К делу № 2-3069/2023
УИД 23RS0040-01-2023-001825-92
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 мая 2023 года г. Краснодар
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Кочетковой Т.Ю.
секретаря Романовой Г.Р.
с участием представителя истца по доверенности ФИО4 представителя ответчика по доверенности ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Головиной Н. Н. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Головина Н.Н. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации.
В обоснование иска указывая, что Головина Н.Н. является инвалидом третьей группы (бессрочно), что подтверждается справкой серии МСЭ-2001 №.
Головиной Н.Н. разработана индивидуальная программа реабилитации, в целях реализации которой она заключил договор №42 от 08.07.2022 с ООО «Медицинский Производственный Реабилитационный Центр «Ортопром» на оказание платных услуг по изготовлению протезно-ортопедических изделий.
В рамках договора Головиной Н.Н. изготовлен протез бедра модульного с микропроцессорным управлением стоимостью 4 508 000 рублей.
Головина Н.Н. оплатила стоимость указанного технического средства реабилитации в полном объеме, что подтверждается платежным поручением №16 от 20.09.2022.
Полагая, что имеет право на получение компенсации затрат на самостоятельное приобретение протеза Головина Н.Н. с соответствующим заявлением от 23.09.2022 обратилась в Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю.
После чего сумма в размере 2 997 432,88 рублей перечислена пенсионным органом Головиной Н.Н.
Между тем, оставшаяся часть денежных средств в размере 1 510 567,12 рублей до настоящего времени Головиной Н.Н. не возмещена.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Головиной Н.Н. в суд с данным иском, в котором он просит взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю в свою пользу доплату компенсации расходов за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации – протез бедра модульный с микропроцессорным управлением в размере 1 510 567,12 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 15 753 рублей.
Истец в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена должным образом.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО4 требования иска поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика по доверенности ФИО5 в судебном заседании требования иска не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Согласно ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Выслушав мнения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.
В соответствии с Федеральным Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р, протез бедра модульный с микропроцессорным управлением относится к техническим средствам, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ, и Порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 31.02.2011 № 57н.
Пунктом 3 указанного Приказа установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме.
В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации (пункт 4 Приказа № 57н).
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления документа, удостоверяющего личность (пункт 5 Приказа № 57н).
Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации (пункт 6 Приказа № 57н).
Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте «б» пункта 5 Порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункт 7 Приказа №57н).
Как установлено в судебном заседании, Головина Н.Н. является инвалидом третьей группы (бессрочно), что подтверждается справкой серии МСЭ-2001 №.
Головиной Н.Н. разработана индивидуальная программа реабилитации, в целях реализации которой она заключила договор №42 от 08.07.2022 с ООО «Медицинский Производственный Реабилитационный Центр «Ортопром» на оказание платных услуг по изготовлению протезно-ортопедических изделий.
В рамках договора Головиной Н.Н. изготовлен протез бедра модульного с микропроцессорным управлением стоимостью 4 508 000 рублей.
Головина Н.Н. оплатила стоимость указанного технического средства реабилитации в полном объеме, что подтверждается платежным поручением №16 от 20.09.2022.
Классификация технических средств реабилитации, утвержденная приказом Минтруда России №86н от 13.02.2018 в п.8 раздела «Технические средства реабилитации» предусматривает протезы приобретенные истцом.
Согласно материалам дела, 23.09.2022 Головина Н.Н. обратилась в Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю с заявлением на получение компенсации затрат на самостоятельное приобретение протеза.
После чего сумма в размере 2 997 432,88 рублей перечислена пенсионным органом Головиной Н.Н.
Однако, оставшаяся часть денежных средств в размере 1 510 567,12 рублей до настоящего времени Головиной Н.Н. не возмещена.
Отказывая в выплате истцу запрашиваемой компенсации в полном объеме пенсионный орган указывает, что приобретенный протез является дорогостоящим, обладает определенными характеристиками которые не указаны в индивидуальной программе реабилитации инвалида в качестве обязательных для его реабилитации.
Суд изучив материалы дела, с такими выводами ответчика вынужден не согласиться в силу следующего.
Как отмечено выше компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
В разбираемой ситуации вопреки доводам пенсионного органа последним исполненным контрактом на закупку технического средства реабилитации с упомянутыми характеристиками протеза, который установлен истцу является контракт №092 от 11.07.2022, где его стоимость определена в размере 4 508 000 рублей.
При этом суд считает необходимым отметить, что в силу приведенных норм технические средства реабилитации (изделия) могут приобретаться инвалидами (ветеранами) в различных модификациях, в том числе с дополнительными функциями.
Таким образом, законодатель определил возможность приобретения технических средств реабилитации инвалидами в различных модификациях, в том числе с дополнительными функциями, главным условием в данном случае является соответствие самостоятельно приобретенных технических средств закупаемым уполномоченным органам техническим средствам реабилитации.
Оценивая обстоятельства дела в совокупности с нормами вышеприведенных законоположений, суд усматривает основания для удовлетворения требований истца в части взыскания доплаты компенсации расходов за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации – протез бедра модульный с микропроцессорным управлением в размере 1 510 567,12 рублей, поскольку ответчиком не выполнены обязательства по выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу в полном объеме.
Между тем, отсутствуют правовые основания для взыскания с пенсионного органа расходов по оплате государственной пошлины, поскольку по общему правилу, предусмотренному в подпункте 19 пункта 1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах обще юрисдикции.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Головиной Н. Н. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации - удовлетворить частично.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю в пользу Головиной Н. Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина РФ серии 0301 № выдан Отделом УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 230-052) доплату компенсации расходов за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации – протез бедра модульный с микропроцессорным управлением в размере 1 510 567,12 рублей.
В удовлетворении остальной части требований иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: