РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2022 года город Новосибирск
дело № 2а-510/2022
Октябрьский районный суд г. Новосибирска
в составе:
судьи Котина Е.И.
при секретаре Белоцерковской К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-510/2022 по иску Огородниковой Ольги Валтеровны к мэрии г. Новосибирска о признании отказа незаконным, понуждении к согласованию и предоставлении земельного участка,
установил:
Огородникова Ольга Валтеровна обратилась в суд с исковым заявлением к мэрии г. Новосибирска о понуждении к согласованию и предоставлении земельного участка.
В дальнейшем с учетом предъявления требований в порядке КАС РФ судом определено перейти к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (л.д.120-121, 142).
В обоснование требований с учётом уточнений (л.д.120-121) административный истец указал, что /дата/ Октябрьский районный суд г. Новосибирска вынес решение опризнании за Огородниковой Ольгой Валтеровной права собственности на жилой <адрес> в порядке наследования по закону после смерти родителей. /дата/ г. Росреестр зарегистрировал право собственности на данный жилой дом.
В /дата/ года представитель истца обратилась в департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска с заявлением о предварительном согласовании схемы земельного участка расположенного под вышеуказанным домом для оформления его в собственность в порядке ст. 35 ЗК РФ.
/дата/ мэрия г. Новосибирска выдала постановление об отказе истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ в связи с тем, что при подготовке схемы расположения земельного участка не учтены сведения о красных линиях. Согласно постановлению мэрии города Новосибирска от /дата/ № земельный участок используемый истцом находится в границах территории общего пользования.
Однако нормы права, на которые ссылается мэрия г. Новосибирска в данном постановлении, не применимы к земельному участку, который использует истец для эксплуатации индивидуального жилого дома, так как правоотношения возникли до введения в действия данных норм, а именно /дата/ году. Данный факт установлен решением Октябрьского районного суда г. Новосибирска по гражданскому делу №.
В соответствии со ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
С учётом уточнений (л.д.120-121) просит суд:
признать постановление мэрии г. Новосибирска № от /дата/ незаконным и обязать ответчика согласовать схему земельного участка, расположенного под индивидуальным жилым домом № по <адрес> с последующей передачей данного земельного участка в собственность истца.
В судебное заседание административный истец не явилась, направила в заседание своего представителя Якк Е.А., которая исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям.
В судебное заседание представитель административного ответчика мэрии г. Новосибирска не явился, извещен, в возражениях на иск (л.д.153-154) указал, что в соответствии с пунктом 16 статьи 11.10, подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ мэрией города Новосибирска принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена, поскольку не соответствует утвержденному проекту планировки территории (образуемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования).
Таким образом, постановление мэрии города Новосибирска от /дата/ № не нарушает права и законные интересы истца и соответствует действующему законодательству. Следовательно, правовых оснований для удовлетворения указанных требований не имеется.
Просил суд в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Ефремова С.Г. – фио оставила вопрос об удовлетворении требований истца усмотрение суда.
Суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Оценив позиции пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах данного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что истцу Огородниковой Ольге Валтеровне на основании заочного решения Октябрьского районного суда г. Новосибирска от /дата/ принадлежит индивидуальный жилой дом общей площадью 23,1 кв.м. по адресу <адрес>, что подтверждено копией данного решения, выпиской из ЕГРН (л.д. 7-12).
Из материалов дела также следует, что /дата/ истец обратился в Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска с заявлением, в котором просил принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 839 кв.м. с местоположением <адрес> в целях его предоставления в собственность для эксплуатации индивидуального жилого дома (л.д. 82). К заявлению была приложена схема образуемого земельного участка площадью 839 кв.м. (л.д.84).
/дата/ мэрией г. Новосибирска принято постановление № «Об отказе Огородниковой О.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес>» (л.д.83).
В данном постановлении указано:
«Отказать Огородниковой Ольге Валтеровне в предварительном согласовании предоставления земельного участка, на котором расположен жилой дом с кадастровым № по адресу: <адрес>, в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена, поскольку не соответствует требованиям к ее подготовке, установленным в соответствии с п. 12 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ (при подготовке схемы расположения земельного участка не учтены сведения о красных линиях); не соответствует утвержденному постановлением мэрии г. Новосибирска от /дата/ № проекту планировки территории от <адрес> (образуемый земельный участок частично расположен в границах территории общего пользования)».
Полагая данный отказ вынесенным с нарушением закона и прав истца, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Оценивая доводы истца и ответчика, суд исходит из следующих норм права.
Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Как предусмотрено п.1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно положениям п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставлениеземельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1)подготовкасхемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральнымзаконом"О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленномстатьей 39.15настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральнымзаконом"О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно п. 5 данной статьи для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Согласно пп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным впункте 16 статьи 11.10настоящего Кодекса.
Образование земельных участков для целей их последующего предоставления урегулировано ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 1-2, 13-14 данной статьи схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Согласно пп. 4 п. 16 данной статьи основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Как следует из материалов дела, мэрией г. Новосибирска принято постановление № от /дата/ «Об утверждении проекта планировки территории от <адрес>» (л.д.102-116).
На представленном Департаментом земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска чертеже планировки территории показано расположение образуемого (требуемого истцом) земельного участка по <адрес> в границах красных линий - проектируемых мест общего пользования в зоне улично-дорожной (л.д.174, оборот, 175-181).
Аналогичная информация следует из представленного истцом в дело инженерно-топографического плана (л.д.125).
Указанное постановление мэрии г. Новосибирска № от /дата/ «Об утверждении проекта планировки территории от <адрес>» не отменено, является действующим.
Относительно довода истца о том, что истец использует испрашиваемый земельный участок с 1988 г. - даты приобретения дома, суд отмечает, что данное обстоятельство не может свидетельствовать о незаконности постановления мэрии № от /дата/ в целом, так как с учетом наличия утвержденного, не оспоренного и не признанного недействующим проекта планировки территории в силу прямого указания закона формирование испрашиваемого истцом земельного участка в общем порядке (посредством принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке ст. 11.10, 39.14 Земельного кодекса РФ) невозможно.
Кроме того, приобретая в порядке наследования жилой дом (что отражено в решении суда от 16.09.2020г.), истец не приобрел какое-либо вещное право на земельный участок испрашиваемой им площадью в силу данной сделки, так как земельный участок в предмет сделки купли-продажи не входил и не мог входить в силу того, что не был образован как индивидуально-определенная вещь.
Наличие в материалах дела сведений о том, что право на жилой дом истца было также признано за заинтересованным лицом Ефремовым С.Г. решением суда от /дата/ юридического значения для разрешения данного спора не имеет, так как право собственности за Ефремовым С.Г. не зарегистрировано в ЕГРН, спор между истцом и Ефремовым С.Г. о праве на дом не связан с отказом истцу в формировании и предоставлении земельного участка по мотиву несоответствия градостроительных требований.
Таким образом, с учетом содержания приведенных норм закона и обстоятельств дела, свидетельствующих о том, что административный ответчик при рассмотрении заявления истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка действовал в полном соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом наличия проекта планировки территории, предусматривающего размещение на части требуемого истцом участка мест общего пользования, административным ответчиком /дата/ обоснованно выдан административному истцу отказ в удовлетворении заявления.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе судебного разбирательства не нашел подтверждение факт допущенного административным ответчиком нарушения норм закона и прав административного истца, требования административного истца правомерными судом признаны быть не могут, в удовлетворении заявленных требований о:
признании постановления мэрии г. Новосибирска № от /дата/ незаконным и понуждении ответчика согласовать схему земельного участка, расположенного под индивидуальным жилым домом № по <адрес> с последующей передачей данного земельного участка в собственность истца –
надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
В удовлетворении заявленных требований Огородниковой Ольги Валтеровны отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Новосибирска в течение месяца.
Судья Е.И. Котин
/подпись/
Подлинник хранится в административном деле № 2а-510/2022 Октябрьского районного суда г. Новосибирска