К делу № 2-4420/2023
61RS0022-01-2023-004622-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2023 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующей судьи Курасовой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Зубец О.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Таганрога, действующего в интересах муниципального образования «Город Таганрог» к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Таганрога, Котляровой Г.А. (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление социальной защиты населения г. Таганрога, администрация г. Таганрога, МКУ «Альтернатива») об обязании оборудовать жилое помещение автономного дымового пожарного извещателя в жилом помещении, об обязании не чинить препятствия установлении автономного дымового пожарного извещателя в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Таганрога обратился в суд в интересах муниципального образования «Город Таганрог» с исковым заявлением к Администрации г. Таганрога об обязании оборудовать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> автономным дымовым пожарным извещателем и обеспечить пусконаладочные работы, а также к <данные изъяты> с требованием не чинить препятствия в установлении автономного дымового пожарного извещателя в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>
Определением суда от 01.08.2023 года в качестве третьего лица по делу было привлечено УСЗН г.Таганрога.
Определением судебного заседания от 21.09.2023 года исключена в качестве ответчика Администрация г.Таганрога и привлечено КУИ г.Таганрога.
Определением судебного заседания от 11.10.2023 года в качестве третьего лица привлечена МКУ «Альтернатива».
Определением судебного заседания от 07.11.2023 года исключена из числа ответчиков по делу <данные изъяты> в связи со смертью и привлечена в качестве ответчика Котлярова Г.А. В качестве третьего лица привлечена Администрация г.Таганрога.
В качестве оснований исковых требований указано, что Прокуратурой города по поручению прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в местах проживания многодетных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении. С 01.03.2023 вступили в силу изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2022 № 1885 в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479. Пунктом 85 (1) Правил предусмотрено, что в комнатах квартир и жилых домов, не подлежащих защите системой пожарной сигнализации и (или) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в которых проживают многодетные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, должны быть установлены находиться в исправном состоянии автономные дымовые пожарные извещатели. Вместе с тем по результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение ст. 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 85 (1) Правил, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, являющегося собственностью муниципального образования «Город Таганрог» и предоставленного в пользование семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, автономные дымовые пожарные извещатели не установлены. Согласно представленной информации <данные изъяты> на основании договора социального найма от <дата> № является ответственным квартиросъемщиком. Неисполнение требований законодательства о пожарной безопасности являются недопустимыми, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые при возникновении пожара вследствие допущенных нарушений могут оказаться в зоне пожара и в зоне проведения аварийно- спасательных работ, в том числе несовершеннолетних. По данному факту прокуратурой г. Таганрога <дата> главе администрации г. Таганрога вносилось представление, при этом должных мер к исполнению изложенных в представлении требований не принято, до настоящего времени автономные дымовые пожарные извещатели в жилом помещении не установлены.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Таганрога в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, в материалах дела имеется отзыв на иск, согласно которому с требованиями, изложенными в исковом заявлении прокурора г. Таганрога к Администрации города Таганрога, КУИ об обязании оборудовать жилое помещение автономным дымовым пожарным извещателем и обеспечить пусконаладочные работы, КУИ не согласен, считает их не подлежащими удовлетворению ввиду следующего. Положение о КУИ не содержит указаний на наделение Комитета полномочиями по осуществлению контроля и распоряжения муниципальными жилыми помещениями, как и полномочиями по осуществлению КУИ оборудовать жилое помещение автономным дымовым пожарным извещателем и обеспечить пусконаладочные работы. Таким образом, в отношении муниципальных жилых помещений КУИ осуществляет лишь деятельность по их учету, иные мероприятия, связанные с предоставлением, осуществлением ремонта или оборудованием таких помещений относится к компетенции иных муниципальных учреждений. Таким образом, начиная с 01.03.2023, отсутствие автономных дымовых пожарных извещателей в комнатах квартир и жилых домов, в которых проживают многодетные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, является нарушением Правил. Кто отвечает за установку данных систем не указано. В соответствии с положениями статей 18 и 19 Федерального закона N 69-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ, к полномочиям органов местного самоуправления - включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов. Также положение, предусматривающее оказание адресной безвозмездной помощи за счет местных и региональных бюджетов по оснащению жилищ многодетных семей, а также семей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, предусмотрено пунктом 123 плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 N 122-р. ответственным исполнителем по которому являются МЧС России, Минтруд