Дело № 2-303/2024
УИД 61RS0033-01-2023-000020-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 января 2024 года гор. Зерноград
Зерноградский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Тулаевой О.В., при секретаре Крат А.О.,
с участием помощника прокурора Зерноградского района Ростовской области Тужаковой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации Зерноградского городского поселения Зерноградского района Ростовской области, третьим лицам Министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области, МУП Зерноградского городского поселения «Зерноградское ПП ЖКХ», Государственное унитарное предприятие Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» об устранении нарушений законов в сфере охраны и использования водных объектов
УСТАНОВИЛ:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование требований следующее.
Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законов в сфере водоотведения на территории региона выявлен факт ненадлежащего исполнения Администрацией Зерноградского городского поселения Зерноградского района Ростовской области полномочий в указанной сфере, создающей предпосылки загрязнения, истощения, деградации экологических систем, компонентов окружающей среды на территории муниципального района, нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Администрации Зерноградского городского поселения от 01.12.2022 № 810 на территории Зерноградского городского поселения Зерноградского района Ростовской области и прилегающих населенных пунктов услуги по водоотведению осуществляет МУП Зерноградского городского поселения «Зерноградское ПП ЖКХ» посредством эксплуатации принадлежащих администрации Зерноградского городского поселения на праве собственности централизованных линейных объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры (системы канализационных сетей), включающих 5 насосных станций перекачки сточных вод, 41,089 км канализационных сетей и очистных сооружений канализации (далее – ОСК), расположенных по адресу: <адрес>, в 3,0 км на северо-запад от западной его окраины.
До 15.12.2022 гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Зерноградского городского поселения <адрес> и прилегающих населенных пунктов являлось ГУП РО «УРСВ» (производственный участок «Зерноградский»), с ДД.ММ.ГГГГ система канализационных сетей и ОСК <адрес> находятся в введении МУП Зерноградского городского поселения «Зерноградское ПП ЖКХ».
Сброс сточных вод городского поселения после очистных сооружений с последующей доочисткой на биопрудах общим объемом 600 тыс. куб. м. осуществляется в поверхностный водный объект – б. Малый Хомутец и далее по балке в <адрес> на 100 км от устья. Проектная мощность ОСК – 3,2 тыс. куб. м./сутки. Сооружения очистки сточных вод городского поселения построены и введены в эксплуатацию в 1972 г.
По итогам надзорного мероприятия, инвентаризации комплексов очистных сооружений сточных вод министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, оценки Донским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов сведений, предоставляемых водопользователями Ростовской области, установлено неудовлетворительное состояние очистных сооружений канализации Зерноградского городского поселения вследствие износа технологического оборудования, превышение предельного допустимых концентраций загрязняющих веществ в составе сбрасываемых в водный объект – б. Малый Хомутец сточных вод с централизованной системы водоотведения и ОСК Зерноградского городского поселения Зерноградского района Ростовской области.
Сбрасываемые в поверхностный водный объект сточные воды имеют превышение по ряду химических соединений и отдельным веществам в их составе. Во 2-м квартале 2022г. зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод, сбрасываемых в ОСК <адрес>: сульфаты в 3,51 раза, нефтепродукты в 1,28 раза, в 3 квартале 2022г. зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод, сбрасываемых в ОСК <адрес>: сульфаты в 2,72 раза, создающие предпосылки загрязнения экологической системы, негативного воздействия на отдельные компоненты окружающей среды, их деградации.
Аналогичный факт сброса в поверхностный водный объект – б. Малый Хомутец сточных вод с превышением в их составе предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в результате эксплуатации ОСК <адрес> ране установлен Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес> по итогам мероприятий федерального государственного экологического контроля (надзора) в 2021 году.
Очистные сооружения канализации <адрес> находятся в ненадлежащем состоянии. Информация о качестве сбрасываемых в водный объект сточных вод по итогам эксплуатации указанных объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры <адрес> за 4 квартал 2022 года, 1-3 кварталы 2023 года в адрес Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов не поступала.
Полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения администрацией городского поселения надлежащим образом не реализованы. Меры по организации водоотведения на территории муниципального образования в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, исключающего загрязнение поверхностного водного объекта – б. Малый Хомутец, приведению качества сточных вод, сбрасываемых с централизованных систем водоотведения и ОСК в указанный водный объект, в соответствие с установленными нормативами не предприняты.
В целях устранения указанных нарушений законов, причин и условий, им способствующих истцом ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Зерноградского городского поселения Зерноградского района внесено представление, которое рассмотрено, но исчерпывающий перечень мер в целях устранения нарушений законов в экологической сфере не предпринят, в связи с этим прокурор просит суд: обязать Администрацию Зерноградского городского поселения <адрес> организовать на территории городского поселения водоотведение в соответствии с требованиями законодательства в сфере окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, исключающее сброс сточных вод в поверхностный водный объект – балку Малый Хомутец с превышением установленных нормативов загрязняющих веществ в их составе.
Ответчик представитель администрации Зерноградского городского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причин своей неявки суду не представил.
Представители третьих лиц Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, МУП Зерноградского городского поселения «Зерноградское ПП ЖКХ», Государственного унитарного предприятия <адрес> «Управление развития систем водоснабжения» (ГУП РО «УРСВ») в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, в заявлении от 27.12.2023 ГУП РО «УРСВ» указывает, что не является гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Зерноградского городского поселения и просит суд рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
В отношении не явившихся лиц дело рассмотрено в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании помощник прокурора Зерноградского района Ростовской области Тужакова И.А., основываясь на доводы, изложенные в иске, просила суд удовлетворить заявленные требования.
