Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 апреля 2015 года г.Кимовск
Кимовский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Улитушкиной Е.Н.,
при секретаре Юдиной С.В.,
с участием
помощника Кимовского межрайпрокурора Брежневой М.С.,
ответчицы Ворониной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-272/2015 по иску Кимовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Ворониной Л. В. об обязании организации ведения учета полученных и выписанных рецептурных бланков и их надлежащего хранения,
у с т а н о в и л :
Кимовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Ворониной Л.В. об обязании организации ведения учета полученных и выписанных рецептурных бланков и их надлежащего хранения и просил обязать индивидуального предпринимателя Воронину Л.В. организовать ведение учета полученных и выписанных рецептурных бланков в соответствии с требованиями п.23 Порядка оформления рецептурных бланков на лекарственные препараты, их учета и хранения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 года №1175н.; хранить рецептурные бланки под замком в металлическом шкафу (сейфе) или металлическом ящике.
Исковые требования обоснованы тем, что Кимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о лекарственных средствах и законодательства об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации индивидуальным предпринимателем Ворониной Л. В.. Указывает, что в соответствии с ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;
Пунктами 2, 11 и 12 ч.1 ст.79 Федерального закона №323-Ф3 установлено, что медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи; вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; обеспечивать учет и хранение медицинской документации, в том числе бланков строгой отчетности. В соответствии с п. 16 ч.2 ст. 14 Федерального закона №323-Ф3 к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере здравоохранения относится утверждение порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, медицинских изделий, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядка оформления этих бланков, их учета и хранения. Согласно п.53 ст.4 Федерального закона №61-ФЗ рецепт на лекарственный препарат - письменное назначение лекарственного препарата по установленной форме, выданное медицинским или ветеринарным работником, имеющим на это право, в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска. Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядок оформления указанных бланков, их учета и хранения утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 года №1175н. В соответствии с п.3 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов медицинские работники выписывают рецепты на лекарственные препараты за своей подписью и с указанием своей должности. Назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочиому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается и выписывается медицинским работником по торговому наименованию. При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов: не входящих в стандарты медицинской помощи; по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
В силу п.4 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов рецепт, выписанный с нарушением установленных настоящим Порядком требований, считается недействительным. В соответствии с п.7 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов рецепты на лекарственные препараты выписываются на рецептурных бланках по формам N 148-1/у-88, N 148-1/у-04 (л), N 148-1/у-06 (л) и N 107-1/1, утвержденным настоящим приказом.
Главой II Порядка оформления рецептурных бланков на лекарственные препараты, их учета и хранения установлены требования к ведению учета рецептурных бланков. Согласно п.21 Порядка оформления рецептурных бланков на лекарственные препараты, их учета и хранения учет рецептурных бланков форм N 107-1/у, N 148- 1/у-88 и N 148-1/у-04(л), изготавливаемых типографским способом, осуществляется в журналах учета, пронумерованных, прошнурованных и скрепленных подписью руководителя и печатью медицинской организации или подписью индивидуального предпринимателя, имеющего лицензию на медицинскую деятельность. В силу требования п.23 Порядка оформления рецептурных бланков на лекарственные препараты, их учета и хранения журнал учета рецептурных бланков форм N 148-1/у-88 и N 148-1/у-04(л) содержит следующие графы:
номер по порядку;
2) в разделе "Приход":
а) дата регистрации приходного документа;
б) номер и дата приходного документа, название поставщика;
в) общее количество поступивших рецептурных бланков;
г) серии и номера рецептурных бланков;
д) количество рецептурных бланков по сериям;
и) Ф.И.О. и подпись ответственного медицинского работника, получившего рецептурные бланки от поставщика;
3) в разделе "Расход":
а) дата выдачи рецептурных бланков;
б) серии и номера выданных рецептурных бланков;
в) количество выданных рецептурных бланков;
г) Ф.И.О. ответственного медицинского работника, получившего
рецептурные бланки;
д) подпись ответственного медицинского работника, получившего рецептурные бланки;
4) Ф.И.О. и подпись ответственного медицинского работника, выдавшего рецептурные бланки;
5)остаток рецептурных бланков.
В соответствии с п.27 Порядка оформления рецептурных бланков на лекарственные препараты, их учета и хранения установлено, что индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на медицинскую деятельность, хранит рецептурные бланки, подлежащие учету, под замком в металлическом шкафу (сейфе) или металлическом ящике.
В ходе проверки, проведенной Кимовской межрайонной прокуратурой, установлено, что ИП Воронина JI.B. оказывает амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь при осуществлении специализированной медицинской помощи - офтальмология в соответствии с лицензией от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной <данные изъяты>. При оказании указанной медицинской помощи ИП Воронина Л.В. выписывает рецепты на лекарственные препараты по форме №148-1/у-88.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства учет рецептурных бланков ИП Ворониной Л.В. не ведется, журнал учета рецептурных бланков на лекарственные препараты по форме №148-1/у-88 отсутствует.
На момент проведения проверки рецепты на лекарственные препараты в количестве 12 (двенадцать) штук хранились на рабочем столе ИП Ворониной Л.В. в органайзере.
Таким образом, указывает Кимовский межрайонный прокурор, отсутствие учета рецептурных бланков ИП Ворониной Л.В. не позволяет установить лиц, которым выписывались рецепты на лекарственные препараты; свободный доступ к рецептурным бланкам работников и пациентов ИП Ворониной Л.В. может привести к незаконному получению в аптечных учреждениях города и распространению лекарственных препаратов, в том числе психотропных, продажа которых возможна только при предъявлении рецептурного бланка.
Данные обстоятельства и явились причиной для обращения в суд.
Помощник Кимовского межрайонного прокурора Брежнева М.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным основаниям, просила их удовлетворить.
В судебном заседании ИП Воронина Л.В. исковые требования признала полностью, обратившись к суду с письменным заявлением о признании иска. Указала, что признание иска является добровольным, последствия признания иска ей понятны. Кроме того, указала, что признание иска сделано ею не в целях скрыть действительные обстоятельства дела, либо под влиянием обмана, насилия, угрозы или заблуждения, либо иных незаконных действий, а также в болезненном и ином состоянии, препятствующими понимать суть и последствия признания иска.
Исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд считает, что уточненное исковое заявление Кимовского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи Федерального закона №323-Ф3 медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В силу требований п.8 ст.2 Федерального закона №323-Ф3 лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;
Пунктами 2, 11 и 12 ч.1 ст.79 Федерального закона №323-Ф3 установлено, что медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи; вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; обеспечивать учет и хранение медицинской документации, в том числе бланков строгой отчетности.
В соответствии с п. 16 ч.2 ст. 14 Федерального закона №323-Ф3 к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере здравоохранения относится утверждение порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, медицинских изделий, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядка оформления этих бланков, их учета и хранения.
Согласно п.53 ст.4 Федерального закона №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» рецепт на лекарственный препарат - письменное назначение лекарственного препарата по установленной форме, выданное медицинским или ветеринарным работником, имеющим на это право, в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска. Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 года №1175н.
В соответствии с п.3 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов медицинские работники выписывают рецепты на лекарственные препараты за своей подписью и с указанием своей должности. Назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается и выписывается медицинским работником по торговому наименованию. При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов: не входящих в стандарты медицинской помощи; по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
В силу п.4 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов рецепт, выписанный с нарушением установленных настоящим Порядком требований, считается недействительным.
В соответствии с п.7 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов рецепты на лекарственные препараты выписываются на рецептурных бланках по формам N 148-1/у-88, N 148-1/у-04 (л), N 148-1/у-06 (л) и N 107-1/1, утвержденным настоящим приказом.
Главой II Порядка оформления рецептурных бланков на лекарственные препараты, их учета и хранения установлены требования к ведению учета рецептурных бланков.
Согласно п.21 Порядка оформления рецептурных бланков на лекарственные препараты, их учета и хранения учет рецептурных бланков форм N 107-1/у, N 148- 1/у-88 и N 148-1/у-04(л), изготавливаемых типографским способом, осуществляется в журналах учета, пронумерованных, прошнурованных и скрепленных подписью руководителя и печатью медицинской организации или подписью индивидуального предпринимателя, имеющего лицензию на медицинскую деятельность.
В силу требования п.23 Порядка оформления рецептурных бланков на лекарственные препараты, их учета и хранения журнал учета рецептурных бланков форм N 148-1/у-88 и N 148-1/у-04(л) содержит следующие графы:
номер по порядку;
2) в разделе "Приход":
а) дата регистрации приходного документа;
б) номер и дата приходного документа, название поставщика;
в) общее количество поступивших рецептурных бланков;
г) серии и номера рецептурных бланков;
д) количество рецептурных бланков по сериям;
и) Ф.И.О. и подпись ответственного медицинского работника, получившего
рецептурные бланки от поставщика;
3) в разделе "Расход":
а) дата выдачи рецептурных бланков;
б) серии и номера выданных рецептурных бланков;
в) количество выданных рецептурных бланков;
г) Ф.И.О. ответственного медицинского работника, получившего
рецептурные бланки;
д) подпись ответственного медицинского работника, получившего рецептурные бланки;
4) Ф.И.О. и подпись ответственного медицинского работника, выдавшего рецептурные бланки;
5)остаток рецептурных бланков.
В соответствии с п.27 Порядка оформления рецептурных бланков на лекарственные препараты, их учета и хранения установлено, что индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на медицинскую деятельность, хранит рецептурные бланки, подлежащие учету, под замком в металлическом шкафу (сейфе) или металлическом ящике.
Выслушав объяснения помощника Кимовского межрайонного прокурора Брежневой М.С., исходя из исследованных судом доказательств, суд считает возможным принять признание индивидуальным предпринимателем Ворониной Л.В. исковых требований Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, поскольку оно сделано на добровольной основе, выполнено в точном соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства, не нарушает прав и законных интересов истца и ответчика.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе иск признать. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования и возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В силу ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Положения ч.4 ст.198 ГПК РФ предусматривают, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Учитывая, что ответчик признал иск, суд считает возможным принять решение об удовлетворении заявленных требований, поскольку отсутствуют основания полагать, что признание иска совершено в целях сокрытия действительных обстоятельств дела или под влиянием обмана, насилия, угрозы, добросовестного заблуждения. Кроме того, основанные на законе исковые требования полностью подтверждаются представленными доказательствами, поэтому в силу ч.3 ст.173 ГПК РФ иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Кимовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Ворониной Л. В. об обязании организации ведения учета полученных и выписанных рецептурных бланков и их надлежащего хранения, удовлетворить в полном объеме.
Обязать индивидуального предпринимателя Воронину Л. В., зарегистрированную по адресу: <адрес>, ИНН №, ОРГН №, осуществляющего деятельность по адресу: <адрес> организовать ведение учета полученных и выписанных рецептурных бланков в соответствии с требованиями п.23 Порядка оформления рецептурных бланков на лекарственные препараты, их учета и хранения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 года №1175н.; хранить рецептурные бланки под замком в металлическом шкафу (сейфе) или металлическом ящике.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Кимовский городской суд Тульской области в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий: