УИД: 66RS009-01-2023-000186-48 Дело № 2-645/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Тагил 09 марта 2023 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе председательствующего судьи Гуриной С.А.,
при секретаре Сафоновой К.А.,
с участием прокурора Битюкова Г.А.,
представителя ответчика Яговкина А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа о ликвидации несанкционированных мест размещения отходов,
УСТАНОВИЛ:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Горноуральского городского округа в котором просит возложить на ответчика обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ. организовать выполнение работ по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов путем сбора, вывоза, размещения отходов в специально оборудованные для этого места (полигоны), расположенных в <адрес> городского округа, а именно:
- в точке с географическими координатами № общей площадью 20 кв.м. объемом 8 куб.м., древесные отходы от сноса и разборки зданий, растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками;
- в точке с географическими координатами №, общей площадью 9 кв.м. объемом 5,7 куб.м., мусор от сноса и разборки зданий несортированный, лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме;
- в точке с географическими координатами №, общей площадью 9 кв.м. объемом 3 куб.м., древесные отходы от сноса и разборки зданий;
- в точке с географическими координатами №, общей площадью 22 кв.м. объемом 10 куб.м., древесные отходы от сноса и разборки зданий, мусор от сноса и разборки зданий несортированный;
- в точке с географическими координатами №, общей площадью 7 кв.м. объемом 1,4 куб.м., древесные отходы от сноса и разборки зданий, лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий;
- в точке с географическими координатами №, общей площадью 46 кв.м. объемом 24 куб.м., отходы из жилищ несортированные, шины автомобильные отработанные;
- в точке с географическими координатами № площадью 6 кв.м. объемом 3 куб.м., древесные отходы от сноса и разборки зданий;
- в точке с географическими координатами № общей площадью 2 кв.м. объемом 0,7 куб.м., отходы из жилищ несортированные;
- в точке с географическими координатами № общей площадью 1,5 кв.м. объемом 0,8 куб.м., отходы из жилищ несортированные, отходы из жилищ крупногааритные;
- в точке с географическими координатами № общей площадью 3 кв.м. объемом 2,5 куб.м., отходы из жилищ крупногабаритные;
- в точке с географическими координатами № общей площадью 250 кв.м. объемом 20 куб.м., мусор от сноса и разборки зданий несортированный, шины автомобильные отработанные, отходы из жилищ несортированные, отходы из жилищ крупногабаритные.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, рассмотрена информация Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области о несанкционированном размещении на почве отходов производства и потребления в <адрес> ГГО. Администрация ГГО является ответственным лицом за организацию сбора, вывоза и дальнейшую переработку (утилизацию) отходов, несанкционированно размещенных на землях общего пользования на территории городского округа. Несанкционированная свалка оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие ответчика, который обязан принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, предложенный срок полагал разумным и достаточным, с учетом того. Что свалки постоянно разрастаются, с увеличением срока исполнения решения суда увеличится и размер свалки и того в ДД.ММ.ГГГГ. придется ликвидировать уже гораздо большие объемы, ответчик не лишен возможности внести соответствующие корректировки в бюджет для исполнения решения суда
Представитель ответчика Яговкин А.С. в судебном заседании исковые требования признал, но полагал необходимым увеличить срок для исполнения решения суда с учетом необходимости проведения конкурсных процедур, финансирования до ДД.ММ.ГГГГ., поскольку бюджет на ДД.ММ.ГГГГ. уже сформирован.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципальных образований.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ), в связи с чем, экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).
Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (статья 1).
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Полномочия администрации города по участию в организации деятельности по ликвидации коммунальных отходов на территории городского поселения, закреплены п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Вышеуказанной нормой закона на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории городского округа.
Абзацем 16 ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления городского поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
В соответствии со ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 № 77-ОЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством осуществляют экологическое просвещение на территории Свердловской области в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе информируют население по вопросам обращения с такими отходами в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.
Органы местного самоуправления городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством обеспечивают организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Судом установлено, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, рассмотрена информация Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области о несанкционированном размещении на почве отходов производства и потребления в <адрес> ГГО.
ДД.ММ.ГГГГ. специалистами Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области был проведен осмотр территории <адрес>. Установлено наличие несанкционированного размещения отходов производства и потребления:
- в точке с географическими координатами №, общей площадью 20 кв.м. объемом 8 куб.м., древесные отходы от сноса и разборки зданий, растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками;
- в точке с географическими координатами №, общей площадью 9 кв.м. объемом 5,7 куб.м., мусор от сноса и разборки зданий несортированный, лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме;
- в точке с географическими координатами №, общей площадью 9 кв.м. объемом 3 куб.м., древесные отходы от сноса и разборки зданий;
- в точке с географическими координатами № общей площадью 22 кв.м. объемом 10 куб.м., древесные отходы от сноса и разборки зданий, мусор от сноса и разборки зданий несортированный;
- в точке с географическими координатами № общей площадью 7 кв.м. объемом 1,4 куб.м., древесные отходы от сноса и разборки зданий, лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий;
- в точке с географическими координатами № общей площадью 46 кв.м. объемом 24 куб.м., отходы из жилищ несортированные, шины автомобильные отработанные;
- в точке с географическими координатами №, общей площадью 6 кв.м. объемом 3 куб.м., древесные отходы от сноса и разборки зданий;
- в точке с географическими координатами №, общей площадью 2 кв.м. объемом 0,7 куб.м., отходы из жилищ несортированные;
- в точке с географическими координатами №, общей площадью 1,5 кв.м. объемом 0,8 куб.м., отходы из жилищ несортированные, отходы из жилищ крупногабаритные;
- в точке с географическими координатами № общей площадью 3 кв.м. объемом 2,5 куб.м., отходы из жилищ крупногабаритные;
- в точке с географическими координатами № общей площадью 250 кв.м. объемом 20 куб.м., мусор от сноса и разборки зданий несортированный, шины автомобильные отработанные, отходы из жилищ несортированные, отходы из жилищ крупногабаритные.
Сброс отходов подтверждается представленным актом от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 14-23) с приложенными к нему фотоматериалами.
Согласно сведениям Росреестра свалка находится на территории земель общего пользования в границах Горноуральского городского круга.
На дату рассмотрения дела отходы на указанных земельных участках Администрацией города Нижний Тагил не ликвидированы.
Органы местного самоуправления являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.
Обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования, в случае неисполнения указанной обязанности, в том числе в части организации ликвидации несанкционированных свалок, именно орган местного самоуправления должен нести ответственность за допущенное бездействие.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии не устраненных нарушений требований в области охраны окружающей среды и вызывают необходимость возмещения вреда, причиненного окружающей среде, посредством возложения на Администрацию ГГО обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Таким образом, суд полагает необходимым возложить на Администрацию ГГО обязанность совершить действия по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на указанных земельных участках. При этом отсутствие необходимых финансовых средств и материально-технической базы, с учетом особенностей бюджетного планирования и порядка размещения муниципальных заказов, не может служить основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности за экологические нарушения.
Согласно ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Согласно ч. 2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд полагает, что ликвидация мест несанкционированного размещения отходов, может быть устранена ответчиками в срок до ДД.ММ.ГГГГ года с учетом погодных условий, времени необходимого для заключения договора, проведения работ по ликвидации с учетом объема свалки.
Изменение срока исполнения решения суда с учетом финансовых возможностей ответчика и сезонного характера работ возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь статьями ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа о ликвидации несанкционированных мест размещения отходов удовлетворить.
Возложить на Администрацию Горноуральского городского округа обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать выполнение работ по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, расположенных в <адрес> городского округа, а именно:
- в точке с географическими координатами №, общей площадью 20 кв.м. объемом 8 куб.м., древесные отходы от сноса и разборки зданий, растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками;
- в точке с географическими координатами №, общей площадью 9 кв.м. объемом 5,7 куб.м., мусор от сноса и разборки зданий несортированный, лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме;
- в точке с географическими координатами № общей площадью 9 кв.м. объемом 3 куб.м., древесные отходы от сноса и разборки зданий;
- в точке с географическими координатами №, общей площадью 22 кв.м. объемом 10 куб.м., древесные отходы от сноса и разборки зданий, мусор от сноса и разборки зданий несортированный;
- в точке с географическими координатами №, общей площадью 7 кв.м. объемом 1,4 куб.м., древесные отходы от сноса и разборки зданий, лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий;
- в точке с географическими координатами № общей площадью 46 кв.м. объемом 24 куб.м., отходы из жилищ несортированные, шины автомобильные отработанные;
- в точке с географическими координатами № общей площадью 6 кв.м. объемом 3 куб.м., древесные отходы от сноса и разборки зданий;
- в точке с географическими координатами № общей площадью 2 кв.м. объемом 0,7 куб.м., отходы из жилищ несортированные;
- в точке с географическими координатами №, общей площадью 1,5 кв.м. объемом 0,8 куб.м., отходы из жилищ несортированные, отходы из жилищ крупногабаритные;
- в точке с географическими координатами № общей площадью 3 кв.м. объемом 2,5 куб.м., отходы из жилищ крупногабаритные;
- в точке с географическими координатами №, общей площадью 250 кв.м. объемом 20 куб.м., мусор от сноса и разборки зданий несортированный, шины автомобильные отработанные, отходы из жилищ несортированные, отходы из жилищ крупногабаритные.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы и/или принесения апелляционного представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Гурина С.А.