Дело № 13а-38/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 7 февраля 2023 года
Верховный Суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Юсуповой Л.А-В.,
при секретаре судебного заседания Степановой К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании вопрос об определении подсудности рассмотрения административного дела № А83-15060/2022 по административному исковому заявлению Гаражно-строительного кооператива «№ 19» к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определённые действия,
установил:
ГСК «№ 19» обратилосьв Арбитражный Суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Левицкого Д.В. от 14 июня 2022 года № КУВД-001/2022-8383111/6 об отказе в государственной регистрации прав; возложить обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать договор аренды земельного участка от 12 февраля 2022 года и дополнительное соглашение от 24 мая 2022 года к договору аренды земельного участка, заключённые между Муниципальным образованием городской округ Ялта и ГСК «№ 19».
Определением Арбитражного Суда Республики Крым от 6 декабря 2022 года настоящее административное дело передано в Верховный Суд Республики Крым для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
От представителя ГСК «№ 19» Яковлевой А.В. поступило заявление о направлении дела в Ялтинский городской суд Республики Крым.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно части 4 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передаёт дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
В силу статьи 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
В соответствии с положениями статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделённой отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности (часть 1).
В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделённой отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (часть 2).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года №21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» по общему правилу административные исковые заявления (заявления) рассматриваются судами по месту нахождения органа, лица, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие, допустивших оспариваемое бездействие, в том числе по месту нахождения территориального органа федерального органа исполнительной власти (часть 1 статьи 22 и часть 2 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Если полномочия органа или лица распространяются на территорию нескольких районов населённого пункта (весь населённый пункт), территорию субъекта Российской Федерации, нескольких субъектов Российской Федерации или всю территорию Российской Федерации, административное исковое заявление (заявление), подсудное районному суду (арбитражному суду субъекта Российской Федерации), по выбору административного истца (заявителя) может быть подано также в суд того района (субъекта Российской Федерации), на территории которого исполняется оспариваемое решение либо возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых решения, действий (бездействия) (часть 2 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 5 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из буквального смысла пункта 14 указанного постановления Пленума следует, что административное исковое заявление, в случае оспаривания решения органа, полномочия которого распространяются на территорию нескольких районов, может быть подано как по месту нахождения органа, так и по месту исполнения оспариваемого решения, где возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых решения по выбору административного истца.
Так, полномочия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, находящегося на территории Центрального района г. Симферополя, распространяются на территорию Республики Крым.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является признание незаконным решения от 14 июля 2022 года об отказе в государственной регистрации земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание установленные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации правила подсудности, с учётом поданного представителем ГСК «№ 19» заявления, настоящее административное дело № А83-15060/2022 подлежит направлению в Ялтинский городской суд Республики Крым, по месту возникновения правовых последствий оспариваемого решения, в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 27, статьями 198, 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определил:
административное дело № А83-15060/2022 по административному исковому заявлению Гаражно-строительного кооператива «№ 19» к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определённые действия передать для рассмотрения в Ялтинский городской суд Республики Крым.
Определение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья Л.А-В. Юсупова