Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1564/2023 ~ М-1168/2023 от 25.07.2023

УИД

производство

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 ноября 2023 года город Орёл

Железнодорожный районный суд г. Орла в составе председательствующего судьи Перепелицы М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Квасовой Д.С.,

с участием помощника Ливенского межрайонного прокурора Орловской области Ерохиной М.Н., представившей удостоверение серия ТО , представителя ответчика некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» Широковой Ксении Владимировны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области Афониной Софьи Витальевны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по исковому заявлению Ливенского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области», Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области, администрации г. Ливны Орловской области об обязании к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Ливенский межрайонный прокурор Орловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» (далее – НО «РФКР»), Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области (далее – Департамент), администрации г. Ливны Орловской области об обязании к совершению действий.

В обоснование требований указано, что Ливенской межрайонной прокуратурой Орловской области по обращению Кравцова Р.Г. проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при организации работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного <адрес> в <адрес>, по результатам которой выявлены нарушения, выразившиеся в не включении указанного многоквартирного дома в краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2018-2020 годах, 2021-2023 годах. Помимо изложенного, проведенной проверкой установлено, что срок проведения комплексного капитального ремонта в указанном многоквартирном доме был запланирован на 2020-2022 годы, однако, в дальнейшем переносился на 2024-2026 годы, а затем на 2033-2035 годы. Истец указывает на то, что многоквартирный дом введен в эксплуатацию в 1973 году и с момента его возведения капитальный ремонт крыши не производился, в связи с чем нарушаются права жильцов указанного многоквартирного дома. С учетом изложенного, просил обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области принять меры по включению многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» на 2024-2026 годы; обязать НО «РФКР», обеспечить финансирование капитального ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, позволяющее включить егов краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» на 2024-2026 годы.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные исковые требования, в которых указал, что в соответствии с заключением Управления государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ Ж кровля многоквартирного <адрес> имеет сверхнормативный срок эксплуатации, находится в неудовлетворительном техническом состоянии, необходимо проведение капитального ремонта. В целях реализации возложенных полномочий администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ направлена заявка в Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области направлен ранжированный перечень многоквартирных домов, в которых необходимо проведение капитального ремонта крыш для их включения в краткосрочный план на 2024 год. В перечень многоквартирных домов, указанных в данной заявке, включен <адрес> в <адрес> под порядковым номером 7. В соответствии с данными, представленными Департаментом жилищно- коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области в межрайонную прокуратуру, во включении указанного дома в краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» отказано. Вместе с тем ранее срок проведения комплексного капитального ремонта, в том числе крыши многоквартирного <адрес> в <адрес> был запланирован на 2020 - 2022 годы в соответствии с Постановлением (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), затем перенесен на 2024 - 2026 годы (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), а в настоящее время перенесен на 2033 - 2035 годы, то есть кровля не ремонтировалась 50 лет, капитальный ремонт предполагается произвести через 60 лет после ввода дома в эксплуатацию. В краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2018 - 2020 годах, 2021 - 2023 годах указанный дом не включался. Сложившаяся ситуация нарушает законные права и интересы граждан на безопасные условия проживания, поскольку текущее состояние кровли многоквартирного дома не соответствует установленным требованиям и представляет опасность для граждан и их имущества, недостаток финансирования не исключает фактора необходимости проведения капитального ремонта крыши. В связи с изложенным, просил суд обязать администрацию г. Ливны включить многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, в заявку, содержащую ранжированный в порядке очередности перечень многоквартирных домов, в которых необходимо проведение капитального ремонта крыши, с приложением подтверждающих документов согласно Порядку утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ, для включения данного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области при условии включения администрацией г. Ливны многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в заявку, содержащую ранжированный в порядке очередности перечень многоквартирных домов, в которых необходимо проведение капитального ремонта крыши, с приложением подтверждающих документов согласно Порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ, принять меры по включению многоквартирного <адрес> в <адрес> в сводный перечень многоквартирных домов, в которых необходимо проведение досрочного капитального ремонта крыш в 2025 году, в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать НО «РФКР», при условии включения Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в сводный перечень многоквартирных домов, в которых необходимо проведение досрочного капитального ремонта крыш в 2025 году, включить указанный многоквартирный дом в предложение по формированию краткосрочного плана капитального ремонта на 2024-2026 годы.

Протокольным определением Железнодорожного районного суда г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ из числа третьих лиц исключена администрация г. Ливны и привлечена в качестве соответчика.

В судебном заседании помощник Ливенского межрайоного прокурора Орловской области Ерохина М.Н. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика НО «РФКР» Широкова К.В. исковые требования не признала, полагала их не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. Суду пояснила, что НО «РФКР» самостоятельно не решает вопросы включения многоквартирных домов, в том числе, спорного, в предложение по формированию краткосрочного плана капитального ремонта на 2024-2025 годы.

В судебное заседание представитель ответчика администрации г. Ливны, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, причины неявки не сообщил, ходатайств об отложении не заявлял. В представленном ранее суду письменном отзыве на исковое заявление пояснил, что полагает исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку в Перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в отношении которых органами местного самоуправления представлены заявки о необходимости проведения капитального ремонта крыш в 2024 году по городу Ливны было выключено 4 многоквартирных дома, соответственно, оставшиеся дома, в том числе многоквартирный дом по адресу: <адрес>, будут включены администрацией <адрес> в заявку, содержащую ранжированный в порядке очередности перечень многоквартирных домов, в которых необходимо проведение досрочного капитального ремонта крыш на 2025 год, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседание представитель ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области Афонина С.В. исковые требования истца не признала, просили в их удовлетворении отказать. В представленных ранее письменных возражениях указала, что исковые требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, согласно областной адресной программе капитального ремонта, утвержденной постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ запланирован к комплексному капитальному ремонту в период 2033-2035 годов. Указанный срок проведения капитального ремонта установлен исходя из ряда критериев, основными из которых являются год ввода в эксплуатацию и года последнего капитального ремонта в соответствии с Законом Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области». В установленный срок в Департамент поступила заявка от администрации <адрес> о необходимости проведения досрочного капитального ремонта крыш, содержащая ранжированный перечень из 24 многоквартирных домов. В соответствии с требованиями постановления в сводный перечень многоквартирных домов, в которых необходимо проведение досрочного капитального ремонта крыш в следующем году, включаются многоквартирные дома в пределах объема финансирования, рассчитанного дифференцированно по каждому муниципальному образованию Орловской области, исходя из сметной стоимости ремонта согласно представленной проектно-сметной документации. В пределах рассчитанного объема финансирования (около 31 млн. руб.), ввиду высокой сметной стоимости капитального ремонта крыш домов на территорий города Ливны, в сводный перечень многоквартирных домов, подлежащих досрочному ремонту крыш в 2024 году, возможно включение не более 4-х многоквартирных домов, заявленных администрацией города Ливны в первоочередном порядке. Учитывая ограниченный объем финансирования, <адрес> в <адрес>, заявленный администрацией города Ливны под порядковым номером следования , не может быть включен в сводный перечень многоквартирных домов, подлежащих досрочному ремонту крыш в 2024 году. Следует отметить, что потребность в проведении капитального ремонта крыш многоквартирных домов в соответствии с заявками органов местного самоуправления значительно превышает возможности их финансирования за счет средств регионального оператора в связи с необходимостью организации комплексного капитального ремонта согласно срокам, установленным региональной программой капитального ремонта, а также ремонта лифтового оборудования е истекшим сроком назначенной служба. В связи с чем, учитывая требования статьи 18 Закона Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области» включить в краткосрочный план на очередной год большее количество многоквартирных домов для проведения ремонта кровли не представилось возможным. Заявленные истцом требования не соответствуют положениям как федерального, так и регионального законодательства, и нарушают права жителей многоквартирных домов, проведение капитального ремонта в которых в краткосрочном плане со сроком реализации в 2024-2026 году, установленного в соответствии со сроками, предусмотренными программой капитального ремонта. Таким образом, факт наличия нарушения прав неопределенного круга лиц Департаментом, отсутствует.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора ООО «Жилсервис» Гончаров Ю.М., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, при вынесении решения полагался на усмотрение суда.

В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению заявления, в связи с чем, суд рассматривает исковое заявление в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации закреплено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. (п. «к» ч. 1 ст. 72)

Согласно подп. 61 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с п. 6.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Согласно п. 8.3 ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме

Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» ЖК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

Исходя из изложенного следует, что законом определены основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Субъекты Российской Федерации же наделены полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт и других.

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (ч.ч. 6 и 7 ст. ст. 168, 170, 172 ЖК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 12 Закона Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области» очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из следующих критериев: год проведения последнего капитального ремонта многоквартирного дома; год ввода многоквартирного дома в эксплуатацию.

Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области утвержден постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок).

Согласно п.10.1 Порядка, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора многоквартирные дома, срок и очередность проведения капитального ремонта которых не наступили в соответствии с региональной программой, включаются в краткосрочный план, формируемый на очередной период реализации региональной программы, при наличии одного из следующих обстоятельств: 1) наличие в многоквартирном доме лифтового оборудования, отработавшего назначенный срок службы и требующего проведения капитального ремонта в соответствии с заключением специализированной организации по оценке соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы; 2) необходимость проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома в соответствии с заявкой органа местного самоуправления.

В соответствии с п.10.4 Порядка для включения в краткосрочный план многоквартирных домов, указанных в пункте 10.1 настоящего Порядка, орган местного самоуправления ежегодно в срок до 1 апреля текущего года представляет уполномоченному органу следующие документы: 1) копию заключения специализированной организации по оценке соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, которое свидетельствует о наличии в многоквартирном доме лифтового оборудования, отработавшего назначенный срок службы и требующего проведения капитального ремонта, - при наличии обстоятельств, указанных в подпункте 1 пункта 10.1 настоящего Порядка; 2) заявку органа местного самоуправления, содержащую ранжированный в порядке очередности перечень многоквартирных домов, в которых необходимо проведение капитального ремонта крыши, с приложением подтверждающих документов - при наличии обстоятельств, указанных в подпункте 2 пункта 10.1 настоящего Порядка.

К подтверждающим документам, указанным в настоящем подпункте, относятся: заключение органа государственного жилищного надзора, указывающее на необходимость проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома; обращение управляющей организации, товарищества собственников жилья (при наличии) о невозможности устранения неисправностей крыши многоквартирного дома в рамках выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений; коллективное обращение жителей многоквартирного дома о неисправности крыши и наличии фактов попадания атмосферных осадков через кровлю в помещения этого дома; оригинал проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту крыши или переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую. Проектная документация представляется органом местного самоуправления с прилагаемым заключением о достоверности сметной стоимости выполняемых работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, а также (при необходимости) заключением государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом.

Согласно п.10.5 Порядка уполномоченный орган рассматривает документы, представленные органами местного самоуправления в соответствии с пунктом 10.4 настоящего Порядка, в течение 30 календарных дней со дня поступления таких документов. В случае выявления обстоятельств, указанных в пункте 10.1 настоящего Порядка, и при условии соответствия представленных документов требованиям пункта 10.4 настоящего Порядка такой многоквартирный дом подлежит включению в проект краткосрочного плана, формируемый уполномоченным органом.

Соответствующая заявка предоставляется органом местного самоуправления (в отношении досрочного ремонта крыш, или включения дома в соответствующий адресный перечень государственной программы Орловской области «Формирование современной городской среды на территории Орловской области», (пункты 31, 39 Порядка), либо соответствующая информация предоставляется региональным оператором (в отношении досрочной замены лифтового оборудования, п. 25 Порядка). При этом, установлены как сроки направления таких заявок (с 1 марта по 1 апреля), так и их комплектность в виде прилагаемого перечня документов.

Постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена областная адресная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» (далее - Постановление ). Срок реализации областной адресной программы определен 2014 - 2044 годы.

Целями региональной программы являются планирование и организация проведения капитального ремонта многоквартирных домов, планирование предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта за счет средств областного и местных бюджетов, а также реформирование жилищно-коммунального хозяйства Орловской области в целом.

Задачи региональной программы заключаются в создании благоприятных условий проживания граждан в многоквартирных домах, формировании эффективных механизмов контроля за техническим состоянием жилищного фонда, проведении активной агитационно-разъяснительной работы с населением, использовании эффективных технических решений и комплексности при проведении капитального ремонта, развитии общественного самоуправления и инициативы собственников жилья в рамках реформы жилищных правоотношений, снижении величины физического износа элементов зданий многоквартирных домов.

Согласно пункту 1355 Приложение 3 к областной адресной программе "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" срок планового проведения капитального ремонта спорного жилого дома установлен на 2033-2035.

В судебном заседании установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в областную адресную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» на 2033-2035 годы. В краткосрочный план реализации региональной программы на 2018-2020, 2021 - 2023 годы, указанный дом не включен.

Ранее проведение капитального ремонта указанного многоквартирного дома было запланировано на 2020-2022 годы (Постановление в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), в дальнейшем перенесен на 2024-2026 годы (Постановление , в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно заключению Управления государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области Ж от ДД.ММ.ГГГГ кровля <адрес> имеет сверхнормативный срок эксплуатации и находится в неудовлетворительном техническом состоянии, не соответствует требованиям п. 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно сведениям, предоставленным ООО «Жилсервис» осуществляющей управление вышеуказанным многоквартирным домом, управляющей компанией проводятся работы по текущему ремонту кровли многоквартирного <адрес> в <адрес>, однако, данный ремонт имеет краткосрочный результат, поскольку ввиду возраста кровельного покрытия постоянно появляются протечки в новых местах.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области дано заключения о необходимости проведения оперативных работ по капитальному ремонту кровли <адрес> в <адрес>. Указанное заключение направлено в администрацию г. Ливны для учета при формировании краткосрочного плана капитального ремонта в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области».

ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> в адрес Департамента направлен ранжированный перечень многоквартирных домов в количестве 24, в которых необходимо проведение капитального ремонта крыш, для их включения в подпрограмму досрочного капитального ремонта крыш на 2024 год.

По результатам рассмотрения указанной заявки администрации <адрес> принято решение о включении лишь 4 многоквартирных домов в краткосрочную программу, в связи с высокой сметной стоимостью капитального ремонта крыш домов. Многоквартирный <адрес> в <адрес> в указанный перечень не вошел.

Поскольку в судебном заседании установлена необходимость проведения капитального ремонта крыши многоквартирного жилого дома, выявленные дефекты и повреждения крыши являются существенными, несут угрозу для жизни и здоровья граждан, полномочия по предоставлению уполномоченному органу документов, предусмотренных п.10.4 указанного выше Порядка, для включения в краткосрочный план многоквартирного дома возложены на орган местного самоуправления, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Ливенского межрайонного прокурора Орловской области в части обязания администрации г. Ливны Орловской области включить многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, в заявку, содержащую ранжированный в порядке очередности перечень многоквартирных домов, в которых необходимо проведение катального ремонта крыши, с приложением подтверждающих документов утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ, для включения данного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В части заявленных исковых требований в отношении Департамента и НО «РФКР» суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39, ч. 2 ст. 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе принятие нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статьей 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч. 7 ст. 168 ЖК РФ).

Исходя из положений ст. ст. 170, 175 и 178 ЖК РФ формирование фонда капитального ремонта осуществляется собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по выбору либо на специальном счете в кредитной организации, либо на счете регионального оператора - юридического лица, созданного в форме фонда.

Согласно ч. 1 ст. 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (ч. 1 ст. 182 ЖК РФ).

Как указывалось выше, Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что при формировании краткосрочных планов очередность проведения капитального ремонта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком, определяется с учетом установленных региональной программой сроков проведения капитального ремонта и очередности в региональной программе.

Согласно п.п. 2 п. 10.1 Порядка, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора многоквартирные дома, срок и очередность проведения капитального ремонта которых не наступили в соответствии с региональной программой, включаются в краткосрочный план, формируемый на очередной период реализации региональной программы, при необходимости проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома в соответствии с заявкой органа местного самоуправления.

Для включения в краткосрочный план многоквартирных домов, указанных в пункте 10.1 настоящего Порядка, орган местного самоуправления ежегодно в срок до 1 апреля текущего года представляет уполномоченному органу следующие документы: заявку органа местного самоуправления, содержащую ранжированный в порядке очередности перечень многоквартирных домов, в которых необходимо проведение капитального ремонта крыши, с приложением подтверждающих документов.

Согласно пункту 10.5 Порядка уполномоченный орган рассматривает документы, представленные органами местного самоуправления в соответствии с пунктом 10.1 настоящего Порядка, в течение 30 календарных дней со дня поступления таких документов. В случае выявления обстоятельств, указанных в пункте 10.1 настоящего Порядка при условии соответствия представленных документов требованиям пункта 10.4 настоящего Порядка такой многоквартирный дом подлежит включению в проект краткосрочного плана, формируемый уполномоченным органом в порядке и в сроки, при отсутствии следующих обстоятельств: 1) недостаточного объема средств, который определен в соответствии с пунктом 10.2 настоящего Порядка и который региональный оператор должен расходовать на оказание и (или) выполнение отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту многоквартирных домов; 2) отсутствия обстоятельств, необходимых для включения многоквартирного дома, срок и очередность проведения капитального ремонта которого не наступили в соответствии с региональной программой, в краткосрочный план, формируемый на очередной период реализации региональной программы; соответствия документов, представляемых органом местного самоуправления, требованиям пункта 10.4 настоящего Порядка (п. 10.6 Порядка).

При этом данные о финансовой устойчивости региональный оператор в течение 15 календарных дней со дня получения запроса уполномоченного органа представляет Департаменту, который в течение 15 календарных дней со дня получения данных сведений, определяет прогнозируемую сумму денежных средств на проведение работ по капитальному ремонту, дифференцированную по муниципальным образованиям Орловской области (п. 11, 12 Порядка).

В течение 30 календарных дней со дня истечения срока, указанного в пункте 12 настоящего Порядка, уполномоченный орган формирует и представляет на утверждение Правительству Орловской области проект краткосрочного плана (п. 13 Порядка).

Таким образом, из анализа приведенных положений Порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области следует, что для включения многоквартирного жилого дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта крыши многоквартирного дома, администрация г. Ливны Орловской области должна подать заявку в уполномоченный орган до 1 апреля текущего года с приложением документов, в том числе оригинала проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту крыши, с целью определения достаточности средств регионального оператора на выполнение указанных работ; а также документы для оценки наличия исключениях обстоятельств для досрочного проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома.

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривалось, что администрацией Ливны Орловской области на момент рассмотрения дела полный пакет документов с заявкой на проведение капитального ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в Департамент представлен не был (срок представления до ДД.ММ.ГГГГ), доказательств обратного материалы дела не содержат.

Таким образом, в настоящее время оснований для возложения обязанности на Департамент при условии включения администрацией г. Ливны многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в заявку, содержащую ранжированный в порядке очередности перечень многоквартирных домов, в которых необходимо проведение капитального ремонта крыши, с приложением подтверждающих документов согласно Порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ, принять меры по включению многоквартирного <адрес> в <адрес> в сводный перечень многоквартирных домов, в которых необходимо проведение досрочного капитального ремонта крыш в 2025 году, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, не имеется, данный вывод является преждевременным.

Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что администрацией г. Ливны Орловской области в уполномоченный орган не представлен полный пакет документов, предусмотренный Перечнем, в связи с чем, Департаментом не изучались документы в отношении спорного многократного дома, не производилась их оценка, не исследовалась финансовая возможность у регионального оператора на выполнение работ по капитальному ремонту крыши дома истцов, то есть уполномоченным органом не устанавливались обстоятельства, при которых возможно направить документы на утверждение Правительству Орловской области о включении данного многоквартирного жилого дома в краткосрочный план капитального ремонта.

При этом, уполномоченный орган, установив основания, предусмотренные п. 10.6 Порядка, вправе принять решение и о невозможности включения многоквартирного дома в краткосрочный план.

Таким образом, принятие решения о направлении в Правительство Орловской области пакета документов, необходимых для рассмотрения вопроса о включении спорного дома в краткосрочный план реализации областной адресной программы, находится в компетенции уполномоченного органа.

Также является незаконным и необоснованным требование истца о возложении обязанности на НО «РФКР» при условии включения Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в сводный перечень многоквартирных домов, в которых необходимо проведение досрочного капитального ремонта крыш в 2025 году, включить указанный многоквартирный дом в предложение по формированию краткосрочного плана капитального ремонта на 2024-2026 годы, поскольку НО «РФКР», являясь региональным оператором, в соответствии введенными выше положениями жилищного законодательства, не обладает полномочиями по включению предложений по формированию краткосрочного плана капитального ремонта на 2024-2026 годы.

В связи с изложенным, исковые требования Ливенского межрайонного прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес>», Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Ливенского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области», Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области, администрации г. Ливны Орловской области об обязании к совершению действий удовлетворить частично.

Обязать администрацию г. Ливны Орловской области (ОГРН 1215700002451, ИНН 5753075692) включить многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, в заявку, содержащую ранжированный в порядке очередности перечень многоквартирных домов, в которых необходимо проведение катального ремонта крыши, с приложением подтверждающих документов утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ, для включения данного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Орловский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Орла.

Мотивированный текст решения изготовлен 20 ноября 2023 года.

Судья М.В. Перепелица

2-1564/2023 ~ М-1168/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ливенский межрайонный прокурор Орловской области
Ответчики
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области
НО "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области"
Администрация г. Ливны
Другие
ОАО "Жилсервис"
Суд
Железнодорожный районный суд г. Орла
Судья
Перепелица Марина Витальевна
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--orl.sudrf.ru
25.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.07.2023Передача материалов судье
28.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.08.2023Предварительное судебное заседание
11.09.2023Судебное заседание
27.09.2023Судебное заседание
24.10.2023Судебное заседание
13.11.2023Судебное заседание
20.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2023Дело оформлено
11.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее