п. 1). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296) (п. 4). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (п. 5).
Статьей 7 ФЗ от 12.02.1998г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008г. № является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность, в том числе через территориальные органы.
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", пунктом 7 раздела II и пунктом 2 раздела III приложения N 1 к данному Постановлению установлено, что государственные запасы и мобилизационные резервы, а также объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности. Исключительный характер не предполагает отчуждение таких объектов из федеральной собственности.
В силу п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
В соответствии с п. 2 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007г. №, учет федерального имущества - это получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
Согласно п. 6 указанного Положения учет федерального имущества и ведение реестра осуществляют, в том числе территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, - в отношении, в том числе федерального имущества (включая земельные участки), принадлежащего правообладателям на вещном праве, по месту государственной регистрации (для юридических лиц) или по месту жительства (для физических лиц) в субъектах Российской Федерации, на территории которых осуществляют деятельность территориальные органы (за исключением случаев, когда учет имущества относится к компетенции иных территориальных органов). Учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера федерального имущества, структура и правила формирования которого устанавливаются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (п. 8 Положения).
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999г. № (далее - Порядок №).
Пунктом 2 Порядка № предусмотрено, что к объектам гражданской обороны относятся, в том числе, противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.
Организации в числе прочего обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (п. 10 Порядка №).
В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (п. 13 Порядка №).
Согласно п. 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007г. № (далее - Положение №) организации, наряду с иными субъектами, в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
В силу п. 10 Положения № указано, что одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемым в целях предоставления населению убежищ является строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
Согласно п. 1.2 требования Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002г. №, должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.
Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ).
В организациях, эксплуатирующих защитные объекты гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (п. 1.3).
В соответствии с п. 2.1 Правил № учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении N 5.
В силу п. 2.2 Правил № документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории городского округа «<адрес>» РД в подвальном помещении здания Дворца культуры <адрес> и расположенное по адресу: <адрес>, находится защитное сооружение гражданской обороны - убежище (противорадиационное укрытие), с инвентарным номером №, общей площадью 750 кв.м., вместимостью - 370 человек, введенное в эксплуатацию в 1979г., что подтверждается паспортом противорадиационного укрытия №.
Спорное защитное сооружение в реестре федерального имущества не числится, сведения об объекте гражданской обороны, расположенном по указанному адресу, в реестре федерального имущества отсутствуют, что не оспаривалось в отзыве по делу и представителем ответчика ТУ Росимущества в РД.
Исходя из приведенных нормативно-правовых актов, а также положений, регламентирующих порядок учета федерального имущества, установленных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007г. №, суд приходит к выводу, что в отношении защитных сооружений гражданской обороны, не числившихся ко времени рассмотрения дела в реестре федерального имущества, должен быть произведен учет.
Действующим законодательством прямо предусмотрено, что бремя содержания имущества несет его собственник (ст. 210 ГК РФ), из чего следует, что вопрос о целесообразности поддержания надлежащего состояния защитного сооружения гражданской обороны - ПРУ, расположенного в подвальном помещении здания Дворца культуры <адрес>, о его содержании и обслуживании либо списании может быть разрешен только собственником этого объекта, являющегося в силу закона федеральной собственностью.
Таким образом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице его территориального органа ТУ Росимущества в РД обязано обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны - ПРУ №, расположенного по адресу: <адрес>, как объекта федеральной собственности, поскольку данный объект относится к защитным сооружениям гражданской обороны и в силу закона являются федеральной собственностью.
Отсутствие государственной регистрации права может повлечь утрату объектов государственной собственности, а также препятствует осуществлению права собственности в отношении объектов недвижимого имущества, в том числе приводит к невозможности предъявлять требования к его содержанию уполномоченными государственными органами, что в свою очередь негативно сказывается на эффективности его использования для обеспечения безопасности граждан. Данная ситуация создает угрозу правам и законным интересам неопределенного круга лиц на защиту при возникновении опасности террористической угрозы, ведения военных действий.
Согласно подпунктам 1.3, 1.7 и 1.8 Правил №, организации, на учете которых находятся защитные сооружения, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил).
В ходе разбирательства по делу судом также установлено, что ЗС ГО, не соответствует обязательным требованиям Правил № и Положения №. Данные сведения отражены в справке врио начальника отдела НД и ПР № по <адрес> и <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по РД Муртузалиева М.З. от ДД.ММ.ГГГГ, которой установлены нарушения его технического состояния.
Согласно п. 3.2.1 Правил № при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования заместителя прокурора <адрес> о возложении на ТУ Росимущества обязанности учесть в реестре федерального имущества и зарегистрировать право собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие с инвентарным номером №, общей площадью 750 кв.м., вместимостью - 370 человек, введенное в эксплуатацию в 1979г., находящееся в подвальном помещении здания Дворца культуры <адрес> и расположенное по адресу: <адрес>, которое в силу закона являются федеральной собственностью и обеспечить его надлежащее содержание, подлежат удовлетворению. Ответчик обязан обеспечить учет указанного ПРУ, как объект федеральной собственности.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Довод руководителя ТУ Росимущества в РД о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку спорное защитное сооружение, являющееся предметом рассмотрения данного гражданского дела, передано городскому округу «<адрес>», основан на неверном толковании правовых норм.
Защитные сооружения гражданской обороны (ПРУ) являются самостоятельными объектами учета - объектами гражданской обороны, понятие которого дано в Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999г. №. Спорный объект в порядке, установленном ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, в том числе городского округа «<адрес>» не передавался.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства отнесения ЗСГО к федеральной собственности, необходимости приведения защитного сооружения в надлежащее состояние, данный довод подлежат отклонению с учетом положений ст.210 ГК РФ, возлагающей бремя содержания имущества на его собственника.
Каких-либо доказательств в подтверждение того факта, что защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие), расположенное по указанному адресу, не является федеральной собственностью, суду не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, на основании установленных обстоятельств и приведенных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление заместителя прокурора <адрес> РД Алибекова А.И., поданное в суд в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ТУ Росимущества в РД, Администрации городского округа «<адрес>», третьему лицу – Главному управлению МЧС России по РД об обязании ТУ Росимущества в РД учесть в реестре федерального имущества и зарегистрировать право собственности РФ на защитное сооружение гражданской обороны – противорадиационное укрытие с инвентарным номером №, общей площадью 750 кв.м., вместимостью - 370 человек, введенное в эксплуатацию в 1979г., находящееся в подвальном помещении здания Дворца культуры <адрес> и расположенное по адресу: <адрес>, обязании привести указанное защитное сооружение гражданской обороны в состояние постоянной готовности к использованию по назначению в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и устранить нарушения, указанные в справке врио начальника отдела НД и ПР № по <адрес> и <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по РД Муртузалиева М.З. от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> учесть в реестре федерального имущества и зарегистрировать право собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие с инвентарным номером №, общей площадью 750 кв.м., вместимостью - 370 человек, введенное в эксплуатацию в 1979г., находящееся в подвальном помещении здания Дворца культуры <адрес> и расположенное по адресу: <адрес>.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> привести указанное защитное сооружение гражданской обороны в состояние постоянной готовности к использованию по назначению в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и устранить нарушения, указанные в справке врио начальника отдела НД и ПР № по <адрес> и <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по РД Муртузалиева М.З. от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы в Избербашский городской суд.
Судья И.М. Исаев
мотивированное решение
составлено 04.09.2023