России, на основании чего на территории города Таганрога ответственными по данным мероприятиям должны являться МКУ «Управление защиты от ЧС», Управления социальной защиты населения г. Таганрога. Таким образом, КУИ является ненадлежащим Ответчиком по рассматриваемому делу. Вместе с тем, статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Согласно абзацу 2 указанной статьи ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов. Каких-либо исключений (в данном случае для многодетных и находящихся в трудной жизненной ситуации семей, а также семей, находящихся в социально опасном положении) закон не содержит. Вместе с тем, в соответствии с пунктом № Протокола планового заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ростовской области от <дата> № главам Администраций муниципальных образований было рекомендовано продолжить работу по установке пожарных извещателей в домовладениях, занимаемых многодетными и малообеспеченными семьями, а также семьями, находящимися в социально опасном положении. Во исполнение данного поручения в <дата> Управления социальной защиты населения г. Таганрога из внебюджетных источников были приобретены 36 пожарных извещателей. В 2022 году специалистами ВДПО г. Таганрога Ростовской области установлены 25 пожарных извещателей в 20 домовладениях, занимаемых многодетными и малообеспеченными семьями. В 2023 году в 9 домовладениях, занимаемых семьями данных категорий, установлено 9 пожарных извещателей. При выборе семей для установки пожарных извещателей критерий принадлежности занимаемого семьей жилого помещения к муниципальной собственности не требовался. Таким образом, данные мероприятия проводились не в рамках исполнения возложенных обязанностей, а в рамках данных рекомендаций. Все это было подробно изложено в представлении прокуратуры г. Таганрога от <дата> №. Учитывая указанное представление прокуратуры г. Таганрога, 2 оставшихся пожарных извещателя были установлены <дата> в жилом помещении, находящемся в собственности муниципального образования «Город Таганрог» и предоставленного в пользование семье, находящейся в трудной жизненной ситуации. В домовладении по адресу: <адрес> автономные пожарные извещатели не устанавливались. При этом, согласно базе данных «Отраслевой региональный социальный регистр населения Ростовской области» Управления социальной защиты населения г. Таганрога <данные изъяты> умерла в <дата> получателем, получателем каких либо мер социальной поддержки не является, к категориям: многодетных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении не относится. Данными о фактическом получателе КУИ не располагает (состоит на учете по <дата>). Договор социального найма заключен с Котляровой Г.А. Учитывая в совокупности вышеуказанные обстоятельства, КУИ считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица УСЗН г.Таганрога в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка, причины неявки суду неизвестны.
Котлярова Г.А. в судебноезаседание не явилась, извещалась судом надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Представитель Администрации г.Таганрога в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка, причины неявки суду неизвестны.
Представитель МКУ «Альтернатива» в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд по сути исковых требований приходит к следующему.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Иск подан в интересах муниципального образования «Город Таганрог», а также в защиту семьи, отцовства и детства.
В силу ст. 130, 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются муниципальной собственностью, управляют ею. В развитие конституционных норм и норм гражданского законодательства Федеральным законом № 131-ФЗ установлено, что муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью отнесено к вопросам местного значения всех типов муниципальных образований.
В соответствии ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.На основании ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу положений ст. 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 ст. 13 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37, 38 Федерального закона № 69-ФЗ собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом обязаны соблюдать требования пожарной безопасности выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, согласно действующему законодательству, несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
С 01.03.2023 вступили в силу изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2022 № 1885 в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479.
Пунктом 85 (1) Правил предусмотрено, что в комнатах квартир и жилых домов, не подлежащих защите системой пожарной сигнализации и (или) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в которых проживают многодетные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, должны быть установлены и находиться в исправном состоянии автономные дымовые пожарные извещатели.
Судом установлено, что Прокуратурой города по поручению прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в местах проживания многодетных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении.
Так, установлено, что в нарушение ст. 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 85 (1) Правил, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, являющегося собственностью муниципального образования «Город Таганрог».
Судом установлено, что на основаниидоговора социального найма жилого помещения № от <дата> и дополнительного соглашения к договору от <дата> по вышеуказанному адресу зарегистрированы: Котлярова Г.А. в качестве нанимателя, а также члены ее семьи <данные изъяты>. В материалы дела представлен ответ ОЗАГс на запрос суда из которого следует, что <данные изъяты> <дата> года рождения умерла <дата>.
Положения ст. <данные изъяты> Решение Городской Думы г. Таганрога от <дата> № "Об утверждении Положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "Город Таганрог" (общедоступные сведения) предусматривают, что имущество, находящееся в собственности муниципального образования "Город Таганрог", подлежит учету в реестре муниципального имущества города Таганрога. Органом Администрации города Таганрога, уполномоченным вести Реестр, является КУИ. Учет имущества, составляющего муниципальную казну, ведет КУИ.
Кроме того, в соответствии со ст. 2 Положения "О Комитете по управлению имуществом г. Таганрога", утвержденным Решением Городской Думы г. Таганрога от <дата> № (общедоступные сведения), основными задачами КУИ являются эффективное и целевое использование муниципального имущества, владение, пользование, управление и распоряжение имуществом и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Таганрога, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами, и имущественными правами на них. Организация и ведение учета муниципального имущества города Таганрога, ведение Реестра муниципального имущества города Таганрога.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, в том числе требующих материальных затрат.
Одновременно в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178- ФЗ "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе в целях улучшения условий их жизнедеятельности.
В соответствии с положениями статей 18 и 19 Федерального закона N 69-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ, к полномочиям органов местного самоуправления - включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
Также положение, предусматривающее оказание адресной безвозмездной помощи за счет местных и региональных бюджетов по оснащению жилищ многодетных семей, а также семей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, предусмотрено пунктом 123 плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 N 122-р.
Социальная направленность требования пункта 851 Правил предоставляет возможность его реализации в рамках соответствующих государственных региональных программ оказания гражданам государственной социальной помощи, а также региональных целевых программ в области пожарной безопасности за счет актуальных бюджетов субъектов Российской Федерации. Подобные программы реализуются в большинстве регионов.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно абзацу 2 указанной статьи ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного ?жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1.3.1 Протокола планового заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ростовской области от 01.12.2021 № 16 главам Администраций муниципальных образований было рекомендовано продолжить работу по установке пожарных извещателей в домовладениях, занимаемых многодетными и малообеспеченными семьями, а также семьями, находящимися в социально опасном положении.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О государственной социальной помощи" трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.
Таким образом,истец с учетом состава семьи 6 человек, а также с учетом несовершеннолетних детей, относится к семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, в связи с чем, на нее не может быть возложена обязанность по установке автономного дымового пожарного извещателя в занимаемом жилом помещении и обеспечении пусконаладочных работ.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрен такой способ защиты права, как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Обязание выполнить предусмотренные законом обязанности также может являться способом защиты права.
По данному факту прокуратурой г. Таганрога <дата> главе администрации г. Таганрога вносилось представление, при этом должных мер к исполнению изложенных в представлении требований не принято, до настоящего времени автономные дымовые пожарные извещатели в жилом помещении не установлены.
В силу ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Неисполнение требований законодательства о пожарной безопасности являются недопустимыми, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые при возникновении пожара вследствие допущенных нарушений могут оказаться в зоне пожара и в зоне проведения аварийно- спасательных работ, в том числе несовершеннолетних.
Следовательно, на КУИ г. Таганрога, выполняющего полномочия собственника в отношении недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, должны быть возложены обязанности по выполнению работ по оборудовать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, автономным дымовым пожарным извещателем и обеспечить пусконаладочные работы; на <данные изъяты> должны быть возложены обязанности не чинить препятствий в установлении автономного дымового пожарного извещателя в вышеуказанном жилом помещении.
В связи с изложенным, исковые требования прокурора г. Таганрога подлежат удовлетворению в полном объеме.
С учетом необходимости обеспечения финансирования для выполнения вышеприведенных работ суд считает необходимым установить срок для их выполнения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Таганрога, действующего в интересах муниципального образования «Город Таганрог» к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Таганрога, Котляровой Г.А. (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление социальной защиты населения г. Таганрога, администрация г. Таганрога, МКУ «Альтернатива») об обязании оборудовать жилое помещение автономного дымового пожарного извещателя в жилом помещении, об обязании не чинить препятствия установлении автономного дымового пожарного извещателя в жилом помещении – удовлетворить.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Таганрога (ИНН 6154005874) в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу оборудовать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> автономным дымовым пожарным извещателем и обеспечить пусконаладочные работы.
Обязать Котлярову Г.А. (паспорт <данные изъяты> №) не чинить препятствий в установлении автономного дымового пожарного извещателя в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Курасова Е.А.
Мотивированное решение составлено 30 ноября 2023 года.