Дело № 2-381/2023
УИД: 67RS0007-01-2023-000362-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сафоново 25 апреля 2023 года
Сафоновский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего (судьи): Дроздова С.А.,
с участием прокурора : Романенковой Э.Н.,
при секретаре : Кайченковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению гимназия г. Сафоново Смоленской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области обратился в суд с вышеуказанным иском (с учетом его уточнения) в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области (далее также – Администрация), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению гимназия г. Сафоново Смоленской области (далее также – МБОУ гимназия г. Сафоново, учреждение), в обоснование которого указал, что в результате аварийной ситуации произошло затопление подвального помещения образовательного учреждения сточными канализационными водами. При этом, в подвальном помещении до настоящего времени присутствует запах канализации и сырость, в водостоках по его периметру имеются сточные воды, что влечет нарушение требований санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28. В связи с этим, просил: обязать Администрацию муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области выделить денежные средства в связи с проведением дезинфекции подвального помещения в здании образовательного учреждения гимназии г. Сафоново, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Сафоново, ул. Энгельса, д.6; обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Сафоново Смоленской области устранить сырость и наличие сточных вод на полу подвального помещения в здании образовательного учреждения, расположенного по вышеуказанному адресу.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Романенкова Э.Н. исковые требования уточнила, просит обязать МБОУ гимназия г. Сафоново устранить сырость и наличие сточных вод на полу подвального помещения в здании образовательного учреждения. Требования, заявленные к Администрации, исключены.
Представитель Администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области Савинова А.М. вопрос о разрешении иска оставила на усмотрение суда.
Представитель МБОУ гимназия г. Сафоново Заяц С.Н. факт наличия сырости в подвальном помещении здания образовательного учреждения не отрицала.
Представитель третьего лица по делу – комитета по образованию Администрации МО «Сафоновский район» - ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296) (пункт 3).
Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296) (абзац 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), которым определены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации и общие правила осуществления образовательной деятельности, относят к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, что закреплено в пункте 15 части 3 статьи 28 названного Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Положениями статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий (пункты 8 и 10 части 1).
Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями (часть 2).
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: наблюдение за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (пункты 1-3 части 4).
Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от 3 августа 2018 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
В силу статьи 11 данного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 28 данного Федерального закона предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
При этом, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", согласно пункту 2.3.1 которых, подвальные помещения должны быть сухими, не содержащими следы загрязнений, плесени и грибка, не допускается наличие в них мусора.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось участниками процесса, в оперативном управлении МБОУ гимназия г. Сафоново находится нежилое здание, расположенное по адресу: г. Сафоново, ул. Энгельса, д.6.
26.02.2023 г. в результате аварийной ситуации произошло затопление подвала здания гимназии через систему канализации.
Из справки специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Смоленской области в Сафоновском, Глинковском, Дорогобужском, Ельнинском, Холм-Жирковском районах от 07.04.2023 г. следует, что в подвальном помещении присутствует запах канализации, сточные воды присутствуют в водостоках по периметру подвального помещения, в некоторых помещениях подвала осталось небольшое количество воды (лужи). Соответственно, имеет место нарушение требований п.п.8 п.2.3.1 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
При таких установленных по делу обстоятельствах, а также с учетом приведенных положений нормативных актов, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 6726002810) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░. 6.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░