Дело № 2-191/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2015 года с. Ольховка
Ольховский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Клименко С.В., при секретаре Саловой В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кретовой Е.А. к администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области, администрации Гусевского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области, Кретову М.М., Никоновой А.М. о признании права собственности жилой дом и приусадебный земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась в суд по следующим основаниям: по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ее муж ФИО1 приобрел в собственность жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ мужу постановлением главы администрации Гусевского сельсовета был предоставлен в собственность земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1300 кв.метров в <адрес>. Постановлением администрации Гусевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ жилому дому и земельному участку присвоен адрес: <адрес>. Ее муж умер ДД.ММ.ГГГГ года. После его смерти истица, как наследник по закону, вступила в права наследования на часть имущества мужа в виде денежного вклада в Сбербанке. На дом и земельный участок она не смогла оформить наследство, так как в правоустанавливающих документах на дом и земельный участок имелись недостатки в виде отсутствия полного адреса. Истица просит суд признать за не право собственности на 1/2 долю жилого дома, так как дом приобретался в браке и являлся их с мужем совместной собственностью, а также на долю мужа в доме и приусадебный земельный участок как наследственное имущество мужа, открывшегося после его смерти.
В судебном заседании истица и её представитель поддержали требования, уточнив их следующим образом: так как в окончательном виде и дом и земельный участок должны перейти в собственность истицы, она просит признать за нею право собственности на весь дом и приусадебный земельный участок.
Ответчики в судебное заседание представили заявление о согласии с иском и рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав сторону, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно договора купли-продажи жилого дома приусадебного типа с надворными постройками от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получил в собственность жилой дом с надворными постройками, находящийся в <адрес>. Договор составлен на типовом бланке, напечатанном на машинке, куда рукописным текстом внесены сведения о продавце и приобретателе дома. Продавец дома указан как совхоз «Гусевский» в лице ФИО2. Подпись продавца удостоверена печатью совхоза «Гусевский». В договоре предмет сделки указан как жилой дом. В тексте договора не указан полностью адрес объекта недвижимости, номер дома не указан, не указано место жительства покупателя. Эти недостатки препятствуют принятию данного договора учреждением юстиции для регистрации перехода права собственности на недвижимость, так как согласно ст. 18 ФЗ-122 от ДД.ММ.ГГГГ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение прав на недвижимость и представляемые на государственную регистрацию должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для регистрации прав, в частности: документы должны содержать описание недвижимого имущества, тексты должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращений, Ф.И.О. физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.
Согласно ст. 218 ч.2 ГК право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно показаниям истицы данное жилое помещение им было выделено с мужем для проживания как работнику совхоза «Гусевский». Директором совхоза ФИО2 В 1992 году они с мужем проживали в данном доме и муж выкупил жилой дом. Договор заключался с директором ФИО2, оформлением договора занимался администрация совхоза. На момент приобретения жилого помещения нумерация домов в <адрес> не была произведена.
Согласно постановлению администрации Гусевского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении инвентаризации и присвоении адреса домовладениям с земельными участками на территории Гусевского сельсовета» домовладению ФИО1 присвоен адрес <адрес>.
Согласно технического и кадастрового паспорта указанный в заявлении объект недвижимости расположен по адресу: <адрес>, и представляет собой жилой дом и при нем имеются хозяйственные постройки в виде пяти сараев, гаража, погреба, сенника, бани, летней кухни и навеса.
Таким образом, суд считает, что предмет сделки определен как жилой дом с надворными постройками, расположенный по <адрес> в <адрес>.
Имеющиеся в договоре сокращения и ошибки не влияют на существо договора и не препятствуют суду в правильном его истолковании, касающегося определения сторон по договору.
Согласно ст. 551 ч. 1 ГК РФ переход права собственности на недвижимость подлежит государственной регистрации, а согласно ст. 558 ГК РФ сам договор подлежит государственной регистрации. Согласно ст. 223 ч. 2 ГК РФ право собственности на недвижимость возникает с момента такой регистрации. Согласно ст. 131 ч. 1 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Положения данной статьи и положения Закона РФ № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не ограничивает каким-либо сроком обращение стороны по сделке для регистрации. Статья 6 ФЗ-122 признает юридически действительной государственную регистрацию прав, осуществляемую до принятия данного Закона.
Договор был зарегистрирован в Гусевском сельсовете, о чем свидетельствует отметка на договоре, что соответствовало требованиям ст. 239 ГК РСФСР в редакции 1964 года, действовавшего на момент заключения сделки и право собственности возникло с момента такой регистрации. Таким образом, требования о регистрации договора соблюдены.
На момент заключения договора ФИО1 состоял в зарегистрированном браке с Кретовой Е.А., что подтверждается свидетельством о браке от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно ст. 256 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Согласно ст. 39 Семейного Кодекса РФ доли супругов в совместном имуществе являются равными.
Таким образом, указанный выше жилой дом с надворными постройками являлся совместной собственностью супругов Кретовых, и каждому из них принадлежало право собственности на 1/2 долю в этой недвижимости.
Кроме того, на основании постановления администрации Гусевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 являлся собственником приусадебного земельного участка площадью 1300 кв. метров по <адрес> в <адрес>.
Согласно свидетельства о смерти ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно ст. 21 ч. 2 абзац 2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст.1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина и местом открытия наследства согласно ст.1115 ГК РФ является его последнее место жительства. Согласно ст.1112 ч.1 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. И в силу требований ст. 1112 ГК РФ это имущество подлежит включению в состав наследственного имущества.
Умершему ФИО1 на момент открытия наследства принадлежали на праве собственности 1/2 доля в жилом доме с надворными постройками по <адрес> в <адрес> и приусадебный земельный участок площадью 1300 кв. метров по этому же адресу, которые и подлежали включению в состав наследственного имущества.
Согласно ст. 1142 ч. 1 ГК РФ истица, как жена умершего, является наследником по закону первой очереди. Ответчики Кретов М.М. и Никонова А.М. являются родными детьми умершего ФИО1 и истицы Кретовой Е.А.
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.( ч.1)
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. (ч.2)
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.(ч.4)
Согласно ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. (ч.1)
Согласно свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ Кретова Е.А. приняла часть наследства после умершего мужа ФИО1 в виде его денежных вкладов в Сбербанке.
Таким образом, Кретова Е.А., являясь собственницей 1/2 доли в жилом доме по <адрес> в <адрес>, приняла в установленном законом порядке наследство после смерти мужа, в том числе и его долю в доме с земельным участком, и в настоящее время владеет на праве собственника указанным выше жилым домом и приусадебным земельным участком.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за Кретовой Е.А. право собственности на жилой дом с надворными постройками и приусадебный земельный участок площадью 1300 кв.метров, расположенные по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке течение одного месяца в Волгоградский облсуд с подачей жалобы через Ольховский районный суд.
Решение изготовлено в совещательной комнате.
Судья: