Дело №2-3515/23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2023 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Шевцовой Н.Г.
при секретаре Арбузовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Смоленска к Министерству здравоохранения Смоленской области, ОГБУЗ «Детская клиническая больница» о возложении обязанности по устранению нарушений антитеррористической защищенности, обеспечения финансирования,
установил:
прокурор Ленинского района г. Смоленска, с учетом уточненных требований, обратился в суд с иском к ответчикам о возложении на Министерство здравоохранения Смоленской области (до переименования - Департамент Смоленской области по здравоохранению) в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанности по выделению денежных средств, необходимых для устранения нарушений антитеррористической защищенности объектов (территорий) ОГБУЗ «Детская клиническая больница», а именно: для оборудования объектов (территорий) ОГБУЗ «Детская клиническая больница» системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий); возложении на ОГБУЗ «Детская клиническая больница» не позднее <данные изъяты> месяцев со дня целевого финансирования обязанности по обеспечению устранения нарушений требований антитеррористической защищенности путем оборудования объектов (территории) ОГБУЗ «Детская клиническая больница» системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий), ссылаясь на то, что ОГБУЗ «Детская клиническая больница» является учреждением здравоохранения, относящемуся ко <данные изъяты> классу опасности, отсутствие в здании стационара видеонаблюдения нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность их жизни и здоровья; неисполнение требований антитеррористической защищенности стали возможными вследствие отсутствия финансирования со стороны учредителя бюджетного учреждения.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Смоленской области (до переименования - Департамент бюджета и финансов Смоленской области).
Представитель истца Новикова О.В. в судебном заседании поддержала уточненные заявленные требования, просила их удовлетворить.
Представитель Министерства здравоохранения Смоленской области Сидоренкова Я.С. в судебном заседании наличие нарушений не оспаривала, однако, указала на невозможность исполнения решения в указанный истцом срок.
Представители ОГБУЗ «Детская клиническая больница», Министерства финансов Смоленской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.п.1, 7 ст.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Исходя из положений п.п. 4, 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, которые с момента введения их в действие распространяются на объект здравоохранения, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу.
Требования к антитеррористической защищенности объектов устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий). Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (п.п.1, 4 Требований).
Как предусмотрено подп. «б» п. 16, подп. «г» п. 16(1) Требований к антитеррористической защищенности объектов, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется оборудование данных объектов системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца. На объектах (территориях), которым присвоена третья категория, помимо мероприятий, предусмотренных п.16 Требований, дополнительно осуществляется обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны.В соответствии со ст. 35 Закона Смоленской области от 27.02.2002 № 22-з «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области» финансовое обеспечение деятельности областного государственного учреждения осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Согласно п.п. 1.1, 3.3.13, 3.3.34 Положения о Министерстве здравоохранения Смоленской области, утв. постановлением правительства Смоленской области от 10.10.2023 №13, Министерство здравоохранения Смоленской области является исполнительным органом Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере здравоохранения на территории Смоленской области; выполняет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, реализацию государственной политики в сфере противодействия терроризму.
В соответствии с п.п.1.4, 1.5, 2.1, 3.1 Устава ОГБУЗ «Детская клиническая больница», основной целью деятельности Учреждения является удостоверение общественной потребности в медицинском обслуживании граждан (населения), участие в реализации общих программ здравоохранения, направленных на улучшение показателей здоровья населения, решении медико-социальных проблем. За Учреждением в целях обеспечения его деятельности собственником закрепляется на праве оперативного управления имущество в виде основных и оборотных средств. Учредителем и собственником имущества поликлиники является субъект Российской Федерации – Смоленская область. Органами, осуществляющими полномочия собственника имущества Учреждения являются Администрация Смоленской области, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области и Департамент Смоленской области по здравоохранению (отраслевой орган).
По делу установлено, что постановлением № за ОГБУЗ «Детская клиническая больница» на праве оперативного управления закреплено здание стационара общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>
Проведенной прокуратурой Ленинского района г. Смоленска проверкой исполнения ОГБУЗ «Детская клиническая больница» требований законодательства о противодействии терроризму, имеющего <данные изъяты> категорию опасности, установлено, что в нарушение п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», подп. «г» п. 16 Требований к антитеррористической защищенности объектов, в здании стационара ОГБУЗ «Детская клиническая больница», расположенном по адресу: <адрес>, не осуществляется видеонаблюдение объекта (территории).
Согласно представленной ОГБУЗ «Детская клиническая больница» информации вышеназванные требования не исполнены ввиду отсутствия финансирования; с целью выделения дополнительных денежных средств Учреждением направлены обращения: № в адрес Министерства здравоохранения Смоленской области.
До настоящего времени указанные нарушения ОГБУЗ «Детская клиническая больница» не устранены ввиду отсутствия для этого необходимого финансирования.
Вместе с тем, фактически сложившаяся ситуация является недопустимой и требует принятия мер, направленных на повышение уровня антитеррористической защищенности. Указанное бездействие ответчиков, сопряженное с нарушением требований действующего законодательства, создает угрозу безопасности граждан и, как следствие, ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, гарантированных государством и обеспечиваемых путем выполнения законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму.
Сторонами спора признано, что финансирование вышеназванных мероприятий антитеррористической защищенности осуществляется Министерством здравоохранения Смоленской области.
Поскольку отсутствие упомянутой системы видеонаблюдения снижает уровень обеспечения безопасности детей и работников учреждения во время лечебного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, суд находит иск прокурора Ленинского района г. Смоленска подлежащим удовлетворению и возлагает на Министерство здравоохранения Смоленской области в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по выделению денежных средств, необходимых для устранения нарушений антитеррористической защищенности объектов (территорий) ОГБУЗ «Детская клиническая больница», а именно для оборудования объектов (территории) ОГБУЗ «Детская клиническая больница» по адресу: <адрес> системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест из размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий), а на ОГБУЗ «Детская клиническая больница» - обязанность в течение <данные изъяты> месяцев после выделения необходимого финансирования оборудовать объекты (территории) ОГБУЗ «Детская клиническая больница» системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий).
Ссылки представителя Министерства здравоохранения Смоленской области на отсутствие в областном бюджете достаточных денежных средств, необходимых для финансирования соответствующих работ, во внимание судом не принимаются, поскольку исполнение органом Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере здравоохранения на территории Смоленской области обязанности по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия необходимых для этого финансовых ресурсов, а установленный судом срок исполнения Министерством здравоохранения Смоленской области соответствующей обязанности по выделению денежных средств является разумным и соразмерным допущенному нарушению прав неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
обязать Министерство здравоохранения Смоленской области в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства, необходимые для оборудования объектов (территории) ОГБУЗ «Детская клиническая больница» по адресу: <адрес> системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест из размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий).
Обязать ОГБУЗ «Детская клиническая больница» в течение <данные изъяты> месяцев после выделения необходимого финансирования оборудовать объекты (территории) ОГБУЗ «Детская клиническая больница» системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий: Н.Г. Шевцова
Мотивированное решение суда изготовлено 24.10.2023