Дело № 12-90/2023
РЕШЕНИЕ
09.02.2023 г. г. Симферополь
Судья Верховного Cуда Республики Крым Яковлев С.В., рассмотрев жалобу Косимова Уктамбека Борибоевича на постановление Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 02.02.2023 года по делу №5-30/2023 об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Косимова Уктамбека Борибоевича,
У С Т А Н О В И Л
постановлением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 02.02.2023 года по делу №5-30/2023 (судья Кошелев В.И.) Косимов Уктамбек Борибоевич (далее Косимов У.Б.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей с выдворением в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Не согласившись с указанным постановлением, Косимов У.Б. подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просит постановление Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 02.02.2023 года по делу №5-30/2023 отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью.
В судебном заседании, которое состоялось 09.02.2023 года, Косимов У.Б., настаивал на удовлетворении жалобы, заявил ходатайство о допуске к участив в рассмотрении его жалобы представителя Петренко П.Г. Ходатайство Косимова У.Б. удовлетворено указанный представитель допущен к участию в деле. Представитель Петренко П.Г. настаивал на том, что при рассмотрении дела делу №5-30/2023 судья Бахчисарайского районного суда Республики Крым не исследовал в полном объеме имеющиеся материалы. Он указал, что Коимов У.Б. длительное время работает в Российской Федерации, неукоснительно соблюдает требования миграционного законодательства, на смог покинуть до 26.11.2022 года территорию Российской Федерации по причине болезни, как только его самочувствие улучшилось убыл в Москву, приобрел билеты на самолет, улетел в Узбекистан, незаконно находился на территории Российской Федерации 11 часов, по причине болезни и трудностей в приобретении билетов. Косимова У.Б. доводы своего представителя поддержал
Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, выслушав пояснения Коимова У.Б., его представителя Петренко П.Г., суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ предусмотрено, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с ч.1.1 ст. 18.8 КоАПРФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Закон №115-ФЗ).
Согласно ст.2 Закона № 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 5 Закона №115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В пункте 2 ст. 5 Закона №115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 5 ст.5 Закона №115-ФЗ).
В силу п.5 ст.13.3 Закона №115-ФЗ патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.
В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее Закон №114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалы дела свидетельствуют о том, что 02.02.2023 года в 10 часов 00 минут сотрудниками ОВМ ОМВД России по Бахчисарайскому району в административном здании, расположенном по адресу: <адрес>, выявлен гражданин Узбекистана КосимовУ.Б.,22.08.1968 года рождения, нарушивший режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, что выразилось в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечению определенного срока пребывания.
Гражданин Узбекистана Косимов У.Б. приехал на территорию Российской Федерации с целью визита «Работа», осуществлял трудовую деятельность на основании патента 82 №2100073334 от 25.11.2021 года, состоял на миграционном учете по адресу: <адрес>, по истечению срока действия патента на 00 часов 00 минут 26.11.2022 года не покинул территорию Российской Федерации, чем нарушил ст.5 Закона №155-ФЗ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении гражданина Узбекистана Косимова У.Б. 02.02.2023 года протокола об административном правонарушении №98 по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
На основании собранных по делу доказательств, судья Бахчисарайского районного суда Республики Крым признал доказанным факт виновности гражданина Узбекистана Косимова У.Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Таким образом, совершенное гражданином Узбекистана Косимовым У.Б. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Вместе с тем при судьей Бахчисарайского районного суда Республики Крым при вынесении02. 02.2023 года постановления по делу №5-30/2023 не исследовались причины несвоевременности выезда Косимова У.Б. из Российской Федерации по истечении срока действия патента, не изучались иные обстоятельства, которые должны были быть учтены при постановке судебного акта в качестве смягчающих административную ответственность, а именно срок его незаконного пребывания на территории Российской Федерации, составивший только 11 часов, предпринятые им меры, направленные на выезд за пределы территории Российской Федерации и прекращения тем самым административного правонарушения.
В постановлении от 14.02.2013 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Косимова У.Б. с 2014 года пребывает на территории Республики Крым, в течение указанного длительного срока требования Закона №115-ФЗ и Закона №114-ФЗ не нарушал, что свидетельствует о серьезном его отношении к соблюдению требований миграционного законодательства страны пребывания.
За два дня до истечения срока действия патента -23.11.2022 года – заболел, обратился в Бахчисарайскую центральную больницу, где ему был поставлен диагноз «Острая респираторная инфекция верхних дыхательных путей» (температура тела 38,6 гр.Ц), явка к участковому врачу была определена на 26.11.2022 года.
Косимова У.Б., имея намерения исполнить указанные выше положения Закона №115-ФЗ и Закона №114-ФЗ в части своевременного выезда за пределы территории Российской Федерации, несмотря на определенную врачом дату посещения лечебного учреждения, выехал в Москву, приобрел билеты и 26.11.2022 года в 11.10 покинул территорию Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст.2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом краткосрочности незаконного пребывания Косимова У.Б. на территории Российской Федерации, отсутствия доказательств наличия у него намерения нарушить права и законные интересы общества и государства, а равно отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, обстоятельств совершения административного правонарушения и характера его вины, его личности, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за нарушений требований в области миграционного законодательства Российской Федерации, а также вышеуказанных конкретных обстоятельств настоящего дела становится очевидным, что имеются основания для признания совершенного им правонарушение малозначительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.2.9, 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Постановление судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 02.02.2023 года по делу №5-30/2023, вынесенное в отношении Косимова Уктамбека Борибоевича, отменить.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Косимова Уктамбека Борибоевича, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Судья подпись С.В. Яковлев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>