Судья: Фомина И.А. адм.дело N 33А-6055/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 июня 2020 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Шельпук О.С. и Пинчук С.В.,
при секретаре Ивановой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-3385/2019 по апелляционной жалобе Главы г.о. Самара на решение Ленинского районного суда. Самары от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено административное исковое заявление ФИО7 об оспаривании бездействия Главы г.о.Самара и о восстановлении нарушенного права.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда ФИО8, объяснения представителя Главы г.о.Самара ФИО5, поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия
установила:
ФИО7 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия Главы г.о. Самара, выразившегося в не предоставлении ответа на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ о направлении в Департамент градостроительства г.о. Самара информации о внесении в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара (далее – ИСОГД г.о.Самара) сведений в отношении принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами 63№, расположенных по адресу: <адрес>.
В обоснование административного иска указал, что на его обращение в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации") ответ дан не Главой г.о. Самара, а Департаментом градостроительства г.о. Самара.
Полагая свои права нарушенными, ФИО7 просил признать оспариваемое бездействие Главы городского округа Самара незаконным и обязать административного ответчика дать мотивированный ответ на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ не позднее 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Ленинский районный суд <адрес> решением от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворил.
В апелляционной жалобе Глава г.о.Самара выражает несогласие с решением суда, просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального права.
Определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба Главы г.о.Самара без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменил, административное дело направлено в Самарский областной суд но новое рассмотрение в ином составе суда.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 КАС РФ.
Нарушение или неправильное применение норм материального права в силу п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия в соответствии с п. 2 ст. 309 КАС РФ, приходит к выводу об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Как усматривается из материалов дела, ФИО7 на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенные по адресу: <адрес>.
Указанные земельные участки не имеют градостроительного регламента, расположены в границах красных линий (в соответствии с документацией по планировке территории в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Н., С. магистрали, левого берега реки Волги в <адрес> городского округа Самара, утвержденной Постановлением администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N 1878) и принадлежат территории общего пользования.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 обратился к Главе г.о. Самара с заявлением о направлении в Департамент градостроительства городского округа Самара информации о внесении в ИСОГД г.о. Самара сведений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №
- об исключении их местоположения в границах красных линий и принадлежности территории общего пользования;
- об их расположении в зоне предприятий и складов V - IV классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100 м) ПК-1 по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 61 (л.д. 9 - 10).
На данное обращение Департаментом градостроительства г.о. Самара дан ответ письмом от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому основания для внесения сведений в ИСОГД г.о.Самара отсутствуют (л.д. 11 - 12).
Удовлетворяя заявленные ФИО7 требований, суд первой инстанции сослался на пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которым государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией, и часть 3 той же статьи Закона, согласно которой ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
При этом исходил из того, что Главой г.о. Самара обращение ФИО7 не рассмотрено, на него мотивированный ответ не дан, о направлении обращения на рассмотрение в Департамент градостроительства г.о.Самары административному истцу не сообщено.
Доводы Главы г.о.Самара об отсутствии по делу установленной статьей 226 КАС РФ совокупности обстоятельств, необходимой для удовлетворения заявленных ФИО7 требований судом признаны несостоятельными.
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда находит приведенные суждения ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия.
Под бездействием следует понимать неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (в данном случае - Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации).
Реализация гражданином данного права регулируется положениями Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в соответствии с частью 3 статьи 5 которого гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов.
Частью 1 статьи 12 названного Федерального закона установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Устава городского округа Самара (далее - Устав) Департамент градостроительства г.о. Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности, в том числе в силу пункта "б" части 3 статьи 28 Устава - полномочиями по ведению ИСОГД г.о.Самара, осуществляемой на территории г.о. Самара.
При этом пунктом 4 статьи 28 Устава установлено, что Департамент градостроительства г.о. Самара подконтролен и подотчетен Главе г.о. Самара.
Кроме того, согласно распоряжению администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N 25-р "Об определении лиц, уполномоченных на подписание ответов на обращения граждан" в соответствии с Федеральным законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в целях повышения эффективности организации рассмотрения обращений граждан, поступающих в администрацию г.о. Самара, руководитель Департамента градостроительства г.о. Самара по вопросам, входящим в компетенцию названного Департамента, а также лица, им уполномоченные, уполномочены на подписание ответов на обращения граждан, поступившие в администрацию г.о. Самара, за исключением обращений, в которых содержатся жалобы на решения или действие (бездействие) соответствующих органов или должностных лиц.
В связи с тем, что рассмотрение вопросов, изложенных в обращении ФИО7, находится в компетенции Департамента градостроительства г.о. Самара, ДД.ММ.ГГГГ по поручению Главы г.о. Самара данное обращение было направлено в адрес указанного Департамента для работы и ответа заявителю. При таких обстоятельствах, вопреки доводов ФИО7 уведомление административного истца о направлении обращения в Департамент не требовалось.
Направление обращения ФИО7 по поручению Главы г.о. Самара в Департамент градостроительства г.о. Самара для работы и ответа заявителю подтверждено резолюцией начальника отдела делопроизводства и документооборота управления по обеспечению деятельности Главы городского округа Самара ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 91).
Судебная коллегия, проанализировав приведенные нормы закона, фактические обстоятельства дела, полагает, что выводы суда первой инстанции о том, что рассмотрение обращения ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и что Главой г.о.Самара было допущено оспариваемое административным истцом бездействие, основаны на неправильном применении норм материального права и на неверном толковании в первую очередь Устава г.о.Самара и указанной в ней компетенции Департамента градостроительства г.о.Самара, выводы суда противоречат собранным по делу доказательствам, которым суд дал оценку не соответствующую требованиям ст. 84 КАС РФ, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе заявленных ФИО7 требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО7 о признании незаконным бездействия Главы г.о.Самара, выразившееся в не предоставлении ответа на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ и о восстановлении нарушенного права - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд <адрес> в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: