57RS0006-01-2023-000219-42 2-195/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2023 года пгт Залегощь
Залегощенский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,
при секретаре Бадритдиновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску акционерного общества «СОГАЗ» к Комаровой Н.Л. о признании договора страхования недействительным
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «СОГАЗ» (далее- АО «СОГАЗ») обратилось в суд с иском к Комаровой Н.Л. о признании договора страхования недействительным, в обоснование которого указал, что 25 марта 2020 г. между Комаровой Н.Л. и АО «СОГАЗ» заключен договор страхования по программе «Оптима» Финансовый резерв (версия 2.0) № FRVTB350-62500001297022, действующий до 25 марта 2027 г.
Страховыми рисками по указанному договору страхования являются основной риск «Смерть в результате несчастного случая или болезни», дополнительными рисками являются риски «Инвалидность I или II группы в результате несчастного случая или болезни», «Травма», «Госпитализация в результате несчастного случая или болезни». Выгодоприобретателем является застрахованное лицо, в случае смерти- его наследники.
Неотъемлемой частью Полиса являются Условия страхования по страховому продукту «Финансовый резерв» (версия 2.0).
Правила страхования и Приложение к договору страхования являются обязательными условиями заключенного договора страхования.
В соответствии с пунктом 2.2 Полиса страхователь подтвердила, что на момент заключения договора страхования не страдает рядом заболеваний, в том числе и <данные изъяты>.
Также истец указал, что 07 февраля 2023 г. из Банка ВТБ (ПАО) поступило заявление о наступлении события, имеющего признаки страхового события, по факту госпитализации в результате заболевания «<данные изъяты>» застрахованной Комаровой Н.Л. в период с 26 сентября 2022 г. по 03 ноября 2022 г.
Истцом на основании выписок Территориального Фонда обязательного медицинского страхования установлено, что Комаровой Н.Л. задолго до заключения договора страхования диагностирован <данные изъяты>.
В связи с чем полагает, что между двумя заболеваниями существует многофакторная связь, <данные изъяты> вызвана комплексом поражений, возникших вследствие имеющегося длительное время (с 2014 г.) <данные изъяты>.
В силу того, что при заключении договора страхования Комарова Н.Л. сообщила страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятного наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления, АО «СОГАЗ» считает договор страхования недействительной сделкой, заключенной под влиянием обмана.
На основании изложенного АО «СОГАЗ» просит суд признать недействительным договор страхования № FRVTB350-62500001297022 от 25 марта 2020 г., взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Представитель истца АО «СОГАЗ» Ноздрачева В.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик Комарова Н.Л. о времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Суд, с учетом мнения представителя истца, не возражавшей против рассмотрения дела в отсутствие ответчика, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, считает исковые требования АО «СОГАЗ» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Статьей 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, добровольно принимают на себя права и обязанности, определенные договором, либо отказываются от его заключения.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 944 ГК РФ при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.
Если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 названной статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 ГК РФ (пункт 3 статьи 944 ГК РФ).
Обстоятельства, оговоренные в стандартном заявлении на страхование, разработанном страховщиком, признаются существенными для целей применения статьи 944 ГК РФ в случае, когда договор страхования заключен путем составления одного документа (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28 ноября 2003 г. № 75 Обзор практики рассмотрения споров, связанных с исполнением договоров страхования).
Разработанный страховщиком стандартный бланк заявления на страхование применительно к правилам статьи 944 ГК РФ имеет такое же значение, как и письменный запрос.
В соответствии с пунктом 2 статьи 179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего. Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота. Сделка, совершенная под влиянием обмана потерпевшего третьим лицом, может быть признана недействительной по иску потерпевшего при условии, что другая сторона либо лицо, к которому обращена односторонняя сделка, знали или должны были знать об обмане.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее- ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из анализа указанных выше норм права следует, что предметом доказывания по заявленным требованиям о признании договора страхования недействительным является факт предоставления страхователем (застрахованным лицом) при заключении договора заведомо ложных сведений, влияющих на оценку страховщиком страхового риска и возможных убытков, а следовательно, на определение суммы страховой премии.
Как следует из правовой позицией, изложенной в абзаце 2 пункта 99 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», обманом считается не только сообщение информации, не соответствующей действительности, но также и намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота (пункт 2 статьи 179 Гражданского кодекса РФ).
Сообщение заведомо недостоверных сведений о состоянии здоровья застрахованного при заключении договора добровольного личного страхования является основанием для отказа в выплате страхового возмещения, а также для признания такого договора недействительным (пункт 10 Обзора практики рассмотрения судами споров, возникающих из отношений по добровольному личному страхованию, связанному с предоставлением потребительского кредита, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 5 июня 2019 г.).
Из материалов дела следует, что 25 марта 2020 г. между страховщиком АО «СОГАЗ» и страхователем Комаровой Н.Л. через посредника Банк ВТБ (ПАО) заключен договор страхования по программе «Финансовый резерв. Оптима» № полиса FRVTB350-62500001297022.
Срок действия договора страхования: вступает в силу в момент уплаты страховой премии и действует по 24 часа 00 минут 25 марта 2027 г.
Выгодоприобретателем по договору страхования является застрахованное лицо, а в случае смерти застрахованного лица- его наследники.
Страховыми рисками по договору страхования являются «Смерть в результате несчастного случая или болезни» (основной риск), «Инвалидность, в результате несчастного случая или болезни», «Травма», «Госпитализация в результате несчастного случая или болезни» (дополнительные риски).
Согласно договору страхования Правила общего добровольного страхования от несчастных случаев и болезней в редакции 01 августа 2019 г., Условия страхования по страховому продукту «Финансовый резерв» (версия 2.0), размещенные на сайте страховщика являются неотъемлемой частью договора.
На основании пункта 2.1 договора страхования (полиса) страхователь (застрахованное лицо) выражает свое безоговорочное согласие заключить договор на предложенных страховщиком условиях страхования, изложенных в настоящем полисе, подтверждает принятие настоящего полиса, подтверждает, что ознакомлен с Правилами (Приложение № 1 к настоящему полису), и Условиями страхования (Приложение № 2 к настоящему полису), получил их и обязуюсь выполнять, получил и ознакомлен с Памяткой по полису «Финансовый резерв» (версия 2.0), являющейся неотъемлемой частью настоящего полиса.
В соответствии с пунктом 2.2 договора страхования страхователь Комарова Н.Л. подтвердила, в том числе, что она не страдает <данные изъяты>.
Понимает и согласна с тем, что если после заключения настоящего полиса по программе страхования будет установлено, что страховщику сообщены заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в настоящем пункте, страховщик вправе потребовать признания договора страхования (полиса) недействительным и применить последствия, предусмотренные ст. 179 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Условий страхования по страховому продукту «Финансовый резерв» (версия 2.0) по программе «Оптима» не принимаются на страхование следующие категории лиц, в том числе, страдающие <данные изъяты>.
Из ответа АО «СОГАЗ» следует, что страховая премия в размере 153018 рублей уплачена Комаровой Н.Л. единовременным взносом через Банк ВТБ (ПАО) 01 апреля 2020 г., следовательно, договор страхования вступил в силу.
Также судом установлено, что 07 февраля 2023 г. через Банк ВТБ (ПАО) в адрес АО «СОГАЗ» поступило заявление Комаровой Н.Л. о наступлении события, имеющего признаки страхового случая (травмы), наступившей 26 июня 2022 г., последующих госпитализаций ответчика в <данные изъяты>, с приложением выписок из медицинской карты стационарного больного.
Так, согласно представленным выпискам из медицинской карты стационарного больного Комарова Н.Л. проходила лечение в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ с основным диагнозом «<данные изъяты>», сопутствующим диагнозом «<данные изъяты>»; ДД.ММ.ГГГГ ей проведено оперативное лечение «<данные изъяты>».
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Комарова Н.Л. также проходила лечение в отделении травматологии с основным диагнозом «<данные изъяты>», сопутствующим диагнозом «<данные изъяты>».
Из указанной выписки следует, что обоснование длительности пребывания больного в стационаре связано с характером и локализацией заболевания, торпидным течением раневого процесса на фоне диабетической микро/макроангиопатии, диабетической нейропатии.
При этом, из материалов дела также усматривается, что Комарова Н.Л. начиная с ноября 2014 г., то есть задолго до заключения договора страхования, неоднократно обращалась за медицинской помощью в поликлинику <данные изъяты> в связи с имеющимся у нее заболеванием «<данные изъяты>», что подтверждается информацией, предоставленной истцу Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Орловской области от 02 мая 20203 г.
Следовательно, имеющееся у ответчика заболевание «<данные изъяты>» находится в причинной связи с заболеванием «<данные изъяты>», по поводу которого ответчик проходила стационарное лечение, было получено ответчиком до заключения спорного договора добровольного страхования. При заключении договора страхования Комарова Н.Л. сообщила страховщику АО «СОГАЗ» заведомо ложные сведения об отсутствии у нее данного заболевания, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового события и последствий от его наступления, в связи с чем, на основании статьи 179 ГК РФ, исковые требования АО «СОГАЗ» подлежат удовлетворению.
Суд считает необходимым признать договор страхования № FRVTB350-62500001297022 от 25 марта 2020 г., заключенный между страховщиком АО «СОГАЗ» и страхователем Комаровой Н.Л. недействительным.
Статьей 88 ГПК РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Поскольку решение суда состоялось в пользу истца, с ответчика Комаровой Н.Л., на основании ст. 98 ГПК РФ, подлежат взысканию понесенные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования АО «СОГАЗ» к Комаровой Н.Л. о признании договора страхования недействительным удовлетворить.
Признать недействительным договор страхования № FRVTB350-62500001297022 от 25 марта 2020 г., заключенный между АО «СОГАЗ» и Комаровой Н.Л..
Взыскать с Комаровой Н.Л. в пользу АО «СОГАЗ» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 19 сентября 2023 г.
Председательствующий Т.Н. Горбачева