Дело 2-228/2023
УИД 16RS0022-01-2023-000149-41
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2023 года село Муслюмово
Муслюмовский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи М.В. Вильданова,
при секретаре Гильфановой Р.Ф.,
с участием помощника прокурора Муслюмовского района Республики Татарстан И.Р. Бахтиева,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Муслюмовского района Республики Татарстан в защиту прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия руководителя Исполнительного комитета Кряш-Шуранского сельского поселения Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан и обязать устранить нарушения земельного законодательства путем постановки на кадастровый учет земельного участка под кладбищем,
установил:
Прокурор Муслюмовского района Республики Татарстан обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указывая, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о землепользовании, о погребении и похоронном деле, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства, в ходе которой выявлены существенные нарушения действующего законодательства. В ходе проверки установлено, что на территории Кряш-Шуранского сельского поселения имеется земельный участок под кладбище, который не поставлен на кадастровый учет.
Так, в ДД.ММ.ГГГГ году прокуратурой района проводилась проверка в деятельности Кряш-Шуранского сельского поселения Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан в сфере погребения и похоронного дела, по результатам которой установлено, что администрацией Кряш-Шуранского сельского поселения не обеспечен государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на земельные участки, отведенные для размещения вышеуказанных мест захоронения. По фактам выявленных нарушений в адрес руководителя Кряш-Шуранского сельского поселения Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное нарушение не устранено.
В судебном заседании представитель Прокуратуры Муслюмовского района Республики Татарстан - помощник прокурора И.Р. Бахтиев просил по основаниям, изложенным в заявлении, признать бездействие руководителя Исполнительного комитета Кряш-Шуранского сельского поселения Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в не принятии мер к устранению нарушения земельного законодательства путем постановки на кадастровый учет земельного участка под кладбищем незаконным, обязать его в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости:
-земельного участка под кладбищем, расположенного на расстоянии <адрес>.
Руководитель Исполнительного комитета Кряш-Шуранского сельского поселения Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, причин неявки не сообщил.
Исследовав другие материалы дела, суд считает, что требование прокурора основано на законе и подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу пункта 1 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ, одним из принципов земельного законодательства является учет земли, как основы жизни и деятельности человека; регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
В статье 99 Земельного кодекса РФ установлено, что к землям историко- культурного назначения относятся земли военных и гражданских захоронений, земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускается.
Частью 13 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, объектами размещения отходов погребения и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
Таким образом, погребение умерших осуществляется на специально отведенных для этих целей земельных участках. Наличие (отведение) земельного участка является обязательным условием гарантии реализации волеизъявления умершего о погребении.
Осуществление кадастрового учета и проведение в связи с этим кадастровых работ влечет за собой не только установление границ земельного участка, но и внесение сведений в федеральный государственный информационный ресурс о земельном участке, позволяющие определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи и подтвердить существование такого участка.
При этом учтенный по данным кадастрового учета земельный участок объективно позволит органу местного самоуправления, на который возложена в силу закона обязанность по осуществлению похоронного дела, своевременно рассчитать резерв свободной земли, используемой под захоронения, и заблаговременно решать вопросы о закрытии кладбища в связи с отсутствием такого резерва земли и открытием нового кладбища, что является непосредственной реализацией прав неопределенного круга лиц на гарантированное захоронение.
Отсутствие границ мест погребения не обеспечивает права и интересы как смежных землепользователей, так и установленные федеральным законодательством гарантии погребения умерших, так как фактически невозможно обеспечить использование земельного участка по целевому назначению, а также в связи с тем, что захоронение на не сформированном земельном участке не позволяет идентифицировать его, как объект с особым режимом использования.
Вместе с тем, земельный участок под кладбищем, расположенный на <адрес> не поставлен на государственный кадастровый учет, а также права собственности на земельный участок не зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении земельного участка не произведено межевание, что является недопустимым при использовании муниципального имущества.
Следовательно, отсутствие в государственном кадастре недвижимости описания границ земельных участков, занятых кладбищами, с одной стороны, создает опасность для жизни, здоровья граждан, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно- эпидемиологического режима, определить обязательную защитную зону в соответствии с действующими СанПиНами и, с другой стороны, может привести к нарушению порядка использования земель соответствующего назначения (места захоронений относятся к землям историко-культурного назначения - ст.99 Земельного кодекса РФ). Отсутствие необходимых землеустроительных документов может привести к нарушению границ смежных с указанными участками земель и, как следствие, захоронение тел на земельных участках с нарушением назначения земли, а также с нарушением требований земельного, градостроительного, санитарно- эпидемиологического законодательства. Места захоронения относятся к опасным объектам и требуют соблюдения целого ряда обязательных норм, в том числе выдерживание необходимого расстояния от жилых секторов населенных пунктов, а также расчет оказываемых нагрузок на окружающую среду и иные требования.
Как следует из материалов дела, на территории Кряш-Шуранского сельского поселения Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан расположено 1 кладбище, на <адрес>.
В 2022 году прокуратурой района проводилась проверка в деятельности Кряш-Шуранского сельского поселения Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан в сфере погребения и похоронного дела, по результатам которой установлено, что администрацией Кряш-Шуранского сельского поселения не обеспечен государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на земельные участки, отведенные для размещения вышеуказанных мест захоронения.
По фактам выявленных нарушений в адрес руководителя Кряш-Шуранского сельского поселения Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное нарушение не устранено.
Оценивая все обстоятельства дела в их совокупности, суд считает, требования прокурора Муслюмовского района Республики Татарстан обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 12, 14, 56, 194 - 199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Требования прокурора Муслюмовского района Республики Татарстан удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Исполнительного комитета Кряш- Шуранского сельского поселения Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан по постановке на кадастровый учет земельного участка под кладбищем, расположенного на расстоянии <адрес>.
Обязать Кряш-Шуранское сельское поселение Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения земельного законодательства путем постановки на кадастровый учет земельного участка под кладбищем, расположенного на расстоянии <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Муслюмовский районный суд Республики Татарстан.
Судья М.З. Вильданов