Выслушав помощника прокурора Зерноградского района Тужакову И.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст.ст. 36, 41, 42 Конституции РФ такими правами в числе прочего является право каждого на благоприятную окружающую среду, право на свободное владение, пользование и распоряжение природными ресурсами.
Преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Статья 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
Согласно ст.ст. 1, 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. К компонентам природной среды относятся, в частности, поверхностные и подземные воды.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
В силу ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении указанной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
На основании ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качестве окружающей среды. Одним из основных принципов водного законодательства является значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, а также в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей (п.п.1,10 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации). Согласно ч. 3.1 ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в водные объекты организациями, осуществляющими водоотведение, устанавливаются в соответствии с водным законодательством, законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Ч. 1 ст. 43.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что при эксплуатации системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения в числе прочего относится организация в границах поселения водоотведения.
На основании ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно ч.ч. 1-4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с п. п. 1, 3 ч.6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
Согласно п. 4.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоотведения на территориях городских поселений относится принятие мер по организации водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу п.2 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В судебном заседании установлено следующее.
Постановлением администрации Зерноградского городского поселения от 01.12.2022 № 810 на территории Зерноградского городского поселения Зерноградского района Ростовской области и прилегающих населенных пунктов услуги по водоотведению осуществляет муниципальное унитарное предприятие Зерноградского городского поселения «Зерноградское производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства» посредством эксплуатации принадлежащих администрации Зерноградского городского поселения на праве собственности централизованных линейных объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры (системы канализационных сетей), включающих 5 насосных станций перекачки сточных вод 41,089 км канализационных сетей, и очистных сооружений канализации (ОСК), расположенных по адресу: <адрес>, в 3,0 км на северо-запад от западной его окраины (т.1 л.д.139).
На основании выводов акта технического обследования централизованной системы водоснабжения и водоотведения, систем коммунальной инфраструктуры Зерноградского городского поселения установлено, что темпы строительства канализационных сетей на порядок отстают от темпов жилищного строительства, поэтому показатель обеспеченности жилого фонда г.Зернограда канализацией составляет чуть менее 50%. Существующие канализационные сети не отвечают современным требованиям и нуждам населения, средний износ сетей канализации достигает 32%. Из-за недопустимого физического состояния канализационных коллекторов возникают аварийные ситуации, связанные с прорывом труб и утечкой нечистот в грунт. В результате этого существует постоянная угроза загрязнения хозяйственно-бытовыми стоками прилегающей территории. На территориях промышленных предприятий отсутствуют автономные (локальные) очистные сооружения, которые обеспечивали бы очистку производственных канализационных стоков и дождевых стоков данных промышленных объектов. Здания и сооружения, не имеющие доступа к канализационной сети, имеют выгребные ямы и септики, расположенные, как правило на приусадебных участках. Использование населением выгребных ям, которые, как правило, не оборудованы соответствующим образом, приводит к тому, что часть сточных вод, дренируя, попадает в почву, в результате чего повышается уровень грунтовых вод, ухудшается экологическая обстановка поселения, а также повышается риск возникновения и распространения заболеваний среди местного населения, вызываемых сбросами неочищенных хозяйственно-фекальных сточных вод (т.1 л.д. 17-95).
Из письма Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что федеральная программа по строительству и реконструкции очистных сооружений канализации на сегодняшний день не принята, финансирование из федерального бюджета отсутствует, контракты на разработку проектных документаций на строительство и реконструкцию очистных сооружений канализации не заключались (т. 1 л.д.10-16).
Согласно информации Отдела водных ресурсов по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ за № – в соответствии с планами водоохранных мероприятий, утвержденными отделом водных ресурсов по Ростовской области на 2022 год, водопользователями не запланирована установка приборов учета во 2 квартале 2022 года (т.1 л.д.96-100).
ДД.ММ.ГГГГ Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес Администрации Зерноградского городского поселения направлено представление об устранении нарушений федеральных законов (т.1 л.д.104-109).
Ответом Администрации Зерноградского городского поселения от 15.09.2023 сообщается, что в настоящее время предприятие МУП ЗГП «Зерноградское ПП ЖКХ» не располагает денежными средствами для выполнения проектно-сметной документации на проведение работ по реконструкции объекта и финансирования работ по реконструкции ввиду его высокой стоимости. МУП ЗГП «Зерноградское ПП ЖКХ» обратилось в Администрацию Зерноградского городского поселения с просьбой оказания содействия в проведении полного обследования ОСК, определения возможности его дальнейшей эксплуатации в имеющемся виде, а также в случае необходимости подготовки и выполнения проектно-сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию ОСК. Администрацией Зерноградского городского поселения будет подготовлено письмо главе Администрации Зерноградского района на финансирование указанных мероприятий (т.1 л.д.110-112).
До настоящего времени установленные нарушения не устранены
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В соответствии с ч.1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отправлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Таким образом, судом достоверно установлено, что Администрацией Зерноградского городского поселения Ростовской области в нарушение Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ « О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Водного кодекса РФ не предприняты меры по организации на территории муниципального образования водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере охраны и использования водных объектов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что нарушаю права жителей Зерноградского городского поселения на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд –
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31.01.2024